Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург


"Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург

Сообщений 61 страница 70 из 159

61

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35253.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35251.jpg

   "Попутные" виды из окон "средних" ярусов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35254.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35245.jpg

   На одном из следующих этажей находится "диво дивное" - так называемая "слуховая комната", в которой, стоя в одном углу, можно хорошо слышать, что говорят или даже шепчут в углу противоположном (при этом находящиеся в середине комнаты и разговаривающие между собой люди совершенно не мешают: эффект проявляется именно в противоположных - но не в соседних! - углах) - это достигается особой формой сводчатого и слегка "приплюснутого" потолка.

   Нечто подобное я уже пару раз встречал, хотя где именно, сейчас и не вспомню (возможно, в европейских монастырях), поэтому ничего нового услышать не ожидал, но Невьянская башня смогла меня удивить: вы не просто слышите "собеседника" - кажется, что его голос раздаётся из репродуктора, расположенного где-то на стене рядом с вами. Или даже из самой стены - но не приглушенно, а очень чётко и громко. В общем, действительно чудо!

   Зачем именно Акинфию Никитичу понадобилась эта комната, никто не знает. То есть версий, гипотез и легенд на этот счёт ходит много, но именно этот факт и говорит о том, что "тайна сия велика есть"... Однако именно благодаря её существованию в Невьянске родилась поговорка: "Демид все слышит, Демид все знает" :)

   Внешне комната выглядит совершенно обычной, да и взять её одним планом не получалось, поэтому фотографировать её я не стал.

   А мы поднимаемся выше, на "новый уровень":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35255.jpg

   Здесь, на седьмом ярусе, находится часовой механизм башенных часов-курантов, изготовленный в 1730 году в Англии по специальному заказу и стоящий дороже самой башни: Демидов заплатил за него 5000 рублей золотом, тогда как строительство башни обошлось ему чуть более 4000 рублей!

   Часы имеют 3 циферблата и 10 музыкальных колоколов; изначально они были настроены на исполнение 18 английских мелодий, в 19 веке играли "Боже, царя храни!", в 1930-х годах - "Широка страна моя родная", а с 1985 года исполняют песню "Славься" из оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин".

   Фрагменты "часового" зала и часового механизма:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35262.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35257.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35256.jpg

   А это ... тыльная сторона (так сказать, "вид сзади") циферблата курантов:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35258.jpg

   Механизм расположен в отдельном "отсеке" со стеклянными перегородками и массивной деревянной дверью:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35260.jpg

0

62

   Кстати сказать, многочисленные балки, которыми башня буквально "прошита" в поперечнике "снизу доверху", являются железочугунными, то есть изготовленными из столь разнородных по своим характеристикам материалов, как чугун и железо (балка из чугуна усилена по всей длине железным стержнем); при этом чугунная составляющая работает на сжатие, а железная - на растяжение, что обеспечивает повышенную прочность несущих конструкций. Инженеры-историки считают, что это был первый в мире опыт совместного применения разных металлических конструкций, который был повторён только спустя столетие - в 1828 году при восстановлении восточной башни собора в германском городе Майнц, а потом - при возведении петербургского Исаакиевского собора (в наше время подобные задачи решает технология железобетона).

   И, наконец, последняя лестница ведёт на восьмой этаж - колокольню и "по совместительству" смотровую площадку, оттуда открываются панорамы города и Нейвинского пруда и прекрасный вид "сверху вниз" на Спасо-Преображенский собор:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35239.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35249.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35250.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35261.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35241.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35238.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35240.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35259.jpg

0

63

..........

   И всё же Невьянск сравнительно недолго был "демидовским": в 1769 году Прокофий Акинфиевич, который в душе всё же промышленником не являлся, продал свои наиболее прибыльные заводы, и в их числе Невьянский, "новому русскому фабриканту" Савве Яковлевичу Яковлеву, по рождению - Собакину. Он был классическим примером человека, про которого сейчас говорят "self made man", то есть добившимся успеха собственными силами, начиная практически с нуля. Правда, средствами при этом он, как говорят, особо не гнушался (к примеру, во время Семилетней "общеевропейской" войны Савва Яковлевич получил право на снабжение русской армии провизией, однако вскоре был уличен в махинациях, но сумел удачно откупиться и не довести дело до суда).

   Как бы то ни было, к середине 18 века Собакин (при Екатерине II он сумел войти к ней в доверие, и та лично повелела сменить его незвучную фамилию на благородную Яковлев) скопил весьма приличный капитал и начал скупать промышленные предприятия, в основном, на Урале: уже к 1780 году в его собственности числились 22 уральских завода, производивших четверть всего железа, выпускаемого на Урале!

   Справедливости ради надо сказать, что Савва Яковлевич не только скупал "готовенькое", но и строил новые заводы (в частности, Ирбитский и Верхнеалапаевский), а также реконструировал и переоснащал - причём по самым передовым технологиям - старые. Историки считают, что по своему вкладу в развитие уральской металлургии Яковлев ничем не уступал знаменитым Демидовым, а если и уступал, то лишь в славе "первости".

   Так что вполне заслуженно возле стен Невьянской башни размещена памятная экспозиция, посвящённая Савве Яковлевичу Яковлеву:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35271.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35269.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35270.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35273.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35266.jpg

   Кстати, Яковлев оставил после себя и архитектурное наследство. Правда, большой храм Спаса на Сенной, возведённый на его средства на Сенной площади в Санкт-Петербурге, был уничтожен уже в эпоху "зрелого социализма", зато сохранился Дом Саввы Яковлева на Садовой улице, а в Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне и сегодня можно полюбоваться великолепной надвратной церковью Саввы Стратилата, построенной в память о нём его внуками.

* * * * * * * * * *

   Невьянск, конечно, является "городом одной достопримечательности" (но такой, что равных ей на Урале не найти!), и если после осмотра башни у вас не осталось времени, об этом можно не сожалеть. У меня же оно ещё было, поэтому я немного прошёл по окрестным улочкам-закоулочкам, но сначала пообедал, благо совсем рядом находилось прекрасное заведение - кафе быстрого питания (да, кто хочет, может назвать столовой, но у меня язык не поворачивается - слишком там всё хорошо!) "Старая пристань":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35272.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35267.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35263.jpg

0

64

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35264.jpg

   На всякий случай у меня был припасён "вариант Б" - кафе "Симба" тоже с очень хорошими отзывами, правда, расположенное немного поодаль, но поскольку с "вариантом А" никаких обломов не произошло, до него я, естественно, не дошёл. А "Старую пристань" могу рекомендовать просто всеми "лапами и хвостами", и чтобы не писать одно и тоже, сошлюсь на свой отзыв, сделанный "по горячим следам": "Для своего формата понравилось всё. Разнообразное меню, вкусная еда, любезные сотрудники и по-хорошему почти смешные цены. Есть вайфай. В туалет бесплатно пускают по коду с чека, так что не спешите его выбрасывать:)"

   Цены действительно были очень приятными; да, я потратил 710 рублей, но "оторвался" "по полной", поскольку завтрак был "давно и неправда", а ужин не намечался вовсе из-за длительного переезда и позднего прибытия в Верхотурье. К тому же, если честно, просто глаза разбежались (и от ассортимента, и от тех цен), а потому я набрал столько, что когда сел за стол, ужаснулся: как я это осилю? Ничего, съел:) (только булочку благоразумно оставил на вечерний поезд)

   Просто для интереса (благо в расходах по карте можно найти подробные чеки):

- борщ - 130 руб.
- салат "блинный" (обалденно вкусный!) - 110 руб.
- перец фаршированный (вкуууусный!) - 130 руб.
- жюльен с курицей и грибами - 180 руб.
- кофе капучино (полноценный, 200 г) - 95 руб.
- булочка с творогом - 50 руб.

   Впрочем, вкусно было вообще всё :)

   Помнится, в прошлой поездке обед подобного формата в Рускеале обошёлся в 910 рублей, но там, по сути, и есть было нечего, кроме солянки (супа), которая, кстати сказать, стоила безумные 450 рублей... Так что "почувствуйте разницу"  :rolleyes:

..........

   И вот теперь, на сытый желудок и имея в запасе около часа свободного времени, можно немного побродить по Невьянску, хотя смотреть здесь - за исключением архитектурного ансамбля Невьянского музея - особо нечего, а большая часть того немногого, что есть, находится не в лучшем состоянии...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35275.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35285.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35282.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35281.jpg

   На последних двух снимках - Троицкая единоверческая церковь середины 19 столетия, за свой цвет прозванная в народе "красной". При советской власти её закрыли, купола снесли и использовали в качестве сначала пекарни, а потом музея. В "новые времена" храм вернули РПЦ, но восстановить "забыли", и он до сих пор пребывает в "усечённом" виде (хотя какой-то наружный косметический ремонт явно был произведён и, кстати, сейчас церковь является действующий - но уже "классически" православной).

   И даже нормальных (чистых) канализационных люков, на которых изображена Невьянская башня, мне не попалось (впрочем, не могу сказать, что обращал внимание на каждый встреченный):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35274.jpg

   В расположенном рядом с Преображенским собором со стороны его колокольни сквере Демидова можно увидеть любопытный "экспонат", который на поверку оказался практически "памятником революции":

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35286.jpg

   Согласно "прилагающейся" табличке, "этот чугун был выпущен в землю из доменной печи Невьянского завода во время забастовки рабочих в октябре 1916 года". Нууу... в каком-то смысле тоже исторический артефакт:)

0

65

...

   А самое красивое место в Невьянске (после, разумеется, центрального ансамбля) - набережная, проходящая вдоль левого (по карте) берега Невьянского пруда. Её недавно благоустроили, да так, что и посмотреть любо-дорого, и прогуляться приятно (вот уж "её пример - другим наука"). А какие виды отсюда открываются в сторону Невьянской башни! (эх, погода-погода...)

   Вот как набережная смотрится с высоты башни (от "плавающей" платформы и дальше в глубину снимка):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35247.jpg

   Так - с самой платформы (собственно, она тоже существует не сама по себе, а является полноценной составляющей набережной):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35277.jpg

   И "те самые" живописные панорамы:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35283.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35278.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35280.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35284.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35276.jpg

   Фрагмент благоустройства набережной (хотя она уже вышла из узких рамок этого формата и превратилась в полноценное "общественное пространство" - помните, я восхищался ими в Верхотурье? Кстати говоря, судя по фотографиям из инета, вечером, когда зажигаются многочисленные фонари и включается подсветка башни, здесь становится особенно душевно):

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35175/h-35279.jpg

   Невьянский пруд (сейчас он имеет "статус" водохранилища) появился в марте 1701 года на реке Нейве в результате сооружения плотины для Невьянского завода - "на заре" русской металлургии  главной составляющей любого "железного" завода, красочно выражаясь - его "сердцем", была именно плотина, поскольку заводские механизмы использовали энергию падающей воды, и практически все российские заводы строились "под плотинами". Возникло даже поверье, что само слово "завод" образовалось от слова "заводь", одним из значений которого является речной залив, образованный, в частности, при сооружении дамбы или плотины (на самом деле - по крайней мере, по нынешней "официальной" версии - оно происходит от слова "завести", или "заводить" - что-либо или кем-либо). Впрочем, к вопросу заводских плотин я ещё вернусь, когда буду говорить о екатеринбургской "Плотинке".

0

66

* * * * * * * * * *

   И всё же ещё одна достопримечательность, непосредственно связанная с Невьянском, имеется, хотя она не столь очевидна, как Невьянская башня, и искать её на улицах города бессмысленно. Это особая школа иконописи, известная под "брендом", который так и называется: Невьянская икона.

https://www.youtube.com/watch?v=AM5HJ289cP8

   Правда, увидеть её можно не здесь, а в Екатеринбурге, где находится специализированный музей, который так и называется: "Невьянская икона". Хотя в Невьянске тоже имеется свой Дом Невьянской иконы (--), но он, как следует из немногочисленных описаний, в основном представляет собой иконописную мастерскую. А вот чтобы посмотреть настоящую, аутентичную икону, да ещё в самом широком "ассортименте", надо ехать в столицу Урала.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35298.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35294.jpg

   И всё же бренд есть бренд, и я, нарушая структуру своего же рассказа и собственные традиции, сейчас сделаю исключение и расскажу о музее "Невьянская икона" не в "екатеринбургском" разделе, а здесь, в "невьянском" (или можно считать, что таким образом рассказ плавно "перетекает" в Екатеринбург).

...

   Вообще с точки зрения искусств я человек тёмный, практически невежественный, в живописи ничего не понимаю, а уж иконопись - и вовсе не моя "тема". А в музей я пошёл, чтобы, во-первых, получить общее представление, раз уж побывал в Невьянске, во-вторых, разнообразить впечатления, в-третьих, иметь какое-то полезное (не сидение в отеле) "мероприятие" на случай дождя, который изначально обещали, ну и в-четвёртых - потому что других альтернатив особо не было, а занять целый день в Екатеринбурге как-то было нужно.

   В итоге не могу сказать, что я получил какое-то "дикое удовольствие", сравнимое с впечатлением Невьянской башни, но и сожаления не осталось: было даже в меру интересно, хотя, если честно, от того, что я там узнал и увидел, мне не стало "ни холодно, ни горячо". Поэтому спишу посещение "Невьянской иконы" на "статью" "для разнообразия и общего развития":) Хотя входная плата - 400 рублей без всяких скидок - всё же великовата для просто "разнообразия"...

   Музей "Невьянская икона" "вырос" из частной коллекции небезызвестного Евгения Вадимовича Ройзмана (внесён в реестр иноагентов), бывшего мэра Екатеринбурга, политика, предпринимателя, историка, искусствоведа, поэта, члена Союза писателей России и Российской академии художеств. Он открылся в 1999 году и стал первым в России частным музеем иконы, а спустя 10 лет переехал в новое, более просторное помещение в самом центре уральской столицы практически в 3-х минутах ходьбы от башни "Высоцкий" (https://ekaterinburg.guide/).

   Помимо икон, которые являются его главным содержанием, музей имеет небольшую историческую экспозицию, которая начинается ещё на лестнице (основной выставочный зал находится на втором этаже, а на первом размещаются "ресепшен", сувенирная лавка, туалет и небольшой гардероб), где выставлены деревянные скульптуры, изображающие Христа и святых - таковые были распространены в деревнях Русского севера, а самым известным их собранием считается коллекция, представленная в Пермской художественной галерее - я даже сначала подумал, что здешние скульптуры "приехали" сюда оттуда (но нет, они все местные, уральские).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35291.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35290.jpg

   "Общим" (в плане содержания экспонатов) является и небольшой "отсек" второго этажа:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35299.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35297.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35292.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35296.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35295.jpg

Отредактировано savl (2024-07-31 15:39:05)

0

67

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35293.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35301.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35302.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35363.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35303.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35309.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35300.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35289.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35307.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35305.jpg

   Старообрядческие четки - лестовка (от древнерусского слова "лествица", то есть "лестница") служат для счёта молитв и поклонов и символизируют лестницу духовного восхождения на Небеса. Они представляют собой верёвочную ленту ("дорожку", или "ремешок"), на которой закреплено 100 поперечных больших и маленьких валиков ("бобочек", или "ступенек"). Число 100 выбрано не случайно: 12 первых ступенек олицетворяют апостолов, 38 следующих соответствуют сроку вынашивания Христа Богородицей, ещё 33 - число лет земной жизни Иисуса и 17 - количество пророчеств о Христе в Ветхом Завете. На ремешке подвешены так называемые "лапостки" треугольной - символизирующей Троицу - формы, которые изготавливались из шёлка или бархата и украшались вышивкой, бисером и даже речным жемчугом.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35308.jpg

   А в центре главного зале расположен большой и очень подробный, состоящий из многих сотен мелких и мельчайших деталей, макет храма. Изготовлен он был кустарным способом, что называется, "на коленке", в середине 20 века: примерно в период с 30-х до 50-х годов, причём о его авторе ничего не известно, кроме того, что он жил где-то в Нижегородской области (предположительно в селе Большие Каменщики); владелец музея приобрёл макет в Москве в начале нашего столетия, когда тот, по всей видимости, уже "походил по рукам". Любопытно, что храм делался из всего, что было "под рукой", включая стреляные гильзы разных калибров и консервные банки, из которых, в частности, сложен купол.

   Уникальность макета даже не в том, как он выглядит внешне, а что находится внутри, а там - все атрибуты обычного храма, кропотливо изготовленные с доскональной точностью: от иконостаса и алтаря с открывающимися Царскими вратами до хоругвей и многочисленного декора из пропильной резьбы.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35306.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35304.jpg

   Посещение музея групповое, с гидом-экскурсоводом, но при этом очень демократичное - никто никого не вводит ни в какие рамки и не выгоняет после окончания экскурсии: при желании вы даже можете остаться на следующий "сеанс" и прослушать всё по новой. А когда я пришёл немного раньше своего времени, мне предложили подняться на 2-й этаж, где в это время ещё шла предыдущая экскурсия, и присоединиться к ней или просто осмотреть экспозиции, а потом ... начать всё снова уже со "своей" группой. И это уже не говоря о том, что фотографировать здесь можно что угодно, как угодно и сколько угодно.

   Касательно самих экскурсий - у меня сложилось ощущение, что попасть на них не сложно, в том числе и придя за 5 минут до начала, но если в это время планово идёт большая группа, могут возникнуть сложности. Поэтому, если ваше пребывание в Екатеринбурге ограничено или жёстко регламентировано, лучше заранее записаться (как и на Невьянскую башню - без предоплаты) на нужное время на сайте музея https://ekaterinburg.guide/collections#tickets.

Отредактировано savl (2024-08-01 17:53:42)

0

68

..........

   Сейчас в экспозиции музея выставлено около 300 икон (всего в коллекции их более 600), а самой старой из них является "Богоматерь Египетская", написанная в 1734 году, о чём говорит надпись на её нижнем поле:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35310.jpg

   Техника, которую мы сейчас называем невьянской иконописью (или невьянским иконописанием?), появилась в начале 18 века в среде старообрядцев. Её отличают нарядный вид, яркие цвета, обильное использование золота и тонкая прорисовка деталей. Впрочем, я не буду переписывать умные источники и пересказывать фильм, ссылку на который дал выше - уверен, что далеко не всех это заинтересует, а те, кто реально заинтересуется, легко найдёт уйму подробной, познавательной и иллюстративной информации, которую я, абсолютный дилетант вообще и совсем не большой любитель икон (мягко говоря) в частности, всё равно не смогу донести ни профессионально, ни даже просто занимательно (в чём искренне признаюсь!).

   Тем не менее, я подобрал некоторое количество из того множества снимков, что сфотографировал в музее - не потому, что так увлёкся, а чтобы потом - то есть теперь уже как раз сейчас - было, из чего выбирать, поскольку иконы, хоть и не закрыты стеклом (да-да, их можно даже трогать, но, конечно, не "лапать"), но покрыты слоем олифы, который нещадно бликует в лучах освещающих экспозиции ламп. По правде говоря, сначала у меня была перфекционистская идея-фикс провести хоть какую-то систематизацию, чтобы преподнести эту подборку "красиво", но я быстро от неё отказалось, поскольку "шапка" оказалась "не по Сеньке"...

   Возможно, даже при этом кому-то покажется, что фотографий слишком много - что ж, тогда я просто извинюсь и попрошу "перелистнуть" пару страниц, но мне хочется оставить память лично для себя, а как я уже давно понял, лучшей памятью о поездках становятся не снимки сами по себе, которые я никогда не пересматриваю, а именно рассказы, где в контексте хоть какой-то информации и личных впечатлений по горячим (или почти по горячим) следам те же фотографии воспринимаются уже совсем по-другому.

   Итак, не судите строго!

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35326.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35332.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35333.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35317.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35314.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35328.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35312.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35321.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35319.jpg

0

69

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35311.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35313.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35315.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35324.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35330.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35329.jpg

   Но несколько слов я всё-таки скажу - из того, что запомнилось мне во время экскурсии. Во-первых, на заднем плане многих "сюжетных" икон изображены архитектурные пейзажи - здания и их фрагменты: арки, башни и т.п., которые, по идее, должны соответствовать временам Нового Завета - просто в силу соответствующих контексту библейских эпизодов. Однако даже неспециалисту понятно, что вместо ближневосточного стиля эпохи царя Ирода и прокуратора Понтия Пилата архитектура на иконах абсолютно ренессансная - ну чистая Италия! Объясняется это тем, что многие заказчики Невьянских икон - а большая их часть писалась на заказ - являлись богатыми фабрикантами, вполне просвещёнными людьми, которые уже поездили "по Европам" и разбирались в "модных трендах". А потому, платя немалые деньги за икону, хотели получить не просто изображения святых, но и "красивую картинку" ("сделайте мне красиво" - как раз этот случай). В свою очередь, и многие иконописцы успели побывать за границей и не только поучиться технике, но и посмотреть тамошнюю жизнь. Так что и заказчики, и исполнители зачастую "говорили на одном языке":)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35327.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35318.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35325.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35323.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35320.jpg

   Как видите, даже на суперклассической иконе "Троица" изображены строения позднего Средневековья :)

   А ещё старообрядцы очень не любили Петра I (впрочем, это было взаимно) за его "западничество" и ущемление их прав и даже видели в нём чуть ли (а зачастую и без "чуть ли") ни Антихриста во плоти (хотя, справедливости ради, основные гонения на староверов состоялись ещё до Петра - во время реформ патриарха Никона; более того, Пётр даже отменил принятый при царевне Софье закон "Двенадцать статей", определявший разные степени наказания для старообрядцев, на основании которого были казнены тысячи "раскольников"). А потому невьянские иконописцы, которые в основном тоже были староверами, нет-нет и позволяли себе "похулиганить" и изобразить на иконе какого-нибудь отрицательного богопротивного библейского персонажа с характерными чертами лица Петра I (причём даже уже после его смерти). Вот как, к примеру, здесь - в образе царя Ирода (да ещё в шутовском колпаке), приказывающего отрубить голову Иоанну Крестителю:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35335.jpg

Отредактировано savl (2024-08-01 17:50:50)

0

70

А вот пример тщательной прорисовки деталей - понимаю, что на снимке это не так ощутимо, но вживую создаётся полное впечатление, что одежды священников "объёмно" вышиты бисером...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35364.jpg

   Не говоря уже о том, что все лица совершенно индивидуальны, двух похожих не найти, сколько бы персонажей на иконах ни присутствовало - опять-таки, мелкие фотографии в этом смысле не показательны, но вы можете поверить мне на слово (а я - на слово экскурсоводу:))...

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35360.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35361.jpg

   Изображение отрока (не младенца) Иисуса на иконах встречается крайне редко:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35347.jpg

   А дальше я снова - и уже в последний раз! - покажу музейные иконы "списком" без комментариев:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35343.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35346.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35352.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35362.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35357.jpg https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/35288/h-35355.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » "Золотой треугольник" Урала: Верхотурье - Невьянск - Екатеринбург