Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
Во второй половине 19 века Пятигорск активно рос и развивался, но его новые "контуры" сильно зависели от окрестного рельефа: на юге протекала речка Подкумок, а на востоке высился Машук со своими отрогами. Поэтому город в основном расширялся в западном направлении, тем более что там начиналось шоссе, ведущее к Кисловодску, а также строилась железная дорога. В конце столетия в районе будущего вокзала (он открылся в 1894 году) появилась Константиногорская слободка, для жителей которой в 1893 году был возведён двуглавый Михаило-Архангельский храм, названный в честь последнего (на тот момент) наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича.
В советское время церковь закрывалась дважды: сначала в 1936 году, но уже спустя 6 лет снова стала действующей, а в 1960 году её закрыли вторично и передали Пятигорскому хладокомбинату, располагавшемуся вблизи храма (злые языки утверждают, что причиной стало именно то, что комбинат претендовал на церковную территорию). Последствия, как говорится, не замедлили сказаться: в храме устроили склад химикатов, отчего стали разрушаться многие его конструкции, сгнил пол и даже снаружи светлый камень потемнел и закоптился; естественно, церковь "по традиции" лишилась и своих куполов.
Когда в 1990 году началось восстановление церкви, оказалось, что никто не знает, какой формы были её купола. Поэтому "сымпровизировали", но после того как буквально через год в Пятигорском краеведческом музее обнаружилась фотография начала 20 века, выяснилось, что слегка не угадали
Купола церкви хорошо видны от вокзала:
А вот дорога к собору (этот статус он получил в 1999 году) весьма замысловатая: сначала надо пройти вдоль всех привокзальных построек и палаток и найти проложенный под путями проезд-проход, потом обогнуть с трёх сторон окружающий храм сплошной стеной квартал (значительную его часть занимает тот самый хладокомбинат), пройти через некое подобие туннеля...
... и только тогда оказаться в церковном дворе:
Двор маленький, узкий, поэтому простора для того, чтобы заснять собор целиком, не хватает - только частично-фрагментарно и снизу вверх:
Что касается Пятигорского хладокомбината, то он работает и сегодня, только название сменилось на ЗАО "Холод":
В холле при входе расположен маленький магазинчик, гдк можно купить здешнюю продукцию и всякие "сопутствующие товары" (кофе-снэки-напитки) и съесть их за уличными столиками под огромными зонтиками с фирменной символикой:
А рядом - мемориальная табличка в память об основателе "бренда":
Мы тоже купили "чисто попробовать". Ну что сказать ... мороженое как мороженое, мало чем отличается от прочего, зато недешёвое, а ассортимент не сказать чтобы очень богатый (в этом смысле это точно не "Славица", с которой мы познакомились в Астрахани, а потом ели в Казани). Хотя одно нам всё же понравилось - под названием "капучино": это, конечно, не "прям кофе-кофе", но характерный вкус действительно чувствуется, мы потом его ещё покупали и в самом "городе" (имею в виду центр Пятигорска), и в Кисловодске, где своей фабрики нет, и мороженое продают в основном как раз пятигорское.
В "Хычинок" мы заходили ещё несколько раз. Во-первых, там не пафосно, уютно и вкусно (хотя вот сейчас я смотрю на фото и вижу, что пироги во Владикавказе были в 2 раза дешевле)...
... а во-вторых, там чисто территориально было очень сподручно ужинать: поел - и пошёл немного прогуляться и "растрястись" перед сном. А где гулять - так рядом прекрасный Лазаревский сквер: уютный, чистый и даже местами живописный.
А главное украшение Лазаревского сквера - одноимённая церковь из жёлтого кирпича начала 20 века:
Первый храм на склоне холма был построен в 1856 году, но уже через 30 лет после землетрясения здание дало трещину (как считается, из-за неустойчивого сползающего грунта), и его пришлось разобрать. Ошибки учли, и новую церковь в неорусском стиле поставили уже в другом, на этот раз ровном месте у северных ворот старого кладбища.
Само же кладбище, или, как его чаще называют, Пятигорский некрополь, было основано в 1824 году командующим войсками Кавказской линии и военным (а впоследствии и гражданским) губернатором Кавказской области генералом Карлом Фёдоровичем фон Сталь. Причём, по краеведческой легенде (а может, и не легенде), генерал при этом сказал, что было бы желательно, чтоб первым на новом кладбище похоронили какое-нибудь "значительное лицо" - и по иронии судьбы буквально через несколько дней он сам скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг и - действительно первым - был здесь похоронен...
Сначала кладбище не было огорожено, но по мере его расширения возникла необходимость в ограде, и она была возведена на средства, выделенные пятигорским купцом Михаилом Ивановичем Якунчиковым. Ворота центрального входа (что рядом с Лазаревской церковью) сохранились до нашего времени в неизменности:
В Пятигорском некрополе нашли упокоение многие известные и даже знаковые для региона личности, фамилии которых, правда, большинству из нас мало что скажут, поэтому я не буду переписывать "умные источники" и упомяну лишь братьев Бернардацци и ... Михаила Юрьевича Лермонтова - первоначально он был похоронен именно здесь (но уже в следующем 1842 году прах поэта перевезли в село Тарханы и погребли в семейном склепе). Кстати, здесь же находится могила и священника Павла Александровского, который отпел М. Ю. Лермонтова в нарушение церковных законов ("за провождение им в церковном облачении тела убитого на дуэли поручика Лермонтова"), за что впоследствии пострадал, но всё же согласно постановлению Кавказской духовной Консистории отделался "всего лишь" штрафом в сумме "25 р. ассигнациями в пользу бедных духовного звания".
В общем, для "любителей жанра" Пятигорский некрополь - место вполне интересное, но я к таковым не отношусь. Поэтому "чисто для галочки" зашёл...
... и почти тут же вышел.
Лазаревский сквер особенно приятен вечером, в сумерках, да и в темноте тоже: он хорошо освещается, здесь уютно, симпатично, "тепло"...
... а главное "развлечение" - наблюдать за "игрой" освещения трансляционной вышки, которая не только светится ярко и пёстро, но и часто меняет "рисунок" подсветки - от простых (но разноцветных) геометрических узоров до "Я люблю Пятигорск":
Что касается вечернего Пятигорска вообще, то тут я какими-то особыми наблюдениями и открытиями похвастаться не могу. Что в городах обычно освещается лучше всего? Как правило, это центральная часть (например, главная площадь), какие-то знаковые достопримечательности... но в Пятигорске ярко выраженного исторического центра нет (как и в недавнем Томске, но там всё же была та самая главная площадь, которая сгодилась за неимением лучших вариантов), а чтобы ходить-бродить наугад "на огонёк" - для этого он слишком большой и слишком крутой (в смысле, холмистый). Поэтому мы не нашли ничего лучшего, как направиться к "Цветнику":
Правда, тут неожиданно "случилось страшное":
К счастью, длилось это безобразие недолго, "тропический" ливень (мы переждали его под карнизом кофейни Гукасова) сначала стих, а потом и вовсе прекратился. Хотя идти к отелю всё равно было непросто в "ботиночках на тонкой подошве", поскольку по улицам текли настоящие реки (это как раз "специфика" холмистого города), и выбирать относительно сухие - где вода уже сошла - места было проблематично...
* * * * * * * * * *
На этом я закончу рассказ о самом Пятигорске, но наше пребывание в нём не ограничилось самим городом: отсюда мы радиально (то есть с возвращением) ездили в Ессентуки и Железноводск, и вот к ним-то я сейчас и перехожу.
Железноводск часто называют самым маленьким, самым уютным, самым зелёным и самым живописным городом Кавказских Минеральных Вод. Его климат сравнивают с альпийским, ландшафты - со швейцарскими (хотя, конечно, это явная натяжка), а здешние минеральные источники - с карловарскими. А ещё Железноводск - единственный курортный город КМВ, который расположен в лесистой местности - большой лесном массиве между защищающими от ветров Бештау и горой Железной, что и формирует его уникальный микроклимат. В общем, если для пребывания на Кавминводах выбирать место для души, а не ставить главной целью осмотр достопримечательностей, как в нашем случае, то Железноводск - это лучший вариант.
В 1810 году известный московский врач немецкого происхождения Фёдор Петрович Гааз, которого за заботу об арестантах и ссыльных прозвали "святым доктором" (он был главным врачом московских тюрем и входил в состав Попечительного о тюрьмах комитета), обнаружил "по наводке" кабардинского князя Измаил-Бея Атажукова на склоне горы Железной два минеральных источника. Этот год считается днём основания Железноводска, хотя определённая доля лукавства в этом присутствует: дело в том, что долгое время здесь не было даже постоянного поселения, а стояли лишь временные шалаши и кибитки, сооружавшиеся приезжающими на источники больными: побывавший в Железноводске (тогда, разумеется, ещё будущем!) в 1823 году композитор М. И. Глинка сравнил их с кочевьем диких воинов. А приехавший сюда тремя годами раньше А. С. Пушкин был очень удивлён, что по пути на Воды их сопровождал конвой с заряженными пушками, поскольку в окружающих источники лесах промышляли разбойники-черкесы, жертвами которых становились многие путешественники.
Местные воды давали солевой осадок желтоватого цвета, который принимали за железистый - именно потому источники прозвали Железными Водами. И хотя последующие исследования выявили, что железо - далеко не основной компонент их состава, название прижилось, и когда в 1827 году в Петербурге был образован особый комитет для согласования планов благоустройства КМВ, будущему курортному поселению было дано имя Железноводское.
Примерно в это же время созданная по инициативе генерала А. П. Ермолова строительная комиссия занялась обустройством нового курорта: в Железноводске появились первые купальни, а проложенные между источниками просеки стали аллеями курортного парка: будущий город буквально "вырубался" в лесу! Кстати, Железноводск тогда был местом очень недешёвым: билеты в оборудованные ванны стоили 50 копеек (в местной дирекции сохранилась запись о том, что "8 июля поручику Лермонтову было продано 4 билета на ванну, а затем 15 июля ещё 5 билетов"), а жильё для приезжающих сдавалось предприимчивыми хозяевами по 3 рубля в сутки (при том что корова тогда стоила 5 рублей!).
Сначала из Москвы и Петербурга на Воды добирались на рыдванах - больших каретах для дальних поездок, в которые впрягали несколько лошадей, но в середине 19 века появились омнибусы - многоместные и сравнительно комфортные конные повозки, что существенно увеличило поток приезжающих; именно в Железноводске сохранилась единственная уцелевшая на КМВ станция дилижансов.
..........
Вскоре после того, как в 1890-х годах на Кавминводы пришла железная дорога, была построена одноколейная ветка от Бештау до Железноводска, которая с небольшим перерывом во время войны проработала до 2008 года, после чего была закрыта. Потом она в течение 10 лет то открывалась, до закрывалась, а в 2019 году было открыто сквозное движение электропоездов по маршруту Кисловодск - Ессентуки - Пятигорск - Бештау - Железноводск, впервые связавшее между собой все основные курортные города Кавказских Минеральных вод. Правда, регулярным оно является лишь до Бештау, а вот дальше, до Железноводска, поезда ходят только в выходные и праздничные дни, причём делают всего по 2 (в каждую сторону) рейса в день.
Но наш выезд попал как раз на субботу, поэтому "туда" мы поехали на вполне удобной электричке, отправляющейся из Пятигорска в 10.15 и прибывающей в Железноводск через час, а обратно вернулись уже на маршрутке. Сейчас я покажу небольшой "конспект" этой поездки, и начну с пятигорского вокзала:
Станция "Лермонтовская" (официально - разъезд Лермонтовский) была построена в 1901 году специально для того, чтобы желающие могли легче добраться до места дуэли М. Ю. Лермонтова:
На станции Бештау поезд стоит целых 14 минут, поэтому все, кто хочет, могут выйти и прогуляться по платформе:
Сохранилось историческое здание вокзала, открытого в 1894 году:
От Бештау до Железноводска идёт однопутка протяжённостью всего 6 километров, которые электричка неторопливо, со многими поворотами, проезжает за 16 минут, и этот отрезок считается очень красивым: он проходит в зелёном "коридоре" с периодически открывающимися видами на гору Железную:
Четверть часа пробегают быстро, и поезд прибывает на построенный в 1897 году вокзал Железноводска с одной-единственной платформой (и столь же единственным путём):
Мы выходим на привокзальную площадь, откуда хорошо видна всё та же густо покрытая лесом гора Железная, высота которой составляет 853 метра. В абсолютных значениях это, конечно, немного, но для большей степной части территории КМВ - вполне прилично. А главное её богатство - 23 минеральных источника, из которых сейчас используются 16.
Практически сразу напротив привокзальной площади находится одно из красивейших зданий Железноводска - Ванны Островского, построенные в 1893 году в неомавританском стиле и названные в честь бывшего министра государственных имуществ Михаила Николаевича Островского, младшего брата драматурга А. Н. Островского, который курировал работы по реорганизации курортного дела на Кавказских Минеральных Водах и, в частности, выделил средства для сооружения большой купальни в Железноводске. Ванны Островского были оборудованы "по последнему слову" того и времени и входили в число лучших бальнеологических комплексов в мире.
К сожалению, оценить по достоинству этот "восточный дворец" со стилизованной под минарет трубой собственной котельной сейчас невозможно, поскольку здание находится на глобальной реконструкции...
Кстати, автором этого шедевра является петербургский архитектор Павел Юльевич Сюзор, по проектам которого в Санкт-Петербурге возведено около 100 самых разных строений, и самый известный из них - Дом компании "Зингер" на Невском проспекте.
* * * * * * * * * *
Чтобы отсюда попасть в центральную часть города, нужно подняться по длинной и местами довольно крутой многопролётной лестнице, идущей по склону горы Железной:
Лестница пересекает тихую тенистую улицу Семашко...
На которую выходит задняя часть церкви Покрова Пресвятой Богородицы:
Но мы поднимаемся ещё выше до улицы Лермонтова, где подъём заканчивается, и подходим к Покровскому храму:
Не правда ли, это здание не очень похоже на церковь? А оно ей и не являлось и было построено (в 1912 году) для нужд "водяного общества", состоявшего из приезжающих на Кавказские Минеральные Воды для лечения, а впоследствии реконструировано и приспособлено под купальни (так называемые Новые ванны).
А вот "настоящий" Покровский храм, возведённый в 1917 году, находился чуть ниже, около Ванн Островского, но в 1936 году был разрушен. А когда уже в 1990-х зашла речь о его восстановлении, городская администрация передала прихожанам здание Новых ванн.
Любопытно, что из-за рельефа местности церковь имеет разную этажность: отсюда, со стороны главного фасада, оно одноэтажное, с обратной стороны (с улицы Семашко) имеет 3 этажа, а сам храм находится на втором этаже.
Напротив церкви расположено излишне, на мой взгляд, "зареставрированное" здание (на снимках в интернете до последней покраски оно выглядит более интересно и более "исторично") с зубчатым фронтоном с не очень понятной на первый взгляд вывеской "Контора группы":
Дело в том, что по терминологии того времени "группой" называлась совокупность (то есть группа) источников на том или ином курорте. А под "конторой группы" понималась администрация курорта. Железноводская контора была построена в 1900 году, на её первом этаже находились служебные помещения, а на втором - квартира заведующего группой Железных вод.
Рядом с конторой располагалась одна из первых гостиниц Железноводска под названием "Казённая", вмещавшая 120 отдыхающих. После революции её перепрофилировали в пансионат, потом в санаторий, но в 1943 году немцы, отступая из города, сожгли здание. Затем долгое время место "простаивало", а в 1988 году здесь, неподалёку от источника, водами которого лечился Лермонтов (в 1964 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта, ему присвоили имя "Лермонтовский"), установили памятник Михаилу Юрьевичу:
Этот монумент имеет любопытную историю: в начале 1960-х годов в Москве в преддверии всё того же юбилея решили поставить памятник Лермонтову у Красных ворот, однако уже отлитая скульптура по какой-то причине не была установлена. В дальнейшем её случайно обнаружили на заводе в Мытищах и по просьбе жителей КМВ отдали в Железноводск.
Рядом стоят красивый, но явно требующий ухода фонарь:
Нет-нет, это не Лермонтовский источник, а просто декоративное украшение этого сквера, названного, естественно, тоже в честь Лермонтова. Задумано оно неплохо, но тоже нуждается в ремонте...
..........
А с другой стороны начинается большой Курортный парк, основанный ещё в 1820-х годах прямо в лесном массиве, с которого, собственно, и начинался Железноводский курорт (помните, я писал, что его первыми аллеями становились прорубленные в лесу просеки?), и по нему будет проходить практически вся наша дальнейшая прогулка по Железноводску.
Первой нам встречается изумительной лёгкости и воздушности ажурная музыкантская (не музыкальная!) беседка-ротонда, изготовленная на Луганском казённом чугунолитейном заводе и установленная в парке весной 1873 года на месте прежней деревянной. Она предназначалась для музыкантов во время проведения музыкальных вечеров, и уже в июне здесь впервые выступил военный оркестр Черноморского пехотного полка. Такие вечера проводились до 1902 года, после чего ротонда превратилась в обзорную беседку, которую прозвали "Капитанским мостиком".
Дальше находится уже совершенно современная скульптура (точнее, арт-объект) под официальным названием "Знаки зодиака", а неофициально прозванная "Яйцом желаний":
Собственно, это и есть яйцо, которое закреплено на шарнирах в прямоугольной каменной раме, боковые "столпы" которой украшены с одной стороны 12-ю знаками Зодиака, а с другой - 12-ю символами восточного календаря, на "перекладине" размещены солнечные часы, а на самом яйце изображены - самое ммм! - прелестные нимфочки в лёгких полупрозрачных одеждах:)
А причём тут желание? Дело в том, что теоретически "яйцо" можно прокрутить, загадав при этом желание, и если потом получится сделать полный оборот, то оно - типа как! - сбудется. Проблема в том, что ни в одиночку, ни даже вдвоём даже сдвинуть яйцо с места практически нереально: в разного рода роликах я видел, как это удавалось сделать втроём-вчетвером, и то еле-еле. Но - охота пуще неволи, всё в руках (в данном смысле - и в прямом смысле) страждущего "укротить судьбу"!
Однозначно Кисловодск. Это не противоречит тому, что я написал выше о Железноводске - там я имел в виду "пожить". А с туристическо-смотрибельной точки зрения Кисловодску нет равных, как по архитектуре, так и по природе, он на голову выше всех остальных, причём даже вместе взятых. Пятигорск неуютный, Железноводск маленький, Ессентуки никакие, а Кисловодск и красивый, и интересный, и многогранный, и ландшафтный, и вариантов для досуга здесь намного больше. Единственный минус - это конские цены.