Окружающие двор купольные портики, как обычно, богато расписаны в характерном исламском стиле:
Внутри мечеть ... впрочем, смотрите сами, мои эпитеты к "картинке" уже ничего не добавят:
Отредактировано savl (2023-12-19 16:35:11)
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно
Окружающие двор купольные портики, как обычно, богато расписаны в характерном исламском стиле:
Внутри мечеть ... впрочем, смотрите сами, мои эпитеты к "картинке" уже ничего не добавят:
Отредактировано savl (2023-12-19 16:35:11)
..........
С восточной от мечети стороны проходит колоритная "каменная" улочка, на которой находятся 2 медресе:
Медресе Саатли (Saatli Medrese) с высоким порталом-пештаком - одно из первых в Османской империи: оно было построено по указу султана Мурада II где-то между 1437 и 1447 годами:
А рядом с ним - Медресе Пейклер (Peykler Medresesi), построенное немного позднее (точный год неизвестен) следующим султаном Мехмедом II, и сейчас оно явно переживает не лучшие времена:
Его название происходит от турецкого слова "Peyk", что буквально означает "спутник". Считается, что так звали ближайших и самых верных охранников Мехмеда II, хотя встречаются и версии о том, что многие учившиеся здесь впоследствии стали известными деятелями в области науки и культуры и считались в своём деле яркими звёздами (то есть аналог наших "светил").
С улицы через решётку в ограде виден внутренний двор Юч Шерефели:
А в небольшом каменном "карнизике" устроилась чайка (в Эдирне их немного, но как же они орали вечерами в Стамбуле! Я и не представлял, что от чаек может быть столько шума , хотя это далеко не первый мой город "с чайками"...):
С противоположной (от мечети) стороны расположен очень атмосферный, но сейчас ремонтируемый Хамам Соколлу Мехмед-паши, построенный в 1568 году Мимаром Синаном (да-да, не опять, а снова, вот такая у меня "синановская" поездка непреднамеренно получилась!) по приказу и на средства Соколлу Мехмед-паши, Великого визиря при дворе трёх султанов. Он родился в сербской деревне в православной семье и даже учился в монастыре Милешева, однако потом оказался в числе мальчиков-христиан, которых принудительно набирали для их последующего "перевоспитания" и несения службы в качестве личных невольников султана, после чего попал в Эдирне, где был обращён в ислам, получил имя Мехмед и на протяжении многих лет служил в корпусе янычар, участвовал в битве при Мохаче и осаде Вены, а затем был примечен и взят на службу в султанскую канцелярию, где, хоть и не быстро, продвинулся по служебной лестнице до самых возможных вершин.
Хамам Соколлу Мехмед-паши в то время был одним из крупнейших в Турции и предназначался как для мужчин, так и для женщин: главный вход с улицы, который более-менее виден за забором на снимке, вёл в мужскую секцию, а гораздо более скромный, расположенный с другой стороны - в женскую. В целом здание очень красивое, и я искренне завидую тем, кто увидит и "потрогает" его после ремонта
* * * * * * * * * *
А сейчас мы отправимся на западную окраину Эдирне, где на правом (то есть дальнем от города) берегу реки Тунджи находится одна из главных здешних достопримечательностей - религиозно-социально-медицинский комплекс султана Баязида II, построенный в 1484-1498 годах по указу вышеназванного османского правителя архитектором Мимаром Хайруддином - автором известного - очно или заочно - многим путешественникам "горбатого" моста в боснийском городе Мостар.
Дорога к комплексу проходит через двойной мост, а точнее, "связку" из двух идущих друг за другом мостов, поскольку в этом месте Тунджа расходится двумя рукавами. Один из них - первый со стороны Эдирне и более поздний по времени (примерно 1567 год) - называется Ялнызгёз, что буквально переводится как "одноглазый", а в данном случае означает Однопролётный, или Одноарочный. Правда, из-за наводнений и заболачивания местности между двумя речными протоками уже в начале 17 столетия его "нарастили" ещё несколькими секциями, после чего он практически "слился" с более древним Мостом Баязида II. Турецкие источники пишут, что Мост Ялнызгёз был построен Мимаром Синаном, но уточняют, что он не включён в его "послужной список" (сразу возникает вопрос, почему?).
А первым, одновременно с самим комплексом (то есть в 1480-х годах), был возведён Мост Баязида II, который также называли мостом Нового Имарета (поскольку в состав комплекса входила общественная столовая-имарет). Он имел длину около 100 метров и состоял из 6 пролётов с остроконечными арками и двух водоотводных пролётов, которые при разливе реки препятствовали скоплению воды и её запруживанию.
Как я уже сказал, впоследствии мосты фактически превратились в единый "ансамбль", поэтому я и покажу их "оптом", не разделяя один от другого:
Позади открывается вид на мечети Селимие (слева) и Юч Шерефели (справа):
Немного увеличу панораму Мечети Селимие с реставрируемыми минаретами:
А впереди уже показались постройки комплекса Баязида II (по мере движения угол обзора и "картинка" меняются):
Здесь уже не город
Если пойти вдоль реки направо...
... можно выйти к султанскому дворцу ... но не сейчас, поскольку дворец находится на глобальной реставрации, и вся территория вокруг него огорожена, а подъездные пути перекрыты. Дворец-то ладно, там "живого" всё равно почти ничего не осталось, а вот то, что из-за этого "выпала" очень антуражная Башня Правосудия "в комплекте" с расположенным за ней Мостом Фатих, мне искренне жаль...
..........
Вход в комплекс Баязида II находится с северной стороны, с одноимённой улицы, то есть от моста надо ещё пройти прямо, а потом завернуть направо вдоль ограды и там пройти ещё столько же. Сейчас комплекс имеет статус музея, но на саму территорию, а также в мечеть, можно зайти "просто так" (то есть бесплатно), а вот для посещения музейных экспозиций, образующих Музей здоровья при Тракийском Университете Эдирне, нужно покупать билеты (их продают прямо при входе). Не скажу, что музей суперинтересный, скорее, на "любителей жанра", но раз уж вы сюда пришли, зайти, наверное, стоит, тем более что много времени это не займёт, а билет стоит сущие копейки - 50 лир (вообще всю информацию по регламенту посещения можно посмотреть на сайте https://saglikmuzesi-en.trakya.edu.tr/pages/contact).
В состав комплекса входили мечеть, медицинское медресе, дарушшифа (больница), имарет (столовая для бедных) с кухней и продовольственным складом, табхане (гостевой дом) и хамам. Почти все они доступны для "музейного посещения", и мы в них заглянем, но начнём всё же с мечети.
Архитектурно мечеть Баязида II является продолжением "тренда", заданного Мечетью трёх балконов: перед однокупольным молитвенным залом расположен примерно такого же размера открытый внутренний двор с фонтаном в центре, окружённый галереями-портиками. Любопытно, что колонны, на которые опираются арки галерей, сделаны из разного материала: гранита, белого мрамора и зелёной брекчии (разновидности горной породы).
Отредактировано savl (2023-12-21 11:47:46)
Фонтан выполнен в виде большой круглой мраморной чаши и, как считают учёные, ранее имел над собой некоторое подобие крыши:
По свидетельству летописцев, во дворе также находился колодец и росло 4 кипариса, посаженных ещё самим султаном Баязидом.
Мечеть очень большая, но снаружи это воспринимается не так явно, поэтому, заходя в неё, первым делом поражают её размеры и объём внутреннего пространства:
В левом углу расположена дикка, или дакка, иногда также называемая махфил (напомню - приподнятая платформа для муэдзина) с решётчатыми мраморными перилами, стоящая на арках из двухцветного мрамора:
...
Слева от входа находится довольно простое здание прямоугольной формы (его основным "декором" являются многочисленные купола на крыше, но чтобы в полной мере насладиться их зрелищем, нужно, как минимум, слегка приподняться в воздух:)) имарет с разного размера помещениями, предназначенными для еды, готовки и хранения продуктов:
Его большую часть занимает общая столовая:
Более богатые могли поесть в отдельных комнатах:
Фрагменты кухонных интерьеров:
А остальные комнаты, залы и костюмированные бытовые сценки я, уж простите, покажу просто "списком":
...
В противоположной (правой от входа) части комплекса Баязида II расположено медицинское медресе - прямоугольное в плане одноэтажное здание с открытым внутренним двором с фонтаном в центре (исторический, к сожалению, не сохранился, и сегодня его заменяет декоративный) и колодцем сбоку, по периметру которого находятся двери, ведущие во внутренние помещения: учебный класс и 18 комнат для проживания студентов (каждому из них полагалось отдельное помещение с печкой и книжным шкафом).
(первое фото выше - с сайта https://www.kulturportali.gov.tr/turkiy … lik-muzesi)
Медресе социального комплекса Баязида II входило в число 60 лучших школ Османской империи и готовило врачей для больниц. В его штате состояли учитель, его помощник, библиотекарь и 18 учеников; учителю платили 60 акча - серебряных монет, бывших главной денежной единицей Османской империи до 1687 года, в день (для сравнения: строительство мечети Сулеймание в Стамбуле обошлось в 59 миллионов акча), а ученикам полагались 2 монеты в день. Обучение заканчивалось практикой в больнице.
До наших дней сохранилось 37 медицинских учебных книг, по которым велось преподавание в медресе, причём часть их была подарена лично султаном Баязидом II. Сейчас в помещениях медресе воссозданы типичная учебная и бытовая обстановка тех времён:
...
Самым нестандартным по своей архитектуре сооружением комплекса является больница, или, как она раньше называлась, Дарюшшифа (Darüşşifa - слово, произошедшее от арабского "Дар Аш-Шифа", что означает "Дом исцеления"). Она состоит из двух частей: главного корпуса прямоугольной формы с большим внутренним открытым пространством, разделённым поперечной стеной с проходным порталом в виде пештака на 2 двора разных размеров, и прилегающего к нему шестиугольного отделения с центральным куполом для лечения больных с психическими и неврологическими заболеваниями. Нагляднее всего это можно увидеть на представленном в музее макете (на заднем плане видно медресе):
А "вживую", к сожалению, получится показать только фрагментами. Вот большой двор главного корпуса (с одной стороны - галерея, с другой - обычные стены):
Вид "поверх крыш" на минарет мечети:
Где-то сбоку - небольшой колодец:
Здесь располагались служба сторожей, кабинеты офтальмолога и хирурга, комнаты для персонала, изолятор психических больных и кухня, где готовили используемые в качестве лекарств сиропы и напитки.
...
Пройдём через кажущиеся на фоне огромного пештака с не менее огромной нишей-айваном небольшие ворота в малый двор, где находились аптека и кабинеты старшего персонала:
И почти сразу "упрёмся" в "психиатрический" корпус, охватить который снаружи не получилось, с большим центральный внутренним залом с фонтаном посередине:
Фонтан, кстати, здесь поставлен не просто так, не для красоты не для питья (для этого других источников и колодцев хватало), а как один из элементов водолечения - известно же, что звук воды оказывает благотворное влияние на человека (тем более что зал обладает особой акустикой, усиливающей эффект за счёт отражения звуков от каменных стен, но не создающей эха).
Вокруг общего зала находились палаты: 6 закрытых зимних, 4 открытые летние, а также специальная открытая комната-ниша со сценой для музыкантов. Такая компоновка позволяла обслуживать больных минимальным числом персонала и при необходимости быстро оказывать требуемую помощь.
Изначально больница была "многопрофильной" и принимала пациентов с самыми разными болезнями (всего в ней было 32 койки): в её штат входили главный врач, 2 терапевта, 2 хирурга, 2 офтальмолога и 2 провизора, а общая численность персонала составляла 21 человек (в разные периоды она незначительно менялась). При этом главврач получал 30 монет в день, а остальные врачи - по 15. Однако после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов она стала специализироваться только на психических и психиатрических заболеваниях. Любопытно, что в лечении широко использовались звуки воды, ароматерапия и музыка: трижды в неделю здесь играла специальная группа музыкантов и певцов из 10 человек, исполняя разные мелодии (макамы, как их называли в исламской мире), помогающие при различных болезнях, например, макам Раст - от судорог и паралича, иракский макам - от болезней нервной системы, макам Рехави - от головных болей и некоторых видов параличей, макам Эгуле - от сердечных болезней, а исфаханский макам - для прояснения мыслей, развития мыслительных способностей и даже для защиты от простуды; на этот счёт мне попалась очень интересная статья https://islamosfera.ru/kakie-zabolevani … -makamov/, а если кому будет лень её прочесть, я просто "процитирую" из неё ещё один макам под названием Буселик, который, как считали древние врачеватели (а они, скажем честно, знали в этом толк больше, чем 3/4 нынешних медиков, которые палец о палец не ударят, пока ни замучают нас "дополнительными обследованиями", пройти через которые порой сложнее, чем в царской армии "через строй"), помогает при головных и спинных болях и болезнях глаз:
В больнице Баязида II это выглядело примерно так:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно