И сам двор в разных ракурсах - он великолепен! И да - во многом он является воплощением мусульманской архитектуры Турции
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно
И сам двор в разных ракурсах - он великолепен! И да - во многом он является воплощением мусульманской архитектуры Турции
Вход во двор не заказан никому
Про интерьеры мечети я могу сказать примерно то же, что говорил выше об архитектуре в целом: они красивы, величественны, но хотя декор в каждой из них свой, уникальный, в целом в памяти они быстро становятся трудно отличимыми от одной мечети к другой (за редкими, но от того ещё более показательными исключениями, конечно):
В погребальном саду рядом с мечетью среди множества обычных могил расположены 5 тюрбе (мавзолеев), которые со стороны делают весь комплекс ещё более живописным:
Сейчас я не могу сказать, по какой причине я не посмотрел мавзолеи вблизи: то ли проход к ним был закрыт, то ли помутнение какое случилось, и я его не нашёл... Поэтому все фотографии получились не очень показательными: либо поверх ограды, либо через решётки в ней же.
Самым старым, большим и красивым среди них является мавзолей самого Шехзаде Мехмета - восьмигранной формы, с рифлёным куполом и полихромной каменной кладкой:
Вторая по красоте, на мой взгляд - гробница умершего в 1603 году Великого визиря Ибрагим-паши, зятя султана Мурада III:
Вечереет:
И вот совсем стемнело, и мечеть ярко "зажглась":
..........
Рассматривая архитектуру Стамбула, важно сочетать и разумно чередовать монументализм (например, так называемые имперские мечети) и колорит "малых форм". И если первые и так на виду (и буквально, и в информационном смысле) и сами "бросаются в глаза", то вторые - из заслуживающих внимания - надо немного поискать - опять же, и в плане информации о них, и территориально.
Одной из таковых, безусловно, является Мечеть Календерхане рядом со станцией метро "Везнеджилер":
Сложно сфотографировать её максимально полно - даже вот так пришлось:
Нынешняя мечеть Календерхане - это бывшая византийская церковь Богоматери Кариотиссы 12 века, построенная (по некоторым источникам - на фундаменте римских бань) с использованием конструкций стоявшего на этом месте ещё более древнего православного храма предположительного 7 столетия; её стены выложены типичной византийской кладкой с чередованием рядов из кирпича и камня.
После завоевания Константинополя крестоносцами церковь "обратили" в римско-католическую, а когда Мехмед II взял город, он подарил здание суфийской общине дервишей, или календеров - потому бывшую церковь прозвали Календерхане, что по-турецки означает "Дом календери"), и после того как 1746 году здесь открылась мечеть, она получила такое же имя.
Мечеть Календерхане сохранила структуру изначального храма в форме греческого креста с центральным куполом, поэтому михраб установили в углу, чтобы обеспечить нужную ориентировку в соответствие с направлением в сторону Мекки. Интерьеры украшены цветными мраморными панелями и лепниной, сохранившимися от прежней церкви.
Сохранились и колонны византийского периода, которые, вполне возможно, в свою очередь, когда-то украшали некое древнеримское сооружение:
Также чудом уцелели православная мозаика, изображающая Сретение Господне, и католические фрески 13 века, на которых представлены сюжеты из жизни Франциска Ассизского - предполагают, что они являются старейшими изображениями итальянского Святого, написанными, возможно, всего через несколько лет после его смерти. И мозаика, и фрески были сняты, частично восстановлены и выставлены в Археологическом музее Стамбула.
* * * * * * * * * *
Сейчас мы перенесёмся в самое "сердце" Стамбула - в центральный район Султанахмет. Честно говоря, приехал я сюда, не удержавшись, "для галочки": ну как, оказавшись в Стамбуле, не посмотреть, пусть даже всего лишь в очередной раз, Айю-Софию и Голубую мечеть?! Честно сказать, ничего хорошего из этого не получилось: свежести восприятия не было, восторга тоже, а запруженная народом площадь между ними (наполовину состоящая из вьющейся, что и змее не снилось, очереди в "Софию"), ужаснула так, как не ужасала даже Пьяцца Сан-Марко в Венеции...
Забегая вперёд, скажу, что в Айю-Софию я всё же попал - вечером, когда все потоки уже схлынули, не затратив на ожидание практически ни единой лишней минуты (разве что немного притормозив на контроле безопасности). Зачем? А вот Аллах его ведает, возможно, было просто интересно посмотреть, что там изменилось после превращения музейной базилики в действующую мечеть, а может, тоже для галочки - искренне не знаю.
Пробыл я внутри минут 5, не больше, после чего буквально сбежал оттуда. И дело, конечно, не в том, что она стала мечетью: мечети, как вы наверняка заметили, я люблю, а принцип "победителям достаётся всё" никто не отменял. И не в том, что людская плотность внутри была чуть меньше, чем состояние "килек в банке". Нет, причина совсем в другом: я с грустью вынужден констатировать, что великая "София" потеряна для человечества навсегда, и её великолепия больше никто не увидит. Так что те, кто не был тут раньше, уже никогда не смогут понять всех восторгов по её поводу и почему её называют (называли?!) одним из величайших творений рук человеческих "всех времён и народов"... И дело, повторюсь, не в самом факте её "обращения", а в том, что увидеть здесь реально можно очень мало, и причины тому - общий полумрак и огромная яркая люстра, расположенная очень низко (в масштабе всего внутреннего пространства). Вы наверняка замечали, что если вблизи горит яркий свет, то всё, что находится в полутьме за ним, видно намного хуже (кроме тех предметов и поверхностей, что этот свет освещает напрямую), чем если бы света не было вообще - вот именно этот эффект и происходит сегодня в интерьерах Айи-Софии: вы прекрасно видите красный ковёр, саму люстру, кое-какое убранство в нижней части колонн и стен, но выше всё уходит в полумрак, и деталей верхней части зала, великолепных колоннад, золотистого свода купола почти не видно - или видно с очень большим искажением их оригинального "блеска" (кстати, фотография в этом плане получилась даже лучше, она осветлила задний план в большей степени, чем видит его глаз вживую). К тому же теряется объёмность, а с ней исчезает и то величие, олицетворение столетий, которое "кожей" чувствовалось здесь раньше...
Про то, что доступ на второй ярус теперь "заказан", я даже не говорю, это, наверное, и так все понимают...
В общем, с потерей Святой Софии (в третий раз повторю, что дело не в её новом мусульманском статусе, как таковом, отнюдь!) рухнула ещё одна часть "моего" Стамбула, от которого к тому времени и так мало что оставалось...
В Султанахмете меня ждал ещё один "облом", но об этом чуть попозже, а пока давайте "перебьём" (или я для себя "перебью") грустные воспоминания более яркими уличными впечатлениями:
Прозванный Немецким фонтан был подарен Германией Османской империи в память о втором визите в Стамбул кайзера Вильгельма II в 1898 году (фонтан был открыт спустя 3 года в день рождения Вильгельма II):
...
Вот мимо чего я не смог пройти, так это мимо древностей на бывшем Ипподроме, а ныне повторяющей его форму площади Султанахмет. Это древнеегипетский Обелиск Феодосия 15 века до нашей эры, названный в память о привезшим его в Константинополь последнем императоре единой Римской империи Феодосии I:
Со всех четырёх сторон пьедестал (он не являлся частью обелиска и был изготовлен уже здесь) украшен плитами с барельефами на историко-бытовые темы из жизни умирающей Империи. Все я снимать не стал и ограничился лишь той, что лучше всего освещалась (согласно "Википедии", она изображает сцену в цирке с участием танцоров и музыкантов):
8-метровая древнегреческая витая бронзовая "Змеиная" колонна (точнее, её уцелевший фрагмент) в 5 столетии до нашей эры украшала храм Аполлона в Дельфах (из трёх венчавших её змеиных голов две были утеряны уже после 17 века, а третья находится в Стамбульском археологическом музее):
По легенде, после взятия Константинополя османы колонну не тронули, поскольку считали, что она оберегает город от змей. По иронии обстоятельств, когда колонна лишилась голов, Стамбул снова наполнился змеями, а также, по словам известного путешественника и писателя того времени Эвлия Челеби, "многоножками и скорпионами".
И третий в этом "почётном ряду" - Обелиск Константина, изготовленный, как принято считать, в начале 4 века при римском императоре Константине Великом (что достоверно не известно), но своё нынешнее название он получил намного позднее и уже в честь другого Константина - Багрянородного, который отреставрировал его в середине 10 столетия:
..........
Сейчас мы покинем интересную, но не легшую мне на душу и буквально забитую людьми площадь Султанахмет и пройдёмся по не столь именитым, но местами более уютным окрестным улочкам:
Колоритный и живописный магазин ковров на углу квартала:
В каждом его окошке - по ковру:
...
Настало время немного подкрепиться:
Смотрите, как шкворчит второе блюдо (это кёфте в горячем соусе, а вот как называется, я запамятовал...):
Сергей, полностью разделяю ваше впечатление от Султанахмет и св.Софии. Хотя и был там впервые.
Вы смотрю до рынка добрели... А в музей мозаик попали?
А в музей мозаик попали?
Виктор, всё-таки слово "(не) попали" означает хотеть и либо суметь, либо нет. У меня и в мыслях не было, я даже не пытался. Вы же знаете, я не музейный человек. Хотя мозаики, возможно, были бы интересны... Но в любом случае в планах их не было, а все мои путешествия на 98% проходят по заранее разработанному плану.
PS. Хотя сейчас глянул - может, и сходил, если б знал и подготовился... Работает долго, и цена разумная... Значит, просто не судьба была
Отредактировано savl (2023-10-30 15:42:08)
так от магазина ковров там буквально 100 метров
Я устал от мечетей и толпы и в этот музей как раз хотел для разнообразия... Но тот же владелец коврового магазина сказал что он закрыт, на реконструкции. так что у меня тоже судьба... но несколько другим боком
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно