Фрески монастыря в Ахтале – уникальное наследие, уцелевшее после нашествия Тамерлана.
Высоко на сводах - изображение Богородицы, сидящей на троне, с младенцем на руках, но оно сильно повреждено. Настоятель монастыря рассказал, что в 14-ом веке сюда пришел Тамерлан. Когда он вошел в церковь, она была пуста, но ему послышался крик ребенка. Поначалу ему почудилось, что то сам храм плачет по его грехам, совершенным по дороге сюда, по тысячам им убитых и покалеченных. Но когда плач ребенка повторился, Тамерлан понял, что где-то в стенах церкви есть тайное убежище, где скрываются местные жители. Но сколько бы его воины ни искали вход в него, поиски не привели ни к чему. Тогда раздосадованный Тамерлан приказал принести пушку и выстрелить. Так лицо Богоматери было повреждено, но сама церковь чудом устояла, пережив набег. (Я сомневаюсь, что у Тамерлана были пушки, способные разрушать каменную кладку. Но легенда есть легенда). Эти тайные убежища сохранились, но попасть туда можно только в сопровождении настоятеля храма.
Созданные в 1206–1216 годах фрески площадью в 960 квадратных метров никогда не реставрировались, хотя храм и пережил нашествие Тамерлана, а через несколько столетий — аварского Умма-хана. Расписывали своды восемь армянских мастеров. Имена двоих — Овсепа и Геворга — остались на тесаном камне, первом слое фресок (слева под частично разрушенным изображением). Фрески, посвященные истории христианства в Армении, занимают едва ли не все стены церкви. В Ахтале встречаются сюжеты из Старого и Нового Заветов, лики святых и их жизнеописания. Сохранилась сцена Причащения на Тайной Вечере с образами Иисуса и апостолов. Сцена эта, с дважды изображенной фигурой Христа, делящегося хлебом и вином, с апостолами не является уникальной. Мы видели такую фреску в монастыре Кобайр. Подобные изображение таинства Евхаристии встречаются и в мозаиках Святой Софии в Константинополе, и в работах современных художников иконописцев.
Фрески на западной стене изображают Царство Небесное. На северной стене изображен суд над Иисусом, устроенный первосвященником Каифой и римским прокуратором Понтием Пилатом. Есть изображения католических святых — Папы Римского Святого Сильвестра и Святого Климента. Можно найти и Святого Григория Просветителя — еще одно подтверждение авторства армянских мастеров.
Удивительную сохранность росписей, несмотря на то, что церковь долгое время стояла без купола, можно объяснить очень качественными минеральными красками. Основные цвета росписей – синий и зелёный. Синий цвет – это афганский лазурит. В то время, его единственное месторождение было известно в Бадахшане. Для зелёных тонов использовался малахит, обладающий изумрудным цветом, а для более тёплого тона позёма брали глауконит, имеющий оливковый оттенок. Красный цвет – это в основном китайская киноварь. Золотистую и красную охру также привозили сюда с Востока.
Медный памятник обручальным кольцам, установлен в 2010 году. Говорят, в основе идеи памятника лежит легенда об обмене кольцами - правда, не обручальными. Во 2-ом веке до н.э. литейные мастерские, которые здесь уже были, посетил царь Арташес I Завоеватель. Один из мастеров, заметив красивое кольцо на пальце царя, поднял каплю расплавленной меди, начертил ею в воздухе круг, и получил кольцо, очень похожее на царское. Изумленный Арташес принял кольцо от мастера в дар, а ему, в благодарность, подарил своё собственное.
У ворот крепости нам сварили отличный кофе. Спасибо Ирине К за совет. Если бы не она, мы бы прошли мимо.