..........
Улица Тургенева потихоньку поднимается вверх и в конце концов упирается в ограду Вознесенской церкви (потому и улица раньше называлась Верхне-Вознесенской), которая после сноса Екатерининского и Богоявленского соборов является старейшим из сохранившихся храмов города. Она была заложена в 1770 году - тогда ещё маленькой и деревянной, но уже в конце того же столетия перестроена в камне, а в течение 19 века неоднократно реконструировалась и расширялась, и сегодня, несмотря на все перипетии советской эпохи, мы видим её в дореволюционном облике (недаром церковь появлялась в кадрах многих советских исторических фильмов: "Угрюм-река", "Приваловские миллионы", "Цареубийца".
Вообще на Вознесенской горке (так называется холм, где стоит церковь) лучше многих прочих районов Екатеринбурга сохранилась застройка конца 18 и 19 столетий; другое дело, что далеко не вся она выглядит "смотрибельно", реально красивых зданий здесь мало, и одним из таковых (хотя стиль всё равно не "мой", поэтому я сделал лишь пару символических снимков) можно назвать Усадьбу Харитонова-Расторгуева, которая создавалась с 1794 до 1824 года (с другой стороны расположен огромный - площадью раз в 20 больше, чем территория Вознесенской церкви - усадебный парк с большим прудом):
Как раз напротив неё находится "Храм на крови" (официальное название - Храм-памятник на Крови во имя всех Святых, в земле Российской просиявших), возведённый в начале нашего века на месте дома Ипатьева, где содержались под арестом и были расстреляны император Николай II и его семья.
Ну, что сказать ... нет, пожалуй, воздержусь, ничего не скажу, как говорится, здоровее буду... Конечно, упокой с миром, Господи, души всех убиенных на этом месте, но не "принимаю" я такие храмы, и я имею в виду не "общественно-политический" контекст, а, условно говоря", "памятно-архитектурный". Как вы думаете, что сказал бы, к примеру, Серафим Саровский, если б ему предложили после смерти возвести над его будущей могилой громадный мраморный мавзолей? Вот то-то и оно...
После того как я увидел храм снаружи, заходить в него мне совсем расхотелось (если раньше где-то внутри и была такая идея, то она моментально испарилась), так что возле него я не задержался.
Рядом стоит не менее монументальное и не менее помпезное здание, в котором находится всего понемногу: от Выставочного центра до музея Царской семьи и Никольской церкви:
Но нет, уходим, уходим, уходим ... на обычные улицы обычного Екатеринбурга.
Ренессансно-барочный особняк фабриканта и общественного деятеля Ивана Фомича Круковского 1911 года (на фото слева):
Дом второй половины 19 века, известный тем, что в нём с 1898 года находилось фотоателье известного в те времена фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова, которого иногда называют фотолетописцем Урала:
Почти сразу за ним на улице Первомайской (до 1919 года - Клубной; столь странное название объясняется тем, что в доме Екатеринбургского общественного собрания работал клуб) два разных здания выглядят единым, хоть и "разношёрстным", ансамблем благодаря соединяющей их проездной арке:
"Правое" кирпичное здание - Концертный зал Маклецкого, сооружённый в 1900 году всё тем же Юлием Осиповичем Дютелем и названный в честь управляющего местным отделением Сибирского банка Ильи Маклецкого, который выделил средства на его строительство (по слухам, он подарил его своей дочери Анне, бывшей оперной певицей). Благодаря особому подвесному деревянному потолку, работающему как резонатор, зал обладал - и обладает - уникальной акустикой, причём, как пишут, потолок потолком, но полностью её секрет не раскрыт до сих пор; более того, уже в наше время специальная комиссия, в которую вошли эксперты-звукоинженеры и звукорежиссёры, пришла к выводу, что по своим акустическим характеристикам Концертный зал Маклецкого (а он остаётся таковым и сейчас) является лучшим в России!
А "левое" здание, где сейчас находится Музыкально-драматический театр, более известно как Дом культуры имени А. М. Горького, который несколько раз основательно реконструировался, а изначально - до революции - являлся обычным каменным особняком, но в 1927-1928 году его капитально перестроили в стиле конструктивизма и превратили в Клуб пищевиков. После войны - новая реконструкция и новый облик - уже неоклассический: именно тогда первый этаж был рустован (облицован крупными камнями в форме пирамидок), а многие окна оказались заложенными: на главном фасаде, выходящем на Первомайскую, вообще не осталось ни единого проёма (и потому дом немного напоминает вагон бронепоезда:)), а вместо них устроены округлые ниши с установленными в них декоративными фонарями на столбике-ножке, "покрытые" сверху треугольными фронтонами: