И вот она, вишенка, на Чебоксарском торте
Один из самых красивых особняков Чебоксар начала XX века и сегодня заставляет обратить на себя внимание даже людей, далеких от архитектурных изысков. Возможно, причина тому — до удивления гармоничной красоты внешний вид здания, но возможно, что дело в романтике, из-за которой этот удивительный дом, собственно и появился на свет.
Его первый владелец, а вместе с тем и инициатор строительства — младший сын богатейшего чебоксарского купца конца XIX начала XX века — Федор Ефремов. В отличии от отца и братьев, предпринимательством он почти не занимался, жил на проценты от своего капитала и вместе с тем вел активную общественную работу. Статусный родитель желал видеть своих сыновей рядом с добропорядочными спутницами, продолжателями своего славного рода. Однако Федор, вопреки воле отца, категорически не желал выбрать себе невесту из местных красавиц. Совсем напротив, из одного из вояжей на юг он привез смуглую красавицу неизвестного происхождения, при этом неплохо танцующую и поющую.
Артистка, а в Чебоксарском обществе того времени ее называли никак иначе, так горячо и сильно влюбила в себя Ефремова-младшего, что он пошел поперек родительского наказа и женился на ней.
Если бы не такая строптивость, его будущий дом наверняка бы затерялся среди родовых особняков семьи Ефремов на Благовещенской улице города — ныне территории Чебоксарского арбата. Однако, в наказание, родные, недовольные женитьбой на бывшей артистке, выделили Федору часть семейного капитала и участок земли не рядом со своими домами, а на Западном косогоре недалеко от Введенского Собора.
Дом проектировался и строился с одной единственной целью — угодить молодой жене, Любочке. Так по-русски звали южную певунью, залетевшую на берег Волги. Строил особняк, конечно с учетом пожеланий молодой жены Федора Ефремова, архитектор Олешкевич. При проектировании выбор пал на стиль модерн — яркое новомодное направление того времени, господствующее в архитектуре и искусстве рубежа XIX-XX столетий.
Для оформления интерьеров особняка на Урале были заказаны роскошные изразцовые печи и камины, наборный дубовый паркет, парадная лестница, витражи; в фасадах прорезаны разнообразные по величине окна с полуциркульными и прямоугольными очертаниями. Строительство было завершено в 1911 году.
"Этот дом строился для любви, и можно почувствовать, что любовь вошла в плоть и кровь этих комнат, в стены, и поэтому, несмотря ни на какие коллизии, здание живет, дышит" Ольга Сергеева, председатель клуба потомков чебоксарского купечества.
Современниками он воспринимался как «чудо уездного захолустья» — изящный и утонченный, он вместе с тем отвечал всем требованиям комфорта и удобства. Дом был оборудован по последнему слову техники того времени: телефон, электричество, водопровод, канализация, чугунная эмалированная ванна и даже асфальтовая площадка перед домом.
…Любочка была человеком искусства, обладала художественным и музыкальным вкусом. Своим голосом завораживала слушателей и влюбила в себя мужиковатого чувашского купца. Старики вспоминали, что стены дома были завешаны картинами в багетных рамах. В зале, согревая помещение, красовался мраморной плиткой обложенный камин, в топках горели березовые чурки… Чтобы южанка не очень скучала по своим солнечным краям, чебоксарский дворец был построен со множеством разноразмерных окон: полукруглых, полуциркульных, прямоугольных. Ходи из зала в зал и любуйся белым светом! В глубоких подвалах хранились заморские вина. По вечерам у горящего камина собирался узкий круг известных людей…
Тихой семейной пристанью этот особняк служил совсем недолго. Как и в любой романтической истории, не обошлось без трагических ноток и в истории любви Федора Ефремова и Любочки-артистки. Неизвестно при каких обстоятельствах, но из этого дома спустя несколько лет она таинственным образом уехала. Одни говорили, что «артистка» ушла, прихватив драгоценности Федора. Другие, наоборот, предполагали, что Ефремовы добровольно ее отпустили, предварительно обеспечив деньгами и драгоценностями. Молчали только сами Ефремовы.
Бурные события 1917 года изменили привычный уклад жизни купцов Ефремовых, как и других представителей «мира имущих». Все их дома и лесопильный завод были национализированы в первые революционные годы.
В 1920—1925 годах в здании особняка Федора Ефремова находился исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской автономной области. Потом здесь долгие годы размещалась республиканская библиотека имени Максима Горького, и лишь в 1976 году сюда вновь внесли картины.
Но многие жители города и туристы, наряду с несомненными достоинствами экспозиции с не меньшим удовольствием вспоминают о дожившем до наших времен внутреннем убранстве дома. Лепнина, плафонная живопись, паркет, изразцовые камины и знаменитая декоративного литья чугунная лестница, ведущая из прихожей в комнаты второго этажа до сих пор невольно наводят на мысль о большой любви, которая неразрывно связана с историей возникновения этого примечательного дома.
Отредактировано Loconte (2023-12-09 14:49:21)