* * * * * * * * * *
Ванны Островского, конечно, хороши (разумеется, я имею в виду их "нормальный" облик, а не то, как они выглядят конкретно сейчас во время капитальной реставрации, больше напоминающей стройку), но первое место в "Железноводске архитектурном" я всё-таки отдам Дворцу бухарского эмира, построенному в 1912 году.
После разгрома в вооружённом конфликте с Россией Бухарский эмират признал вассальную зависимость от Российской империи и в дальнейшем обе стороны, надо отдать им должное, действовали по принципу "кто старое помянет...". Русские войска помогли удержать власть эмиру Музаффару, разгромив восстание его противников, а тот, в свою очередь, всячески демонстрировал свою лояльность и поддерживал мирные отношения с Российской империей. Его сын Сеид Абдулахад-хан, ставший после смерти отца правителем эмирата, способствовал дальнейшему укреплению этих связей и даже вошёл, пусть в некоторой степени номинально, в российскую элиту: он имел свитское (от слова "свита" - имеется в виду Свита Его Императорского - российского, конечно - Величества) звание генерал-адъютанта, являлся генералом от кавалерии русской армии, наказным атаманом Терского казачьего войска, шефом 5-го Оренбургского казачьего полка, носил титул "высочество", пожалованный ему императором Николаем II, и был удостоен высшего российского ордена - Святого Апостола Андрея Первозванного. Эмир много путешествовал по России, часто бывал в Санкт-Петербурге (во многом благодаря его стараниям и финансовой поддержке началось строительство огромной соборной мечети в среднеазиатской стилистике, которую мы видим и сегодня), неоднократно посещал Крым и Кавказские Минеральные Воды и даже получил звания почётного гражданина Ялты и Пятигорска. Эти южные регионы столь приглянулись эмиру, что он решил заиметь там летние резиденции, но если для крымской была выбрана сама Ялта, то на КМВ Сеид Абдулахад-хан предпочёл приглянувшийся ему Железноводск.
Претворить в жизнь свои намерения эмиру удалось. Обе резиденции были возведены примерно в одно время (конец 1900-х - начало 1910-х) и сохранились до нашего времени, но если дворец в Ялте обычным людям недоступен, поскольку находится на закрытой территории военного санатория, то железноводский можно рассмотреть во всех подробностях, что мы сейчас и сделаем.
Войти на "дворцовый" участок можно в самом начале Курортного парка через ворота восточного типа...
... но мы пройдём чуть дальше, чтобы увидеть "фирменную" панораму дворца от главного "портала":
Ворот, как таковых, здесь нет (как я понял, они когда-то были деревянными и не сохранились), но вместо них имеется "проём", обрамлённый двумя каменными столбами со скульптурами позолоченных львов (конечно, имеется в виду цвет, а не реальная позолота), за которым начинается окружённая растительностью торжественная лестница, разделяющаяся перед дворцом на 2 марша:
Дворец бухарского эмира, построенный при участии мастеров из Хорезма - это целый комплекс, состоящий из главного здания (собственно дворца), гаремного корпуса, конюшен и хозяйственных построек. Из них основной интерес, конечно же, представляет сам дворец в неомавританском стиле со многими характерными чертами восточной архитектуры; в его западной части есть даже имитирующая минарет башня с балконом "для муэдзина":