Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург


"Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург

Сообщений 81 страница 90 из 159

81

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35465.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35461.jpg

   Ну, если совсем честно, большого впечатления Рок-переход не произвёл: может, стиль оформления не "мой", а может, потому что особым фанатом свердловских музыкантов (за редкими исключениями, и то не в виде имён, а отдельных композиций) я никогда не был...

   Но вернёмся к Городскому пруду - кстати, любопытно, что вскоре после его образования появилась специальная должность - смотритель (или сторож) Городского пруда, главной задачей которого было следить за уровнем воды, и когда тот повышался, бить в набат, дабы городские (тогда ещё - заводские) жители немедленно бежали укреплять плотину.

   Сначала пруд имел чисто утилитарное - так сказать, гидротехническое - назначение, и только в середине 19 века возле него - и то не везде, а сперва лишь на западном берегу, где к тому времени уже стояли Дом Главного горного начальника и особняк купца Пшеничникова, была сооружена каменная набережная. Но настоящие "общественные пространства" вокруг пруда стали появляться лишь спустя столетие, когда были построены новые набережные, а на них установлены фигуры сталеваров и спортсменов. Согласно городским легендам (а может, и не очень легендам) на дне пруда до сих пор лежат памятники, которые, будучи признаны "идеологически неправильными", сбрасывались в воду: к таковым, в частности, относят бюсты Петра I и Екатерины I, поставленные в 1886 году близ Плотинки и "свергнутые" сразу после революции (уже в наше время в рамках восстановления исторической справедливости они - конечно, в виде плюс-минус копий - были воссозданы в Историческом сквере у стен Музея архитектуры и дизайна - я их показал выше), а спустя 10 лет их судьбу повторил памятник "Освобождённому труду", прозванный в народе "Ванькой Голым", поскольку изображал обнажённого мужчину. Также утверждают, что в пруду долгое время лежали россыпи обточенных полудрагоценных камней, которые сбрасывала в виде отходов производства стоявшая на Плотинке гранильная фабрика.

   Правда, если говорить честно, главный екатеринбургский водоём меня всё же не впечатлил - да, столь огромное водное пространство в центре города видеть непривычно, но ничего особо интересного (Дом Н. И. Севастьянова, о котором речь пойдёт дальше - отдельная история) я для себя - в рамках своих интересов, конечно, там не нашёл. Хотя большая вода в большом городе - это в любом случае всегда приятно...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35446.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35444.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35606.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35453.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35460.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35601.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35599.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35451.jpg

Отредактировано savl (2024-08-22 15:42:58)

0

82

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35445.jpg

   Кстати, вместо сброшенных в воду "царских" бюстов в советские годы были установлены новые, "идеологически верные" - главного "певца Урала" Павла Петровича Бажова...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35443.jpg

... и уроженца Верхотурского уезда писателя Дмитрия Наркисовича (каюсь, вот только сейчас узнал его отчество...) Мамина-Сибиряка.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35603.jpg

   В южной части пруда расположены две ажурные металлические беседки-ротонды; в одной (левой по карте) стоит "общественный" рояль для всех желающих, но эта беседка сейчас обмотана "строительной" запретительной лентой и закрыта, а вот правая совершенно свободна и доступна:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35448.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35441.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35449.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35447.jpg

   А ещё по обеим сторонам Исети южнее Плотинки можно увидеть загадочные памятники в виде причудливо скрученных узлов, которые, как выяснилось, символизируют - согласно официозу - "разорванные цепи пролетариата":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35454.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35440.jpg

   А это, видимо, тот самый пролетариат, который ещё только готовится "разорвать цепи":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35456.jpg

   Но мне больше нравится другая версия, по которой композиции демонстрируют качество уральского металла знаменитой марки "Старый соболь", из которого раньше действительно можно было завязывать узлы в холодном виде - образцы таковых, как пишут, имеются в краеведческих музеях Нижнего Тагила и того же Екатеринбурга.

   Ну а поскольку всё равно ничего не понятно, то не удивительно, что горожане как только их не называют (чаще всего, как я прочитал - фигами, но не теми, что инжир, а теми, что из трёх пальцев, то есть кукишами) ... В общем, мораль такая: предмет искусства должен быть понятен "широким массам", а в противном случае он рискует оказаться в числе "мемов", и не всегда приятных и приличных...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35455.jpg

Отредактировано savl (2024-08-13 17:11:52)

0

83

starlec написал(а):

Мне кажется, погорячились. Усадьба Расторгуевых - Харитоновых - 1824 г, Дом Глинки (Главного горного начальника) – 1830 г,
Визитная карточка города - Дом Севастьянова - 1866 г

Да нет, конечно, не погорячился, а сказал то, что и думал, точнее, то, что навеяли впечатления. Другое дело, что, возможно, не прозвучала главная мысль, хотя мне казалось, что слово "выглядит" её выражает.
Я, упаси боже, не имел в виду, что в Ек-бурге нет ничего исторического - этого там хватает, и именно этому в основном и будет посвящён мой рассказ - тут как раз странно сводить всё историческое к трём домам.

Просто лично для меня свежеотреставрированные здания во многом ощущение (а речь именно о нём) "историзма" теряют, а если они ещё и построены в стиле классицизма (как Дом главного горного начальника) - то тем паче (Дом Севастьянова - в любом случае шедевр, и практически единственная постройка в Ек-бурге, которую можно так назвать). А вот на Каменный мост смотришь - и видишь ту самую "историю, застывшую в камне" :)

starlec написал(а):

Под крышей, конечно - Шигирский идол.

Нет, ну это уже совсем "из другой оперы". Я же имею в виду чисто внешний "уличный" антураж. Хотя сама по себе достопримечательность, безусловно, уникальна, с этим никто не спорит.

Отредактировано savl (2024-08-08 13:18:33)

0

84

..........

   На берегу Городского пруда находится и главная, да и, честно говоря, единственная по-настоящему значительная архитектурная достопримечательность Екатеринбурга - Дом предпринимателя, владельца золотых приисков и мануфактур, горного инженера по образованию Николая Ивановича Севастьянова. Первое здание на этом месте упоминается ещё в 1817 году, потом оно сменило несколько владельцев и, наконец, перешло к Н. И. Севастьянову, который в 1866 году полностью перестроил его, придав дому истинно "дворцовый" облик в стиле эклектики с ярко выраженными неоготическими мотивами. Впрочем, его надо не описывать, а смотреть, поскольку особняк Севастьянова ослепительно красив и, на мой взгляд, как раз и замыкает тот самый "третий угол" "золотого уральского треугольника" наравне с Невьянской башней и Верхотурским кремлём (при этом я никоим образом не свожу  только к нему весь исторический Екатеринбург).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35466.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35478.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35472.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35477.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35473.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35469.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35471.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35470.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35467.jpg

0

85

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35468.jpg

   Стиль окружающей особняк металлической ограды (особенно ворот) соответствует готическому духу самого здания:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35476.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35479.jpg

   И опять ротонда на Городском пруду создаёт изящную "рамку" для панорам:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35475.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35474.jpg

   В 1870-х годах Н. И. Севастьянов получил повышение по службе и переехал в Санкт-Петербург (где вскоре и скончался), а его "дворец" за 40 тысяч рублей выкупила городская казна, после чего в нём разместился Окружной суд, который проработал там до самой революции.

   Разумеется, столь заметная достопримечательность тоже не обошлась без "своих" легенд; согласно одной из них, Севастьянов хотел возвести над угловой ротондой золотой купол, но поскольку в те времена золотить разрешалось только (так пишут!) церковные купола, ему отказали, а в наказание за гордыню обязали ходить в ближайший храм в чугунных галошах - и таким образом учиться смирению. Конечно - на мой взгляд - эта легенда является чистым вымыслом (по крайней мере, в части чугунных галош), но она продолжает жить и, думаю, переживёт ещё, как минимум, нас с вами :)

...

   Рядом с Домом Севастьянова находится ещё одно здание 19 столетия, построенное в 1820-1821 годах - Аптека горного ведомства (сегодня в нём размещается Музей истории камнерезного и ювелирного искусства):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35608.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35613.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35530.jpg

   Перед ним расположен (на снимке видна его верхняя часть) памятник 37-му Екатеринбургскому пехотному полку, образованному в 1796 году по указу царя Павла I (тогда он назывался мушкетёрским), который участвовал почти во всех сражениях времён царской России и был расформирован после революции. Первый памятник полку был установлен ещё в 1859 году там, где когда-то стояла походная церковь мушкетёрского полка, но при советской власти его снесли и воссоздали - уже на новом месте - в начале нашего века.

..........

   Сейчас мы немного прогуляемся вдоль западного берега Городского пруда...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35611.jpg

... где находятся особняки 19 столетия. Первый из них - построенный в начале 1830-х годов Дом купца И. Г. Пшеничникова в стиле классицизма. Он сдавался в аренду, и одно время в нём располагалась служебная резиденция Главного лесничего горных заводов, чьей задачей было следить за расходованием древесины в горных округах и заниматься охраной и восстановлением окрестных лесов.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35604.jpg

   А следом за ним стоит очень похожий (поскольку его строил - как, кстати, и Аптеку горного ведомства - тот же архитектор Михаил Павлович Малахов) Дом Главного горного начальника с трёхъярусным портиком и мезонином:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35612.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35607.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35609.jpg

* * * * * * * * * *

   Что касается прочих городских достопримечательностей ... они, безусловно, имеются, но очень "некрупного пошива" (уникальный Шигирский идол, хранящийся в Музее истории и археологии Урала, являющийся древнейшей в мире сохранившейся деревянной скульптурой, которая чуть ли ни втрое старше египетских пирамид - её возраст оценивается примерно 12-ю тысячелетиями - стоит особняком и ни с кем не конкурирует). Как я уже говорил, я всегда считал, что в Екатеринбурге туристу делать особо нечего, и теперь, хорошо изучив его, "пройдясь" по карте практически по каждой улице его исторического центра, а потом по многим из них вживую, убедился в этом "на практике". Этим мнением я никоим образом не хочу никого - особенно горожан - обидеть, но, как говорится, истина дороже: для нас, путешественников, честность друг перед другом всегда должна стоять выше "политкорректности" по отношению к жителям мест, которые мы посещаем (как оставляя отзыв на понравившуюся гостиницу, мы не стараемся польстить её хозяевам, а рассказываем всё, как есть, и даже если мы обнаружили всего одну "помарку", наш долг предупредить о ней, потому что для кого-то именно она может оказаться значимой).

   Туристически Екатеринбург (как и Ульяновск, в котором я только что побывал) полон ложных стереотипов, повторяемых "из уст в уста" (а по нынешним реалиям - "из блога в блог"), которые в числе главных здешних "маст си" непременно называют "небоскрёб "Высоцкий" со смотровой площадкой и одноимённым музеем, "Ельцин-центр", "Храм на крови" и даже - хотя и реже - "Гринвич". На мой же взгляд, ни одно из названных мест не является "обязательным" (даже при всей условности этого слова в туризме) "для всех и каждого" - у меня, к примеру, все они не вызвали ни малейшего интереса, и если не увидеть возвышающегося над всей центральной частью города "Высоцкого" невозможно при всём желании, то без всех остальных я прекрасно обошёлся (а от столь помпезных храмов, как "На крови", мне хочется бежать как можно дальше после первого взгляда на них ещё издали).

   Так что не о них пойдёт мой рассказ о Екатеринбурге, который, по сути, толком ещё не начинался: всё, что было до сих пор, я отношу к неизбежной вводно-исторической части, столь же неизбежно проиллюстрированной, а "произвольная программа" будет посвящена менее знаковым, но не менее интересным и красивым "объектам", коих в уральской столице предостаточно - просто они не относятся к тем, ради которых стоит сюда ехать, но если уже по какой-то причине вы оказались здесь - "интересностей", как минимум, на 1 день, вы точно найдёте, причём не только архитектурных, но и природных, потому что эффектные Шарташские каменные палатки находятся не просто в самом городе, а совсем недалеко от его центра.

...

   Ну а поскольку явных "лидеров" среди екатеринбургских достопримечательностей (кроме Дома Севастьянова, но его я уже показал) нет, моя задача упрощается: я могу ничего не систематизировать, не выстраивать "заумную" линию повествования "от главного ко второстепенному" и позволить себе полную спонтанность: что утром придёт в голову - о том днём и напишу:)

   А начну я по традиции с отеля, в котором жил - огромной гостиницы "Большой Урал" (ооо, он действительно очень большой!), построенной ещё в начале 1930-х годов, когда Свердловск являлся крупным промышленным и административно-хозяйственным, а значит, и "командировочным" центром, и "Большому Уралу" предстояла роль этакого "лица города": в нём останавливались Хрущёв, Ричард Никсон, Джавахарал Неру, Фидель Кастро, Борис Пастернак, Белла Ахмадулина, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Андрей  Вознесенский, Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Александр Твардовский, Людмила Зыкина...

   Изначально гостиница планировалась как комплекс из двух корпусов, но даже при том, что второй так и не был построен, "Большой Урал" стал крупнейшим на всём Урале. В конце 1930-х - начале 1940-х годов его главный фасад был реконструирован и украшен балюстрадами, гипсовыми статуями, вазонами и лепными украшениями. "Скромное обаяние" присутствовало и внутри: широкая парадная лестница с красными ковровыми дорожками в обрамлении двух лифтовых шахт, просторные холлы между пролётами, обставленные живыми растениями и представляющие собой "зимние сады в миниатюре", везде много объёма, много пространства, много монументализма и ... минимум нарочитой помпезности. А в 1974 году зданию гостиницы был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

   К сожалению, это не помогло, и в дальнейшем (скорее всего, уже в 90-х) начался упадок: сейчас от прежнего шика остались только те самые "объёмы", да и то не все: половина (а то и больше) корпуса закрыта в связи с явно аварийным (как видится это снаружи) состоянием, лифты давно не работают, а мебель последний раз менялась, наверное, ещё во времена СССР (сантехника если и "моложе", то ненамного), от знаменитого когда-то на весь Свердловск ресторана остались одни воспоминания, и даже Минералогический музей, работавший здесь с 2000 года, через 15 лет был закрыт.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35499.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35494.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35496.jpg

   И всё же - если никто не испугается риском подниматься пешком на верхние этажи (первый раз меня поселили на 4-ом, а второй, видимо, уже как "заслуженного ветерана" - на 1-ом, то есть это всегда лотерея) и не побрезгает "антуражем второй свежести", я могу искренне порекомендовать остановиться именно в "Большом Урале", поскольку для того есть довольно веские основания. Во-первых, это цена - явно ниже "среднегостиничной" по нынешним временам, а если грамотно распорядится акциями, промо-кодами и кэшбэками, вообще получится очень весёлая - в хорошем смысле - сумма. Во-вторых, "Большой Урал" - единственный отель в самом центре города, не имея в этом конкурентов даже среди более респектабельных и дорогих "собратьев" - он расположен между "Высоцким" и Оперным театром (до обоих - 3 минуты ходьбы) и в шаговой доступности от всех основных достопримечательностей Екатеринбурга (в частности, 10 минут до Плотинки), а также остановки "аэропортовского" автобуса. В-третьих, при всей своей "усталости" он имеет всё необходимое, включая на удивление хороший вайфай и мощный напор воды (причём из обоих кранов), а также круглосуточный ресепшен. Да, в отеле нет кулеров, буфета и завтраков, но совсем рядом находятся сетевые супермаркеты "Монетка" и вездесущая "Пятёрочка", а также целый "букет" неплохих кафе и столовых. В общем, ничего идеального в природе не существует, а плюсы "Урала" явно превосходят его минусы.

Отредактировано savl (2024-08-21 12:06:44)

0

86

..........

   Выйдя из отеля, можно увидеть сразу 3 городские достопримечательности (в контексте Екатеринбурга это слово несколько теряет свой "полноценный" смысл, но как-то называть их всё равно надо...): слева возвышается 190-метровый 54-этажный небоскрёб "Высоцкий", второе по высоте здание Екатеринбурга (первое - возведённая позднее башня "Исеть" высотой 212 метров), построенный в 2011 году. Кроме своих "параметров" он известен, во-первых, расположенной почти на самой крыше смотровой площадкой, а во-вторых, Музеем Владимира Высоцкого, созданным на основе экспонатов, переданных Московским музеем Высоцкого (дальнейшее расширение экспозиции происходило уже самостоятельно, за счёт покупок вещей, так или иначе связанных с Высоцким - в частности, приобретённых на устроенном Мариной Влади аукционе в Париже); "звездой" коллекции является принадлежавший Высоцкому "Mercedes 350 W116". Кстати, будучи в Екатеринбурге, Владимир Семёнович тоже останавливался именно в "Большом Урале".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35483.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35489.jpg

   Впрочем, "Высоцкого" (не музея, а небоскрёба) в этом рассказе ещё будет много, поскольку в силу своего размера он вольно или невольно "позирует" чуть ли ни на каждой второй панораме исторического центра:)

   Прямо перед отелем начинается уютный и красивый сквер с фонтаном...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35481.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35551/h-35610.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35490.jpg

... отделяющий гостиницу от Екатеринбургского театра оперы и балета, или в просторечии Оперного театра. Его здание было построено в 1912 году по проекту инженера Владимира Николаевича Семёнова, назначенного в 1930-х годах на должность главного архитектора Москвы (именно ему принадлежит "сталинский" Генеральный план реконструкции Москвы, который, хоть и был реализован не полностью, стал градостроительной основой той Москвы, которую мы сейчас знаем), а самым известным его творением является роскошный Дворец эмира Бухарского в Железноводске.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35493.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35487.jpg

   Обратите внимание, как в зависимости от естественной освещённости меняется цвет здания:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35500.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35495.jpg

   Парадный фасад театра обращён к Главному проспекту, как до революции назывался Проспект Ленина - тот самый, что проходит по Плотинке и когда-то являлся первой улицей будущего города, соединившей западную и восточную части Екатеринбургской крепости, расположенные на разных берегах Исети. Он украшен балконами с балюстрадами, лепными украшениями и аттиком, над которым высится скульптурная группа из трёх муз:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35498.jpg

Отредактировано savl (2024-08-13 17:10:02)

0

87

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35503.jpg

   Богатым лепным декором отличаются и боковые фасады, особенно западный:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35488.jpg

   В сквере с разных сторон театра можно увидеть декоративную беседку на колоннах...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35486.jpg

... и скульптуры льва (на снимке) и львицы:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35492.jpg

   Театральная афиша:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35502.jpg

   Сквер живописно выглядит в вечерней подсветке:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35497.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35501.jpg

   А справа (если выходить из гостиницы) расположено оригинальное здание Екатеринбургского театра кукол, который все, конечно, называют короче - просто Кукольным театром:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35491.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35484.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35485.jpg

   Оно было сооружено в 1964 году и стало первым в СССР зданием, построенным специально для театра кукол. А свой нынешний вид приобрело совсем недавно - в январе 2022 года.

0

88

* * * * * * * * * *

   Есть в Екатеринбурге и свой "Арбат" (да простят меня те, кто не любит такое сравнение!) - улица Вайнера, ставшая в начале нулевых годов пешеходной почти на всём своём протяжении. Её история началась ещё в середине 18 столетия, она сменила несколько названий и в конце концов "остановилась" на Успенской - по имени расположенной неподалёку церкви Ново-Тихвинского женского монастыря, но при Советах была переименована в честь уральского большевика Л. И. Вайнера.

   Успенская улица была одной из главных торговых улиц Екатеринбурга и отчасти остаётся таковой и теперь: на ней сохранилось довольно много старинных домов - бывших особняков, лавок и магазинов, хотя, став "общественным пространством", она получила новое "наполнение" в соответствии с требованиями и веяниями нового времени: в частности, в виде многочисленных лавочек-скамеечек причудливых форм и "городских скульптур", объединивших в себе историю и фольклор.

   Я не могу отнести "Уральский Арбат" (ещё раз прошу прощения, хотя я далеко не первый, кто произносит эти слова) к числу самых интересных и живописных улиц, что я где-либо видел, но пройти по нему (а вечером - просто посидеть) действительно приятно.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35505.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35506.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35510.jpg

   Моя прогулка по улице Вайнера (эх, а по Успенской звучало бы красивее - для нас, туристов, такие вещи имеют значение!) начинается от особняка мещан Блиновых конца 19 века - правда, в нынешнем виде он был перестроен в 1912 году уже при новом владельце - некоем Коршунове. Его фасад украшен двумя симметричными "башенками" с декоративными куполами по углам и обильным лепным декором:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35504.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35513.jpg

   Напротив особняка расположен жанровый памятник тагильскому мастеровому Ефиму Артамонову, которого называют изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда: якобы после этого владелец завода, где работал Артамонов, даже послал его на коронацию Александра I, чтобы удивить царя "диковинным самокатом".

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35515.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35516.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35514.jpg

0

89

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35511.jpg

   Но ... дальше начинается множество "но". :unsure:  Дело в том, что многие историки и краеведы считают эту историю чистым вымыслом. Во-первых, никаких упоминаний об Артамонове не имеется ни в одном архивном документе того времени, а его имя-отчество и даты жизни впервые называются - причём без каких-либо ссылок на источники - лишь в 1950-х годах; во-вторых, проведённый в 1987 году металлографический анализ образцов железа, взятого из обода колеса "артамоновского" велосипеда, хранящегося в нижнетагильском краеведческом музее, показал, что тот был изготовлен из мартеновской стали, то есть не ранее 1870-х годов. Что же касается "истории с коронацией", то были обнаружены сведения о тагильском крепостном механике Егоре Кузнецове-Жепинском, который изобрёл конные "музыкальные дрожки" с верстомером и поднёс их на коронации Александра I вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, за что вместе со всей семьёй получил вольную. Вместе с ним присутствовал его племянник слесарь Артамон Кузнецов, и его имя, как полагают историки, и породило легенду о некоем Артамонове, присвоив ему заодно лавры изобретателя велосипеда, который в относительно современной конструкции появился лишь в 1839-1840 годах и был создан шотландским кузнецом Киркпатриком Макмилланом (рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, многие историки считают поздней фальсификацией).

   Чуть дальше находится замысловатый фонтан с не менее замысловатым названием "Спираль времени" (или "Машина времени", а в народе - просто "Кракен"; ещё про одно полуприличное имя я умолчу):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35512.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35508.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35509.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35517.jpg

   Дом екатеринбургского мещанина Никандра Васильевича Лазарева конца 19 века в так называемом "кирпичном стиле" с декоративными элементами эклектики:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35507.jpg

   Напротив него расположена жанровая скульптура "Одуванчик", семянки которого выполнены в виде человеческих ладоней. Тут ничего оригинального нет, подобные арт-объекты я уже видел в нескольких городах России и даже, по-моему (но могу ошибаться) за её пределами.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35519.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35520.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35521.jpg

0

90

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35518.jpg

   Вот даже так!  :rolleyes:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35524.jpg

   Следующая "городская скульптура" изображает ... нет, не Адама Козлевича с его "Антилопой-Гну", а безымянного банкира, идущего к автомобилю, где его дожидается личный водитель.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35526.jpg

   Хотя сам банкир в этой композиции явно на 10-м месте, всех привлекает машина:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35527.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35525.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35528.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35523.jpg

   Но давайте и банкира всё же посмотрим для "полноты картины" :)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35522.jpg

   Сюжетной привязкой скульптуры именно к этому месту служит то, что рядом находится бывшее здание Госбанка СССР (до революции - местного отделения Русско-Азиатского банка).

...

   Улицу Вайнера пересекают несколько оживлённых автомобильных дорог, перейти которые можно по подземным переходам. Что мы сейчас и сделаем, а пока остановимся на пару секунд, чтобы посмотреть на необычный дом, являющийся одновременно и историческим, и новодельным:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34863/h-35529.jpg

   Он был сооружён - тогда ещё двухэтажным - в конце 1870-х годов и был частью усадьбы екатеринбургского купца Андрея Фёдоровича Фёдорова. Затем его приобрели и перестроили в стиле модерн братья-купцы Агафуровы, открыв в нём магазин с длинным названием "Товарищества Русско-Французскихъ заводовъ Резиноваго, Гуттаперчеваго и Телеграфнаго Производствъ подъ фирмою Проводникъ" (в те времена большим спросом пользовались продаваемый здесь галоши). Особый шик зданию придавал угловой фасадный срез, обрамлённый двумя башнями, увенчанными большими орлами, которые держали в клювах вывеску-растяжку с названием фирмы "Проводникъ" (её головной офис находился в Риге).

   В 1930-х годах дом полностью перестроили, в результате чего исчезли не только орлы, но и весь прекрасный фасад, а здание превратилось в безликую четырёхэтажную ("попутно" оно было надстроено) "коробку". Однако в конце прошлого века его снова реконструировали и снова надстроили - на этот раз на 1 этаж, но при этом постарались вернуть ему хотя бы некоторые мотивы его дореволюционного облика (что, безусловно, хорошо!).

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург