Минеральные воды пешком и в разлив: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки
.
16-22 сентября 2022 г.
.
После того как 2 года подряд мы в сентябре ездили в Крым, мы решили сменить направление осеннего путешествия - не потому, что Крым надоел, а просто для разнообразия, но, как показали дальнейшие (понятно какие) события, попали "в десятку", да ещё "отхватив" самые дешёвые на моей памяти авиабилеты по очередной акции "кузнечиков". Честно говоря, до этого Кавказские Минеральные воды у меня ассоциировались исключительно с санаторным пребыванием, нудными "лечебными" прогулками и постоянными "водопитиями", но никак не с "нормальным" туризмом. Но "вдруг" (одним из тех "вдруг", которыми незримо для нас управляется наша жизнь) кто-то или что-то заставило меня более пристально присмотреться к этому региону - и я неожиданно увидел в нём кое-что интересное. Конечно, это было не "супер-супер", но для разнообразия (а это, повторюсь, и было тогда главной задачей) вполне годилось, а Кисловодск и Железноводск и вовсе "позвали" меня, как только я "походил" по ним на картах Яндекса. Ну а поскольку все основные исторические города Минеральных вод расположены более-менее компактно и неплохо связаны между собой общественным транспортом, в маршрут для "полного знакомства" попали и Пятигорск с Ессентуками, а вот сами Минводы (город), которые никак не возможно было избежать, как единственной "точки влёта" в регион, "вторым Симферополем" (в том смысле, что его туристы обычно игнорируют и не относят к "достопримечательным" крымским городам, а на самом деле он оказался довольно интересным) всё же не стал, как я ни старался.
Конечно, в силу уже отмеченных логистических реалий вполне можно было поселиться в одном месте, а всё остальное посмотреть разъездами, но мы решили по максимум разнообразить впечатления и оптимизировать ту же логистику, а потому выбрали 2 "базы": в Пятигорске и Кисловодске, поделив их пополам: из первого предполагалось съездить в Железноводск и Ессентуки, а из второго - при хорошей погоде - куда-нибудь в горы, например, в Архыз или Домбай, а если сложится - то и туда, и туда (сразу скажу, что "обломилось", потому что как раз во время "кисловодской" части погода испортилась, и мы не стали рисковать).
Во время подготовки я, как обычно, основное внимание уделял городам, а общую теорию не "доработал", поэтому меня очень удивило, что когда мы начали снижаться, и внизу показалась земля, она была абсолютно ровной - даже не холмистой, а именно ровной, практически плоской (кстати, она так и зовётся: Минераловодская предгорная равнина), что в ассоциативном сознании никак не увязывалось с названием этих мест: всё же слово "Кавказские" (Минеральные воды) в моём представлении подразумевало некую гористость - не обязательно, конечно, с заснеженными вершинами, но всё же хоть какую-то, хотя бы холмы, сопки, предгорья. А тут - хоть шары бильярдные катай:)
Да-да, уже потом я узнал, что все горы - а точнее, сначала те самые условные "холмы", начинаются южнее, за Кисловодском, но тогда для меня это действительно стало "географическим открытием" А ещё удивило отсутствие в городах характерного "южного запаха": я же с детства привык, что когда в Адлере ещё только выходишь на трап самолёта, то в нос сразу "шибает" целая волна ни с чем не сравнимых ароматов юга - объяснить это невозможно, но, думаю, многие понимают, что я имею в виду:) А тут идёшь по откровенно "южному" на глаз городу, где одни платаны уже должны пахнуть так, что голова кругом (в хорошем смысле), и .... ничего не чувствуешь... Кстати, совсем недавно я открыл для себя новый кавказский регион - Северную Осетию, и там столкнулся с такой же "незадачей"; видимо, эти запахи свойственны только субтропическим (или близкими к ним по растительности, в том числе, искусственно насаженной) или приморским городам...
..........
Из аэропорта Минвод до города уехать легко: в отличие от относительно "соседних" Владикавказа, где "аэропортовский" автобус делает 1 (одЫн!) рейс в сутки или Махачкалы, где оный отсутствует в принципе, как класс, здесь ходит - и довольно часто - маршрутка (N11), причём по расписанию (приводить его не буду, поскольку прошло время, и оно могло устареть, а ссылку на актуальное искать лениво). Да, старенькая, местами раздолбанная, почти из "прошлого века", не всем хватает сидячих мест, но она есть! Маршрутка доезжает до вокзала, где вы либо "попадаете в объятия" РЖД, либо, если в приемлемом для ожидания будущем электрички не просматривается (как в нашем случае), садитесь в другую маршрутку, уже в "формате" целого микроавтобуса а-ля ПАЗик, и едете куда надо. Например, как мы - в Пятигорск. Кстати, автобусы (назовём для отличия их всё же так) до него ходят, в отличие от электричек, очень часто, буквально каждые 15-20 минут, так проблемы "сесть" уже не возникает.
Тем не менее, пока доехали, пока дошли до отеля, уже начало темнеть (конец сентября всё-таки!). Впрочем, на этот вечер у нас была исключительно "произвольная программа", а единственной "обязаловкой" (если это действо вообще можно так назвать!) был ужин. Место для него мы присмотрели заранее: расположенное недалеко от гостиницы маленькое, но очень "домашнее" кафе "Хычинок", которое привлекло не только близостью, что, конечно, немаловажно, когда только-только приезжаешь в новый город, да ещё затемно, но и отзывами, и ценами и, главное, меню: небольшим, но явно вкусным. Его "специализация" кроется в самом названии: хычины - это национальное блюдо Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, с которыми граничит регион КМВ (то бишь Кавказских Минеральных вод): очень тонкие то ли лепёшки, то ли блины из пресного теста с самыми разными начинками (в некотором приближении их можно назвать "родственниками" дагестанских чуду или азербайджанских кутабов). Вкусно неимоверно!
Вообще поесть в Пятигорске несложно - и по ценам, и по числу самых разных непафосных "точек". И если вы окажетесь в КМВ, "отъедайтесь" именно здесь, потому как в Кисловодске с едой... в общем, одно слово: "жесть" (если, конечно, кошелёк не лопается от лишних денег)...
После ужина мы немного погуляли, но вечерние снимки я, как обычно, отложу на потом, а сейчас - наш первый "светлый" взгляд на Пятигорск утром с балкона гостиницы:
* * * * * * * * * *
Местность вокруг Пятигорска всё ещё ровная, но сам он очень холмистый (потому ходить по нему - мероприятие не самое лёгкое с точки зрения "физики" - это настоящие "качели": верх-вниз, верх-вниз...). А всё потому, что он расположен на "морщинистой" подошве горы Машук, одиноко "вырастающей" в южной части Минераловодской равнины.
Не знаю, можно ли назвать Машук символом Пятигорска - наверное, всё же нет, поскольку таковым, скорее, является другая гора - Бештау, название которой переводится с тюркского языка как "пять гор" из-за того, что от неё во все стороны, как лучи от солнца, расходятся 4 отрога со своими вершинами (Малый Бештау, Козьи Скалы, Два Брата и Лохматая), которые вместе с главной - собственно Бештау - и образуют эти самые "5 гор", откуда и пошло название города. Но Бештау всё же далековат, из Пятигорска он если и виден, то далеко не отовсюду, в основном, с возвышенных мест, а Машук - вот он, в городской черте, хоть и на окраине. А поскольку на его вершину ведёт канатная дорога, то и Машук, и "восхождение" на него входят в число местных достопримечательностей (единственное - для этого нужна ясная погода, иначе ни подъём, ни сама гора не доставят никакого удовольствия).
С горы Машук я и начну свой рассказ о Пятигорске. Почему? Да потому что ярко выраженных "топовых" мест здесь нет, и порядок осмотра практически не имеет никакого значения (Пятигорск - вообще город такой, что посмотреть здесь, вроде, и есть на что, но потом почти ничего не запоминается, и в этом смысле Кисловодск сильно отличается от него в лучшую сторону). Ну и, кроме того, станция канатки находилась недалеко (менее километра) от нашей гостиницы.
На другой стороне дороги находится кафе, которое, естественно, обыгрывает тему канатной дороги: тут и вагончики, и само название "Канатка"...
А настоящие вагончики постоянно проносятся над головами:
Наш же путь лежит вон туда, в сторону телеретрансляционной вышки: