* * * * * * * * * *
Самым знаковым местом Пятигорска является, наверное, парк "Цветник", который не только выполняет роль главного курортного парка города, но и собрал на своей территории сразу несколько великолепных с точки зрения архитектуры построек. Он был создан летом 1828 года по распоряжению начальника Кавказской области генерала Г. А. Эммануэля на месте болотистого пустыря около Николаевских ванн (где сейчас находится Лермонтовская галерея) и потому сначала назывался Николаевским цветником. Правда, поначалу парк был небольшим и не пользовался популярностью у горожан и курортной публики, которые предпочитали гулять по Главному бульвару (ныне проспект Кирова) и в Эммануэлевском парке близ Михайловской (сейчас Академической) галереи, но с середины 19 века, когда Николаевский цветник стал расширяться, благоустраиваться и застраиваться, превратился в центр курортной жизни Пятигорска - с 1872 года его посещение даже стало платным по сезонным билетам.
"В "Цветнике" было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял "Пляску комаров". В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос" (И. Ильф и Е. Петров, "Двенадцать стульев") - именно тогда, увидев это, Остап произнёс одну из своих крылатых фраз: "Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни".
В 1900-х годах известный в Пятигорске кондитер Аршак Арутюнович (по-русски именовавшийся Александром Александровичем) Гукасов построил при входе в парк кофейню в стиле модерн, своей формой напоминающей корабль - именно она встречает всех, кто направляется в "Цветник" со стороны проспекта Кирова и Спасского собора:
Александр Александрович был человеком трудной, временами тяжёлой, но интересной судьбы: в 37 лет он приехал в Пятигорск из Нагорного Карабаха со своей матерью, младшей сестрой и одиннадцатью (!) братьями, купил небольшой дом, взял в аренду кондитерскую, и очень быстро его ванильные булочки стали знаменитыми на весь город. Вскоре Гукасов женился на дочери состоятельного немецкого купца Эльзе (Елизавете), и они вместе открыли гостиницу, которую сейчас знают как Дача Эльзы - в общем, бизнес шёл, доходы росли, положение в обществе упрочилось (Александр Александрович был избран гласным городской думы) - вот только семейная жизнь начала давать трещину: детей бог не давал, а вдобавок ко всему, Гукасов влюбился в девушку Матрёну из простой семьи и, по легенде, чтобы завоевать её сердце и зная её любовь к морю, новую большую кофейню решил построить похожей на корабль. Что здесь правда, а что вымысел, уже никто не знает, но, как бы то ни было, через некоторое время кондитер разошёлся с супругой и женился на Матрёне (впоследствии у них родились двое детей).
Однако пришли трудные времена: началась Первая мировая война, затем революция, Гражданская, власть в городе несколько раз менялась, а однажды большевики даже хотели расстрелять кондитера, но его спас красный командир, которого Гукасовы как-то спрятали от белых в своём доме. В 1933 году всю семью Гукасова репрессировали и отправили в Сибирь; спустя 7 лет Александр Александрович посетил Пятигорск, с которым его уже ничего не связывало, и уехал в чеченское село Ведено, где проработал на хлебопекарне до своей смерти: он умер в 1947 году в возрасте 87 лет.
Что же касается кофейни, то построить её удалось не сразу: в управлении курорта Кавказских Минеральных вод посчитали, что столь большое и тяжёлое здание может нарушить зыбкие подземные пласты (напомню, что раньше эта местность была болотистой и буквально кишела лягушками) и навредить протекающим под парком минеральным водам, что, в свою очередь, повлечёт риск обрушения самого строения. Дело дошло до суда, были проведены испытания при усиленной нагрузке, которые прошли успешно, и судьи приняли сторону Гукасова. Правда, попутно Александр Александрович "подстраховался", сделав заманчивое предложение: он передаёт кофейню в собственность города, а сам арендует её вместе с землёй на срок аж до 2000 (!) года. Не знаю, насколько это повлияло (возможно, сказался и красивый проект будущего здания, которому явно предстояло стать одной из архитектурных "жемчужин" Пятигорска), но в итоге, как я уже сказал, власти пошли навстречу и "дали добро" на строительство.
Кофейня действительно имела огромный успех, продававшиеся здесь пирожные считались лучшими в городе, но ... грянул "октябрь", после революции заведение национализировали и открыли в нём рабочую столовую, во время войны и немецкой оккупации здесь работал офицерский ресторан, потом - курортная диетическая столовая, а в конце прошлого века кофейню отреставрировали в её историческом виде (кроме интерьеров), и сейчас в ней располагаются магазины и кафе.