Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно
Сообщений 121 страница 130 из 173
Поделиться1222023-11-19 21:09:07
* * * * * * * * * *
Честно говоря, изначально я не планировал писать про Мечеть Сулеймание, потому что в прошлых поездках уже видел её, а писать о чём-то вторично я люблю не больше, чем возвращаться куда-то. Но в этот раз у меня в Стамбуле случился своего рода "кризис жанра" (господи, ещё несколько месяцев назад мне эти слова казались бы сущим бредом): как выяснилось уже на месте, времени оказалось больше, чем требовалось для реализации всех планов и маршрутов, особенно после спонтанного ужатия программы по Султанахмету. А поскольку Сулеймание находилась недалеко от моего первого отеля, я не нашёл ничего лучшего, как в один из дней после обеденного отдыха прогуляться туда без особых целей. Ну а раз так вышло, почему бы не сохранить для самого себя полученные тогда визуальные впечатления, тем более что погода была солнечной, и снимки должны получиться неплохими? И это уже точно будет "последним из рассказов о Маугли", посвящённых Стамбулу, после чего я с чистой совестью смогу перейти к Эдирне
Сулеймание - вторая по значимости мечеть Стамбула после Голубой (то есть Султана Ахмета) и самая большая из исторических (больше неё только возведённая в 2019 году в азиатской части Мечеть Чамлыджа, но этот новодел в расчёт можно не принимать). Уже из её названия видно, что сооружена (в 1550-1557 годах) она была по приказу султана Сулеймана Великолепного и стала одним из первых крупных творений знаменитого Мимара Синана. И, как считают многие специалисты, лучшим, хотя тут их мнение расходится с оценкой самого архитектура, который вершиной своего творчества называл Мечеть Селимие в Эдирне. Ну а я на этот счёт скромно промолчу, потому что для меня что Сулеймание, что Селимие, что Шехзаде примерно на одно лицо и одинаково прекрасны.
На небольшой треугольной площади перед входом в мечеть со стороны улицы Сулеймание (это уточнение напрашивается, поскольку комплекс мечети имеет 3 входа с разных сторон) находится фонтан, простой, но с любопытной историей: во время строительства мечети здесь стоял шатёр, в котором Мимар Синан выплачивал деньги занятым в работах мастерам. А когда мечеть была готова и шатёр убрали, на освободившемся месте соорудили фонтан, который назвали Расчётным, или Шатровым
Самый красивый входной портал расположен с юго-восточной стороны, напротив Стамбульского университета:
А это как раз ворота, ведущие на университетскую территорию:
Ещё один портал, поскромнее, находится на северо-западе и выходит на улицу Шифахане:
Отсюда во второй половине дня (с учётом расположения солнца) открываются одни из самых красивых видов на Мечеть Сулеймание:
Поделиться1232023-11-19 21:09:43
И немного сбоку:
Тут я как раз "словил" азан:
С этой стороны расположен и единственный "с улицы" вход во внутренний двор (другой - из самой мечети), но прежде чем зайти туда, посмотрим мечеть с других сторон:
Фрагменты внешней галереи:
Как и многие имперские мечети Стамбула, Сулеймание имеет четыре минарета, что соответствовало "султанскому" статусу: дети султанов (пока сами не заняли трон) могли возводить мечети лишь с двумя минаретами, а все прочие - только с одним). Но здесь их число имеет ещё и символический смысл, поскольку Сулейман I (он же Великолепный) был четвёртым султаном после османского завоевания Константинополя. А общее количество балконов на них - по 2 на двух минаретах и по 3 на двух других, то есть всего 10 - означают, что он - десятый правитель в династии Османов. О как! Впрочем, на Востоке всегда придавали нумерологии повышенное значение...
Поделиться1242023-11-21 18:51:50
...
Внутренний двор мечети, в общем-то, типовой для Турции: арочные галереи по периметру с колоннами из мрамора, гранита и порфира, фонтан в центре и минареты по углам. Вот только фонтан немного "нестандартный": не привычная ротонда, покрытая куполом, а прямоугольной формы павильон с плоской крышей и резным карнизом.
Над нижними окнами обращённого во двор фасада мечети размещены керамические таблички с арабской каллиграфией, представляющие священные для ислама высказывания и выдержки из Корана. Конкретно здесь приведён отрывок из 255 аята 2-й суры Аль-Бакара, который называется Аль-Курси и считается величайшим кораническим аятом; мусульмане читают его очень часто в качестве защиты от шайтана, а также по желанию - после каждого намаза.
Вход в молельный зал украшен нишей со сталактитовым рельефом:
...
Интерьеры Мечети Сулеймание тоже вполне традиционные. Они, конечно, монументальные, величественные, красивые, но тех, кто раньше уже побывал в имперских мечетях (хотя бы нескольких), вряд ли поразят:
Отредактировано savl (2023-11-21 19:11:38)
Поделиться1252023-11-21 18:52:01
Хотя конструктивно здесь тоже есть свои "изюминки", но они не визуальные: чтобы замаскировать огромные контрфорсы, Синан встроил их в стены здания так, что они наполовину выступают наружу, а наполовину - внутрь, а затем скрыл внутренние выступы колоннадами.
Поделиться1262023-11-24 20:07:26
...
От других мечетей Стамбула Сулеймание отличается тем, что стоит на краю ярко выраженной возвышенности, и одна из сторон её территории представляет собой естественную смотровую площадку с видами на Золотой Рог и "соседний" Галатский холм на другом берегу:
Поделиться1272023-11-24 20:07:39
... и другими видами:
Этот "непарадный" вход (он же выход) выводит на лестницу, ведущую к подошвенной части холма:
А с другой, "ровной" стороны территории мечети расположен большой благотворительно-социальный комплекс Сулеймание, состоящий из нескольких построек, где находились имарет (бесплатная столовая для бедных), хамам, медресе, библиотека, общественный фонтан. В имарете каждое утро и каждый вечер раздавалось бесплатное питание тысячам людей, причём чтобы исключить любую дискриминацию и зависимость от звания и социального положения, кухонное окно было устроено так, чтобы раздающий еду не мог видеть человека, которому её подаёт.
В 1914-1983 годах в комплексе размещался Музей турецко-исламского искусства, потом он использовался в качестве ресторана и конференц-зала, а сейчас в нём расположены - только не скажу, во всём или в его части - службы офиса муфтия Стамбула.
За стенами мечети, но совсем недалеко от неё находится простой по архитектуре хамам, который, тем не менее, тоже был построен (в 1557 году) Мимаром Синаном и тоже, как и мечеть, назван в честь султана Сулеймана Великолепного: Хамам Сулеймание. Однако горожане прозвали его баней металлургов, потому что сюда часто приходили рабочие близлежащих литейных заводов.
После реставрации 2001 года хамам вновь стал действующим, и сегодня является единственным в Стамбуле, где мужчины и женщины моются вместе (в разных помещениях, думаю:)). А если кто пожелает приобщиться к столь историческому месту, где когда-то мылся сам Синан (для него было внутри специальное отделение, сохранившееся до нашего времени), может прояснить все "оргвопросы" на сайте https://www.suleymaniyehamami.com.tr/ .
* * * * * * * * * *
Что ж, вот теперь со Стамбулом я действительно заканчиваю, окончательно и бесповоротно, и переезжаю в Эдирне.
Поделиться1282023-11-24 20:43:16
Сергей, много вы интересного повидали в Стамбуле. Интересного для себя, учитывая ваш интерес к Востоку... И для меня тоже, в вашем изложении. Самому в реале мне наверное было бы менее интересно. Все-таки нужно погружаться в материал и хоть что-то знать хорошо. Иначе общие впечатления скоро вызывают равнодушие своим якобы однообразием.
Спасибо, за Стамбул, вы сильно пополнили мои личные впечатления.
Поделиться1292023-11-25 11:48:22
Сергей, много вы интересного повидали в Стамбуле. Интересного для себя, учитывая ваш интерес к Востоку... И для меня тоже, в вашем изложении. Самому в реале мне наверное было бы менее интересно
Виктор, прежде всего - спасибо Вам за внимание и что "были" со мной!
И мне приятно, что Вас что-то заинтересовало, несмотря на некоторую разницу в наших "восточных" интересах!
К сожалению, я уже сейчас (рассказы вообще хорошо это выявляют) вижу, что где упустил (даже просто из того, что находилось "под рукой")...
нужно погружаться в материал и хоть что-то знать хорошо
Нууу... тут менее однозначно. Если материал "твой" (это не фамильярное обращение к Вам, а фигура речи), то для того, чтобы восхищаться и погружаться, особого знания не требуется. И пример тому - я сам, поскольку 80% подробностей и деталей того, что я смотрю и о чём пишу (и не только в части Турции), я узнаю уже на этапе написания рассказа. Тут главное - на этапе подготовки грамотно выделить будущие места и объекты посещения, чтобы они полностью соответствовали твоим интересам и "резонировали" с тобой (опять же, "ты" - фигура роечи).
Иначе общие впечатления скоро вызывают равнодушие своим якобы однообразием.
А это важно для любого, даже очень "своего" формата. Поэтому - опять же, при планировании маршрутов - очень важно чередовать эти самые форматы. И даже, кстати говоря, при написании рассказов - именно поэтому я с некоторых пор часто пишу 2 рассказа одновременно - но при этом они об очень разных по духу, истории и архитектуре местах.
Поделиться1302023-11-30 12:01:53
<<<<< ========== ЭДИРНЕ ============== >>>>>
.
Эдирне стал последней столицей Османской империи, в которой я побывал после Стамбула и Бурсы (Сёгют таковой в классическом государственном смысле этого слова назвать всё же нельзя, он в основном являлся местом, где кочевники, которыми всё ещё оставались первые османы, собирались на советы племён и прочие совместные "мероприятия"). "Поглядывал" в его сторону я давно, но, честно говоря, мотивации для практической реализации этих "поглядушек" не находил. Главной "приманкой", конечно, была Мечеть Селимие, которую Мимар Синан считал вершиной своего творчества, но сколько я ни смотрел на неё, искренне не мог понять, чем же она отличается - кроме деталей, которые в полной мере может оценить только специалист - от прочих имперских мечетей в том же Стамбуле (да и сейчас я готов повторить это).
Но всё же дело дошло и до Эдирне, поскольку он хорошо сочетался в качестве радиального выезда из Стамбула, только на который всю поездку отводить было жалко. Тем более что дорога получалась не сложной во всех отношениях: от логистики до стоимости: всего 2.5 часа и 350 лир в один конец, что по нынешним турецким ценам соответствует двум самым дешёвым вторым блюдам. Линию Стамбул-Эдирне почти полностью и практически на одинаковых условиях поделили между собой 2 автобусные комании: Metro Tourism и Nilüfer,отправляющиеся от столичного автовокзала Эсенлер (Esenler). В принципе, билеты можно купить непосредственно перед отправлением в офисе компании на том же автовокзале - в силу частых рейсов ажиотажа не наблюдается, и оба раза автобус был заполнен дай бог, если наполовину. Но поскольку у меня, как обычно, вся поездка была запланирована по часам, и никаких неожиданностей даже при минимальной их вероятности я позволить себе не мог, то предпочёл купить билеты заранее через интернет. Сделать это можно либо напрямую на сайте транспортной комании, либо на агрегаторах типа https://www.enuygun.com или https://www.obilet.com (цены везде одинаковые). Сначала я выбрал Metro, поскольку она была больше "на слуху", но тут выяснилась любопытная техническая деталь: платёж с европейской карты моей хорошей знакомой из Голландии, которая любезно согласилась мне помочь в этом ставшим "вдруг" нелёгком деле, не проходил - ни напрямую, ни у агрегатора. А вот билет на Nilüfer удалось купить без труда.
Стамбульский автовокзал Эсенлер хорош тем, что доехать туда просто и быстро - по "красной" линии метро М1 (причём подходят оба направления, которые разветвляются уже после нужной станции Otogar) всего - от условного "Аксарая" - за 15 минут. Выйдя из метро, вы сразу перед собой видите длиннющее застеклённое здание автовокзала https://yandex.ru/maps/115691/bayrampasa/geo/esenler_otogar/4427963320/?l=stv,sta&ll=28.896417,41.039934&panorama[direction]=258.802799,2.369062&panorama[full]=true&panorama[point]=28.894138,41.040818&panorama[span]=119.381693,60.000000&z=18 (Яндекс молодец, уже охватил камерами несколько городов Турции, а карты у него намного информативнее и нагляднее, чем у Гугла). Но в отличие от огромного "пространственного" отогара в той же Бурсе, он устроен по-другому и фактически представляет собой "проходной двор" между большой внешней площадью и автобусными перронами (никакого контроля безопасности не проводится, так что время на это можно не закладывать). Несмотря на кажущиеся со стороны монументальные габариты, здание очень узкое - всего метров 20, и по всей длине поделено на "каморки" (ей-богу, по-другому не назовёшь!) офисов автобусных компаний: через них можно пройти насквозь в обе стороны. Именно здесь можно купить билет при отсутствии оного или посидеть на нескольких стульчиках до подачи автобуса, а вот туалеты и кафе, если потребуется, уже надо искать в другом месте (наверняка они где-то имеются, возможно, в торцах длинного здания). Никакого единого табло здесь тоже нет (опять же, может, где-то и есть), офис нужной компании нужно либо искать "на глаз" по большим баннерам на офисах, либо спросить у любого сотрудника любой компании: уж про"Метро" или "Нилюфер" подскажет любой.
А вот в Эдирне всё гораздо затейливее. Помню, когда я готовился к своей первой самостоятельной поездке в Испанию, то прочитал оригинальное высказывание про новый вокзал в Сеговии, построенный специально для скоростных поездов: что он расположен "in the middle of nowhere" - то есть буквально "в центре ничего", а попросту - "в попе" если не мира, то Пиренейского полуострова:) - практически в чистом поле на чёрт-те каком расстоянии от самой Сеговии, до которой ехать на автобусе надо было ещё примерно столько же времени, сколько от Мадрида. Вот примерно то же можно сказать об автостанции Эдирне: дальше от центра её "отодвигать" уже просто некуда. Естественно, ни о каких "пешком" и речи не шло, но ехать на такси смысла нет, поскольку "до города" ходит автобус, а точнее, долмуш (реальной разницы я не вижу и пишу так только потому, что они сами его так называют; и, кстати, на старости лет узнал, что в этом слове ударение ставится на "О"). Причём заплатить в самом автобусе нельзя, но с транспортными картами можно не заморачиваться (ура-ура!): рядом с остановкой - а она, в свою очередь, находится прямо возле автостанции - стоит палаточка, где продают одноразовые билеты (которые здесь на удивление недешёвые!). Я советую сразу покупать их в двойном размере, чтобы хватило на обратную дорогу: в самом Эдирне их можно купить, но всего в нескольких точках: замучаетесь искать, причём 90% местных сами не знают, поскольку пользуются местной транспортной картой; в отеле, когда я задал этот вопрос, для служащего вообще был великим откровением факт существования таких билетов:)
В какой долмуш садиться - тоже "загадка для хвоста". Однозначного ответа я так и не нашёл во всём многоязычном инете, а сайт городского транспорта Эдирне https://edirnejethaber.com/toplu-ulasim … zergahlari в этом плане не очень информативен и рассчитан на знатоков города: то есть маршруты и названия остановок имеются, а вот как они "накладываются" на "местность", остаётся задачей "с несколькими неизвестными"; пришлось пробивать по карте каждую остановку (а они ещё и не нанесены, поэтому пришлось искать соответствие с обозначенными городскими объектами), и в результате "изысканий" выяснилось, что до центра - а таковым в Эдирне можно считать плюс-минус круг на изгибе бульвара Ататюрка - идут долмуши 1Т, 3 и 3А, причём идут коряво, "цепляя" по пути половину окраинных кварталов Эдирне (утрирую немного:)) со многими остановками, а потому дорога занимает минут 40.
* * * * * * * * * *
Эдирне расположен буквально "на перекрёстке" дорог: между Европой и Азией, Балканами и Анатолией, рядом с Грецией и Болгарией, а потому (а также учитывая, что регион этот всегда "бурлил" и был "неспокойным") не удивительно, что за свою длинную историю он оказывался в эпицентрах многих войн и в чьих только руках не побывал... Он был частью Римской и Османской империй, принадлежал Византии, Болгарии и Греции, в 19 веке дважды занимался русскими войсками (правда, в состав России никогда не входил), и лишь в 1923 году окончательно и бесповоротно отошёл к Турецкой республике.
Основан он был римским императором Адрианом в 124 году, когда тот объезжал балканские провинции Рима, на месте древнего фракийского поселения Орестиас (Одрисия), за что получил имя Адрианополис, или Адрианополь. Строго говоря, его нынешнее название является не "революционным" переименованием, а турецкой адаптацией греческого имени Эдрин, что значит Адриан. То есть Эдирне, несмотря ни на что, номинально продолжает оставаться городом императора Адриана:)
В 1360-х годах (информация разных источников о точной дате разнится) Эдирне захватили турки-османы, и вскоре султан Мурад I сделал его своей столицей (прежней была Бурса), которой он оставался на протяжении почти 100 лет - до взятия Константинополя в 1453 году. Уже в 20 веке в результате территориальных переделов Балканских войн и Первой мировой войны он успел, хоть и ненадолго, побывать болгарским и даже греческим, но по итогам Лозаннской конференции 1922-1923 годов греки снова передали город Турции.
...
Теоретически в Эдирне из Стамбула можно съездить одним днём, но, на мой взгляд, это будет излишне экстремально, очень уж "бистро-бистро" придётся всё делать: и ходить, и смотреть, и даже есть. Да и то только в то время года, когда темнеет поздно. Так что самый лучший вариант - двухдневный, а точнее - односуточный: то есть туда поехать 9- или 10-часовым утренним автобусом, а назад выехать часа в 3: я перестраховался и взял обратный билет на 17.30 и уже в первый день понял, что вполне можно было уезжать и раньше - в том смысле, что времени получалось больше, чем наличествующих интересностей, которыми это время можно занять.