...
В мае 1901 года на обращённом к центру города скалистом уступе Горячей горы была установлена скульптура Орла, терзающего змею, который задолго до этого стал символом (в том числе и геральдическим) и самого Пятигорска, и всех Кавказских Минеральных Вод (недаром на латыни слова "aqua" (вода) и "aquila" (орёл) близки по звучанию). Удивительно, но как парижане Эйфелеву башню, так и жители Пятигорска (кстати, до сих пор не существует единого "правильного" мнения, как их называть: пятигорцами или пятигорчанами) Орла сначала не приняли, а некоторые даже сочли его уродливым, но со временем привыкли и даже стали им гордиться, попутно "эксплуатируя" безответную птицу в маркетинговых целях: его изображения часто появлялись на почтовых открытках и кружках для минеральной воды, в газетах и журналах, в виде статуэток.
Правда, оригинал не дожил до наших дней: скульптура неоднократно получала повреждения во время войн, периодически лишалась то головы, то оперения, а после локальных восстановлений меняла свой облик (это касается, в частности, поворота головы и формы крыльев). Тот Орёл, которого мы видим сегодня, появился в октябре 1973 года.
Сфотографировать Орла в "гордом одиночестве" очень сложно, поскольку число желающих сняться рядом с ним просто запредельно (я даже не представляю, что тут делается в самый сезон, хотя не знаю, что таковым считается в КМВ). И ладно бы ещё по-быстренькому: подошли, запечатлелись, и уступили место другим; так нет: надо ж минут 5 поустраиваться, ножку "правильно" задрать, юбку приподнять, псевдоэротический взгляд состроить... Одну "инста..." ... ну ладно, скажу мягко, "инстадаму" (ну, вы поняли) пришлось чуть ли ни демонстративно снимать с орла, когда она несколько минут пыталась едва ни взасос пристроиться к его клюву. Причём "дама" сия была явно не подросткового возраста, уже давно можно было чувству меры и собственного достоинства научиться...
Отсюда открывается красивый вид на кофейню Гукасова и здание бывшей Ресторации (сегодня - Пятигорский институт курортологии) с шестиколонным портиком (потом мы ещё посмотрим его поближе):
Каменная площадка возле Орла...
... переходит в столь же каменную дорожку, которая вскоре разветвляется по разным сторонам: к примеру, чуть выше находится небольшая экспозиция каменных статуй (Музей каменных древностей). Но мы выбрали ту, что вела вниз, "в город":
Слева показался интересный "ансамбль" крыш и куполов Театра оперетты, к которому мы сейчас подойдём:
Здание театра было построено в 1914 году для Пятигорского Общественного Всесословного клуба. Кроме зрительного зала (здесь, в частности, ставил своим комедии, балеты и оперетты московский театр-кабаре "Летучая мышь") в нём располагались библиотека, фойе, ресторан и бильярдная. В 1918 году большевики преобразовали клуб в Народный дом, где проходили революционные митинги - именно отсюда, с балкона, было провозглашено установление в регионе советской власти. Впоследствии Народный дом побывал Рабочим дворцом, Дворцом профсоюзов, клубом имени Карла Маркса, а в 1939 году после небольшой реконструкции внутренних помещений стал "домом" для новообразованного Пятигорского театра музыкальной комедии, который открыл свой первый сезон опереттой "Свадьба в Малиновке".
После войны в Пятигорск был переведён Ставропольский краевой театр музыкальной комедии, его труппа объединилась с пятигорскими артистами, и театр продолжил работу под новым именем, а в конце 20 века стал называться Ставропольским государственным краевым театром оперетты.
Но нас, конечно, больше всего интересовала архитектура этого красивого исторического здания: