Теперь хочу показать вам обновленный павильон "Поволжье". Его только закончили к выставке-форуму. Долгие годы мы не могли любоваться этой красотой.
Информация отсюда https://dzen.ru/a/Y-SWqcN37nJg2NPH
Павильон №15 на ВДНХ сменил не только свой облик несколько раз, но и название. Появился он ещё к открытию выставки в 1939 году и получила наименование "Поволжье". Однако с проектом всё вышло не так просто: его меняли не один раз. Первый вариант возник в 1937-м году . Это были эскизы архитектора Георгия Чалтыкьяна. Он предлагал конструкцию из дерева, которая внешне напоминала пароход. В специальной литературе дают разную информацию: в одних источниках пишут, что павильон так и остался на бумаге; в других, что его успели построить. Создание выставки сопровождалось огромными проблемами и переносами сроков открытия. Поэтому часто меняли облик и самих павильонов.
Так выглядел проект Георгия Чалтыкьяна
Согласно второй точке зрения, после 1937 года павильон Чалтыкьяна был по сути готов. Но как раз из-за переноса даты открытия выставки его перестраивали уже по проекту другого архитектора - Александра Борецкого. Наконец, к августу 1939 года здание снова приобрело новые черты. Здесь уже никаких споров нет. Свой вклад в создание итогового варианта внёс зодчий Сергей Знаменский. Его павильон и увидели москвичи, которые впервые попали на выставку. Он имел ассиметричные формы. В центральной части располагалось огромное панно. На нём изобразили Куйбышевскую плотину и гидростанцию "Большой Волги". Картина внизу плавно переходила в каскадный фонтан. То есть нарисованные волны как будто превращалась в реальные.
Павильон "Поволжье" в 1939г.
Наверху сделали конструкцию в виде металлического моста. Справа находилась башня, которую венчала статуя В.И. Чапаева. Её создавал скульптор Павел Баландин. Далее оформление павильона продолжили с помощью барельефа во всю стену. Его тематика - земледелие. Декор левой части здания решили сделать в традиционном советском стиле: с гербом, сельскохозяйственными элементами и др. Как это часто бывало в 1930-х, архитектурное сообщество результатом осталось недовольно. В журналах тех лет писали, что выглядела постройка интересно. Только вот между собой её элементы совсем не сочетались.
К 1954 году выставку решили кардинально переделать. В очередь на обновление записали и павильон "Поволжье". Старую конструкцию снесли. На её месте появилась совсем другая постройка. Её создавали архитекторы Е.В. Яковлев, а также И.М. Шошенский. Единственное, что напоминало о предыдущем павильоне, шум воды. Эту фишку зодчие сохранили. Теперь струи вытекали из боковых витражей с Куйбышевской (ныне Жигулёвской в Самарской области) и Сталинградской (сейчас - Волжской в Волгоградской области) гидроэлектростанций. Собиралась вода в небольших бассейнах, которые отделали голубым стеклом.
Так выглядел павильон в 1954г.
На боковых частях павильона имелись горельефы (то же самое, что барельефы, но более выпуклые). Правда их тематика уже была другой: здесь изобразили на героические сражения под Царицыном (Волгоградом) в 1918-1920 годах и Сталинградом во время Великой Отечественной.
Центральную часть павильона дополнили пилонами с барельефами. Основная идея этих украшений - "торжество труда над покорённой водной стихией". Чуть выше входа разместили ещё один витраж. Здесь уже была карта Волги со всеми важными городами, которые на этой реке находятся. Венчали павильон скульптуры колхозника и колхозницы. Вместе они держали герб СССР. Оформление внутри здания посвятили природе и сельскому хозяйству Поволжья. На эту тематику сделали много разных панно.
Свой торжественный облик павильон сохранял недолго. Архитектурная мода быстро менялась. Началась борьба с излишествами. Поэтому в 1958-м "Поволжье" потеряло все свои украшения. Фасад отделали вогнутыми листами анодированного алюминия. Интересно, что в создании нового облика принимал участие архитектор павильона образца 1954 года И.М. Шошенский. Постройка теперь должна была напоминать радиоприёмник, чтобы отсылать к новому названию: "Радиоэлектроника и связь". В торцах появились рельефные абстрактные формы. Нижнюю часть павильона украсили витражами с изображениями разной техники.
В таком виде павильон сохранился до 2014 года. Столичные власти тогда решили, что постройке нужно вернуть облик 60-летней давности. Сняв алюминиевый фасад, реставраторы обнаружили, что утрачена очень большая часть оригинального декора. Возможно, поэтому работы заняли так много времени. К восстановлению былых красот полноценно приступили только в 2019 г.
Сейчас павильону вернули облик 1954 года и выглядит он очень красиво.