Это не очередной бювет, как ошибочно пишут иногда, а деферрирующий (господи, я слова-то такого не знал!) бассейн, построенный в 1907 году для ... а дальше просто прочитайте табличку на нём:
Смысл в том, что кто-то решил, что в воде 18-го источника содержится слишком много железа и углекислого газа. Поэтому построили специальный резервуар-отстойник, где избыточный газ испарялся, а часть "лишнего" железа выпадала в осадок, после чего ей обогащали воду 17-го. О как!
Другая табличка закреплена в нише внешней стены бассейна:
Киот (это специальный украшенный шкафчик или просто застеклённая полка для икон) в нише уже не выставляется, но вместо него напротив установлен целый ... не знаю, как это назвать ... ну, пусть будет отдельно стоящий стационарный "макси-киот" с тремя иконами с "Живоносным Источником" в центре:
...........
Одно из самых красивых сооружений в Курортном парке - Цандеровский институт механотерапии, этакий "прадедушка" нынешних фитнес-центров (правда, с акцентом не на красоту, а на здоровье). В начале второй половины 19 века шведский физиотерапевт и ортопед Юнас Густав Вильгельм Цандер (Сандер) не только разработал методику оздоравливающих физических упражнений, но и сконструировал для этого десятки самых разных аппаратов: их применение в лечебных целях получило название механотерапии.
Первая в России лечебница, работавшая по методике Цандера, была открыта в Санкт-Петербурге в 1889 году вольнопрактикующим врачом Семёном Яковлевичем Эйнгорном. И когда только что назначенный директором Кавминвод Владимир Васильевич Хвощинский посетил его, то сразу "загорелся" и решил создать подобное учреждение в Ессентуках, а заодно "переманил" к себе на должность заведующего Эйнгорна, подписав с ним контракт на 7 лет сезонной работы. Строительство было поручено архитектору при Управлении КМВ Иосифу Ивановичу Зелинскому, часто использовавшему в своих работах стиль фахверк (помните торцовую пристройку к пятигорской Лермонтовской галерее?). Это умение оказалось очень кстати, поскольку строить требовалось быстро (и по возможности дёшево): Хвощинский хотел открыть институт уже в новом курортном сезоне 1902 года. Зелинский прекрасно справился с этой задачей: стройка началась в марте, а уже в июле ессентукская механотерапия приняла первых посетителей.
Основу здания составляет деревянный каркас с кирпичной закладкой промежутков этого "скелета":
Посещение института было платным и стоило недёшево. Приходили сюда, как на бал: поскольку "любительских" спортивных костюмов ещё не было, мужчины занимались во фраках, а женщины - в длинных платьях. К тому же в зале, благодаря высоким потолкам, было не только много воздуха, но и хорошая акустика, и Шаляпин, приезжая в Ессентуки, всегда посещал механотерапию и даже распевался здесь. В здании также имелись массажная, врачебные кабинеты, душевые, раздевалки и комнаты для отдыха. А сами аппараты были приобретены на самой что ни на есть "исторической родине" - в Швеции, причём большая их часть сохранилась до наших дней (55 из 66), и, что характерно, все они находятся в рабочем состоянии. Во время войны немцы намеревались вывезти их в Германию, но благодаря находчивости местного инженера, разобравшего их на детали, которые он замаскировал в кучах мусора под видом металлолома, уникальное цандеровское оборудование удалось спасти.
Кстати, известный эпизод из фильма "Любовь и голуби" снимался именно здесь: кто хочет, может легко найти соответствующие фотографии в инете: я же их приводить не буду, поскольку недолюбливаю и сам фильм, и его персонажей (не актёров!).