Балет "Жар-птица". Мужской костюм. 1926г. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
М.И.Третьякова. "С.Дягилев на репетиции". 2009г. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Н.Рерих. "Весна священная" 1945г. Русский музей
Особое место среди театральных работ Рериха занимает балет на музыку Игоря Стравинского «Весна Священная», первое название которого, «Великая жертва», было обусловлено сюжетом.
Мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтоб снискать его благосклонность.
Во всем оформлении спектакля — в пейзажных декорациях и в эскизах костюмов — Рерих подчеркнул мысль о закономерности «великой жертвы» у древних людей, естественность их чувств и гармоничность жизни в слиянии с природой.
Балет представлял собой стилизацию народного обряда, трактованного как симфоническая стихия. Его премьера состоялась в 1913 году в Париже и Лондоне.
«Париж надрывался в свисте, осуждал „Весну“, а через несколько лет она вызывала столь же сильные восторги», — вспоминал Рерих.
В 1945 году, по просьбе балетмейстера Л. Мясина, решившего возобновить постановку «Весны Священной», Рерих исполнил 5 новых эскизов к спектаклю. В том же году была написана и одноименная картина.
Праздничные костюмы девушек разных областей России. 19век
И.Билибин Эскиз декорации балета "Жар-птица" 1931г. Ивангородский музей