а с чего бы там всегда очереди стоять?
Святыня же... У нас в Загорске безлюдно бывает?
В Голубую мечеть больше получаса очередь, хоть и не святыня...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно
а с чего бы там всегда очереди стоять?
Святыня же... У нас в Загорске безлюдно бывает?
В Голубую мечеть больше получаса очередь, хоть и не святыня...
У нас в Загорске безлюдно бывает?
откуда я знаю, я там лет 10 не была)) мой муж, который ходил в школу напротив Лавры, говорит, что бывает
В Голубую мечеть больше получаса очередь, хоть и не святыня...
она в центре города, там просто турист бродит в большом количестве, опять же она сама по себе главная мечеть Стамбула
то одна из 3 мусульманских святынь..
В смысле? Что значит из трех? Из трех каких? В мусульманстве святынь точно больше трех
Отредактировано savl (2023-10-14 22:39:54)
Что значит из трех? Из трех каких? В мусульманстве святынь точно больше трех
Отредактировано savl (Сегодня 22:37:37)
Талуша сказала - из 3 главных... Медина, Мекка и вот Эйюп...
Отредактировано vicont-m (2023-10-14 22:49:54)
из 3 главных... Медина, Мекка и вот Эйяп
Это ерунда полнейшая. Во-первых, первые 3 - Мекка, Медина и Иерусалим. Во-вторых, дальше "универсального" списка нет. Есть суннитские, шиитские и "местечковые" рейтинги. Я уже столько раз встречал "4-ю по важности исламскую мечеть в мире" в разных странах )
Так что то, что в некоторых источниках Эйюп Султан называют 4-й по важности в исламе (в любом случае никак не третьей) - это личное мнение этих источников
Да, это чтимое место и чтимая мечеть - но не более того. И за пределами Турции мусульмане вряд ли о ней знают...
Отредактировано savl (2023-10-14 22:50:42)
Ну, не знаю... Я как-то их святынями не проникся... А с туристической точки зрения любопытна.
* * * * * * * * * *
"... всё, что мы считаем турецким, на самом деле пришло из Византии: феска, турецкие бани, гаремы и даже полумесяц, который на красном фоне присутствовал на флаге Византийской империи. Тайны и церемонии при дворе султана, интриги его жен и придворных, до недавнего времени внушавшие трепет янычары - остатки прежней императорской гвардии, запутанное законодательство, даже бесподобная кухня - все турки заимствовали у Византии, когда захватили столицу Восточной Римской империи и укрепились в ней".
Генри В. Мортон, "От Каира до Стамбула. Путешествие по Ближнему Востоку"
К словам уважаемого и любимого мной (как автора, естественно!) сэра Генри добавлю лишь, что и многие нынешние стамбульские мечети - это бывшие византийские церкви и базилики, и к одной из таковых мы сейчас направляемся - это Монастырь Пантократора, в котором сегодня размещается мечеть Зейрек (или мечеть Молла Зейрек). Не могу не отметить, что сейчас он является самым большим после собора Святой Софии византийским сооружением, сохранившимся в Стамбуле.
Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора, включавший в себя церковь, библиотеку, больницу, дом призрения для стариков и психиатрическую лечебницу, начал строиться в 1118 году византийской императрицей Ириной Комниной, а после её смерти работы продолжил император Иоанн II, который возвёл ещё один храм и соединил его с монастырём крытым переходом, а также окружил весь комплекс высокой стеной с двумя воротами. Вскоре после падения Константинополя главная церковь была превращена в мечеть и названа по имени учёного Моллы Зейрека, преподававшего в открытом здесь же медресе.
Напротив Монастыря Пантократора, который имел столь важное значение в византийские времена, что его название сохранилось даже после мусульманского завоевания, разбит сквер, из которого открываются особо красивые виды на апсидную часть бывшего монастырского храма...
... а рядом в старом османском конаке (доме) работает кафе под названием "Зейрекхане" со смотровой площадкой (к сожалению, с остеклёнными бортиками, что очень мешает сделать хорошие фотографии):
С другой стороны монастырь уже предстаёт в облике мечети:
Ещё в 12 веке у подножия холма, на котором стоит монастырь (сейчас вдоль него проходит бульвар Ататюрка), была сооружена цистерна, бывшая третьей по величине в Константинополе: её ширина составляла около 18 метров, а длина - около 50-ти (возможно, больше, потому что одна её сторона разрушилась). Особенностью её архитектуры являются внешние ниши глубиной немногим более метра: поскольку цистерна частично находится под землёй, ниши формируют нечто вроде рёбер жёсткости, позволяющих сдерживать давление почвы.
Цистерна Зейрек, как её сейчас называют, прослужила до конца 18 века, а затем по неизвестным причинам была заброшена. В середине 20 столетия она использовалась в качестве ... склада для лимонов, а в 1990-х годах её расчистили и в будущем планируют открыть для посещений и осмотра.
А в подпорной стене на ведущей к монастырю улице можно увидеть несколько маленьких ниш:
Что это? Остатки старых фонтанов (но по форме не похожи) или тоже некие конструктивные детали?
...........
За Монастырём Пантократора начинается нынче ничем особо не примечательный жилой район:
Вот это бывший фонтан, сразу видно по характерной стрельчатой арке:
...
Улицы начинают спускаться вниз, где круче, где более полого, и мы выходим к историческим Воротам Джибали (Джибали Капы) - единственным сохранившимся до наших дней византийским воротам константинопольских стен, шедших вдоль залива Золотой Рог. По легенде, они были названы в честь одного из командиров армии султана Мехмеда II Завоевателя Джебе Али-бея, который 29 мая 1453 года, в день взятия Константинополя турками, ворвался через них в город (впоследствии весь примыкающий к ним район Стамбула также получил имя Джибали).
А напротив и чуть сбоку можно увидеть один из трёх сохранившихся и восстановленных "Домов Фенера" - каменных двух- и трёхэтажных жилых домов, построенных в 18 веке в стамбульском районе Фенер. После реставрации в них планируют открыть музей и галереи современного искусства.
Тут мы ненадолго выйдем на берег Золотого Рога...
... после чего начнём "погружаться" внутрь старых кварталов:
Районы Фенер и особенно граничащий с ним Балат известны своими цветным домиками - "первые ласточки" мы уже видели, а вскоре насмотримся их, что называется, в ассортименте. Но сначала пройдём по улице Доктора Садык Ахмета...
... где находится комплекс Константинопольского патриархата с Патриаршей церковью Св. Георгия (Айя Йорги):
Г. Мортон очень интересно описывает историю Константинопольского патриархата после падения Византии: "Султан опасался, что византийцы могут вступить в сговор с папой и, объединившись с ним, разбить турок. Поэтому он решил первым договориться с византийской церковью и, пообещав грекам возможность свободно исповедовать свою веру, тем самым предотвратить возможный альянс с Римом. Священнослужителям, оставшимся в захваченном Константинополе, было предложено выбрать патриарха... Патриархия, поддерживаемая теперь мусульманским султаном, приобрела новые и удивительные черты. Патриарх носил титул паши с тремя бунчуками, и его торжественно посвящал в сан сам султан - имитация церемонии, которую в христианские времена совершал император.
Чтобы христианскому "королевству" было где обосноваться в мусульманском "царстве", грекам отвели место на берегу бухты Золотой Рог. Это предместье получило название Фанар, потому что неподалеку находился маяк. Фанаром сначала назывался просто греческий квартал, но скоро это слово стало относиться и к патриарху, и его синоду и теперь употребляется именно в этом значении, как, например, слово "Ватикан". Многих патриархов возвращали из ссылки, и некоторые правили по три-четыре раза! Одним из результатов этой полной превратностей жизни стало устройство утопавшего в садах поместья на острове Принкипо, "загородного отеля" для опальных патриархов, где смещенные прелаты жили все вместе, и каждый ожидал, что его снова посадят на трон!
Сегодняшний Фанар, существующий в республиканской Турции - всего лишь тень прежнего Фанара. Тем не менее, формально все сохранено ... Патриарха избирают греческие епископы в Турции, и кандидат обязательно должен быть турецким подданным. Церемониал избрания, действовавший при султанах, республика, разумеется, отменила".
Так что Фанар (по-гречески, он же по-турецки Фенер) - не просто один из многих районов Стамбула: он, как мало какой ещё, несёт в себе "шлейф", пусть и номинальный (или виртуальный, как сейчас сказали бы), византийского прошлого османского Константинополя!
Отредактировано savl (2023-10-16 15:56:57)
В Фенер дочь звала, но не сложилось. А в Балате чуть-чуть побродил. Район показался чисто турецким, в смысле не туристическим, что вкупе с прибрежным парком очень приятно в многолюдном городе.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно