В 1834 году Изабелла-Клара умерла, и Игнатий женился на ее родной сестре Терезе (1813 — 1895), родившей ему четырех сыновей — Оскара-Вольдемара (1843 — 1888), Ольгерда-Матеуша-Наполеона (1845 — 1871), Генрика-Геронима-Вольдемара (ум. ок. 1863 г.), Эдгара-Эмиля-Владислава (1848 — 1923) и трех дочек — Изабеллу (1839 — 1879), Ванду (1842 — 1920) и Адель (1846 — 1863).
Во втором браке Игнатий стал единственным наследником всего состояния рода Слизней еще и сумел занять почетную должность своего тестя. В итоге только земельные владения Игнатия Булгака достигали почти 30 тысяч гектаров. А вдобавок ко всему новоявленный магнат уже совершил к тому времени самую грандиозную свою трату – у другого известного магнатского рода Сапег выкупил почти все Быховское графство.
Учитывая общественное положение и наличие денег, Игнатий Булгак начал пробовать себя на политическом поприще. Будучи человеком весьма осторожным, он все же занялся возрождением Бобруйска, который с 1807 года был вовсе не городом, а одной огромной оборонительной крепостью. Командование русской армии, не особо просчитав последствия своего решения, без объяснения причин выселило население Бобруйска из собственных домов, навесило амбарные замки на магазины, стало перестраивать для военных нужд храмы. Людям выдали лишь небольшие компенсации и разрешили поселиться в бывших городских предместьях. Местные выборные органы власти пытались как-то бороться против произвола армии, но тщетно.
Игнатий заслужил славу мецената и большое уважение местной шляхты, о чем свидетельствует то, что он дважды избирался предводителем дворянства Бобруйского уезда. Невероятно, но именно Игнатию Булгаку удалось добиться увеличения размеров государственных компенсаций, а также разрешения властей на возобновление в Бобруйске деятельности средней школы. Чтобы ускорить этот процесс, Булгак подарил управлению Виленского университета большой плац с двумя домами и хозяйственными постройками, занимавший на Глусском форштадте целый квартал. Приняв этот дар, руководство в ответ предложило занять застрельщику народного просвещения должность почетного смотрителя училищ Бобруйского уезда, о чем было доложено соответствующему министру. Изучив как следует ситуацию, тот и «исходатайствовал всемилостивейшее соизволение государя императора Александра І на открытие уездного училища в г. Бобруйске».
Добрые дела в России были замечены на уровне государя-императора, и Булгак получил от Александра I вместе с благодарностью звание почетного смотрителя школ Бобруйского уезда. Для перестройки его бывшей усадьбы под школу в город приехал известный в те времена архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Виленского университета профессор Карл Подчашинский, отец которого когда-то был придворным зодчим самих Радзивиллов.
Вот здесь нам реставраторы оставили неотреставрированный кусочек для сравнения.
Отредактировано Loconte (2024-06-17 14:04:03)