он закрыт, на реконструкции
Ааа, значит, всё же Яндекс в очередной раз прав, указывая, что он "временно не работает". Что ж, честь ему и хвала, если он более точен, чем даже офиц. сайт...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно
он закрыт, на реконструкции
Ааа, значит, всё же Яндекс в очередной раз прав, указывая, что он "временно не работает". Что ж, честь ему и хвала, если он более точен, чем даже офиц. сайт...
..........
А теперь о том самом "обломе"... Я вообще люблю средневековые подземные цистерны, а поскольку в знаменитой Цистерне Базилике я уже был, мне хотелось посмотреть Цистерну Филоксена, которая мне глянулась больше, чем ещё одна известная стамбульская Цистерна - Феодосия. Прелесть была ещё и в том, что попасть в неё можно, как везде писали, без очереди, в чём я убедился собственнолично, да ещё сравнительно задёшево - "всего" за 250 лир. Но... случилась ситуация из разряда "лисы и винограда": "око" уже видело за открытыми входными дверьми подсвеченные жёлтым светом колонны, которые выглядели точь-в-точь как на "картинках", "позвавших" меня сюда, но "зуб" наткнулся на процедурную проблему: оплатить вход можно было только картой... Правда, служители на входе предложили мне вариант оплаты через "Истамбулкарт", и сначала я "загорелся", но столь же быстро и "потух": поскольку "билетматики" принимают купюры максимум в 100 лир, а у меня из крупных были только купленные в Москве "двухсотки", так что, во-первых, надо было сначала бежать куда-то менять их, что ещё полбеды, а во-вторых, что уже проблемнее, искать фиг знает где эти самые "билетматики", потому что на практике - в отличие от "заявленной" теории - в городе, если это не метро, их практически нет. Имелся небольшой шанс обнаружить их возле центральной трамвайной остановки "Султанахмет" - а если там нет (кстати, потом специально посмотрел камеры Яндекса и Гугла - и действительно их не увидел)? Тогда вообще деваться некуда и даже менять смысла нет - а всё это время, суета, нервы...
В общем, поколебавшись так пару минут, я решил не переть "трактором" "через тернии к звёздам", а расслабиться и просто получить максимум возможного удовольствия без всяких цистерн... Хотя, если честно, я всё же "доиграл" ситуацию до конца и подошёл к той самой "третьей" Цистерне Феодосия: там можно было платить и картой, и деньгами, но тоже не обошлось без "но": если в прочих "водохранилищах" принцип простой - заплатил и "иди и смотри" (как я и люблю), то здесь посещение устроено в виде привязанных ко времени сеансов, поскольку представляет собой небольшое - минут на 20 - цветомузыкальное шоу, причём "в меню" их 2, и они чередуются каждые полчаса: одно - видимо, попроще - за 350 лир, а другое - очевидно, "покруче" - за 450. Честно говоря, на шоу (хотя я допускаю, что оно эффектное) меня совсем не тянуло: хотелось просто в тишине и спокойствии (а в Цистерне Филоксена получилось бы ещё и в одиночку) побыть в относительно средневековом антураже и "подышать духом веков", и уж точно не за 450 лир: даже "Базилика" стоит 495, а уж её уровень во всех отношениях неизмеримо выше, чем "Феодосия" (хотя я понимаю, что там платят не за антураж, а за шоу, но именно оно меня и не прельщало). В общем, не сложилось в этот раз у меня с цистернами - ну и, как в старом анекдоте, фиг с ними...
Каких-то особых "приметных точек" в Султанахмете у меня не было, всё самое основное и ключевое я уже видел раньше (и сейчас, если совсем честно, вообще приехал сюда только ради цистерны), так что я просто немного прошёлся - без какой-либо "системы" и "концепции" - в ближних окрестностях Айя-Софии, которая, слава Аллаху, хоть внешне ещё смотрится как в "старые добрые времена"
Собственно, даже "София" была не целью, а просто "привязкой", поэтому следующий фотосет можно назвать обычными "уличными картинками":
Рядом с Айя-Софией и входом в парк Гюльхане находится один из красивейших османских фонтанов Стамбула, названный в честь построившего его в 1728 году султана Ахмеда III (это время в истории Турции иногда называют Лале Деври - Эпоха тюльпанов, поскольку тогда сложилась мода на разведение этих прекрасных цветов). Фонтан выполнен в форме четырёхугольного киоска-павильона с полностью покрытыми рельефным и цветовым декором стенами и сильно выступающей за них крышей с деревянным карнизом и увенчан пятью куполами:
Чтобы в Стамбуле увидеть крепостные стены, не обязательно ехать на западные окраины к Феодосиевым стенам - не менее основательные, хотя всё же не такие эффектные, отделяют парк Гюльхане от городских улиц с западной, восточной и отчасти южной сторон. Причём стены эти отнюдь не декоративные, а вполне боевые (по крайней мере, внешне), укреплённые мощными (опять же, "на глаз") квадратными в плане башнями:
Монументальный вход в парк, где всё устроено очень серьёзно: справа туда, слева обратно, охрана, турникеты, а впереди маячит хвост очереди во Дворец Топкапы:
А это уже не фонтан, хотя очень похож, а тоже входной портал, ведущий в расположенный в бывшем имарете (так на Востоке называли благотворительные учреждения, например, общественные столовые для бедных) Музей ковров, который, правда, был закрыт, когда собор Святой Софии преобразовали в действующую мечеть. Сейчас для него подыскивается новое помещение и, возможно, им станет цокольная часть мечети Рустема-паши.
Изящный маленький "пристенный" фонтанчик:
Этот фонтан попроще, но мимо такой "композиции" я просто не мог пройти, не запечатлев её:
А вот Голубую мечеть, которую я всегда называл самым гармоничным архитектурным творением человека после Тадж-Махала, а в Стамбуле ставил даже выше "Софии", я в этот раз проигнорировал, ограничившись некоторыми - причём относительно случайными - видами со стороны. Наверное к этому моменту я уже понимал, хотя, возможно, ещё чисто интуитивно, что только так можно сохранить хотя бы о ней восторженные воспоминания "из прошлой жизни"...
Ха, у меня на очереди как раз рассказ о цистернах...
В Феодосии разница в цене за счет того что на одном сеансе одно шоу, а на другом 2 сразу.
Но это я потом узнал, когда жену туда привел. А первый раз один был, случайно... И забегая вперед скажу что шоу как раз очень впечатлило.
..........
Между Айя-Софией и стенами парка Гюльхане (точнее, застройкой, "прилепившейся" к стенам) протянулась живописная улочка Согукчешме, заканчивающаяся довольно крутым спуском перед тем, как "влиться" в "трамвайную" улицу Алемдар:
Здесь продолжаются "крепостные" стены парка...
... а там, где они изгибаются, а трамвай делает крутой поворот (порой, учитывая его длину, даже удивляешься, как он в него вписывается), в них встроен Парадный павильон (его название иногда переводится как Павильон Процессий) 16 века, из которого османские султаны приветствовали янычар во время их шествий:
Любопытно, что его верхняя часть построена из дерева, но облицована мраморными панелями.
Ещё один прекрасный фонтан Хамидие в пышном стиле с элементами рококо и барокко, построенный в 1775 году. Правда, изначально он стоял немного в другом месте, но при расширении улицы для прокладки трамвайных путей был перемещён.
* * * * * * * * * *
А в Голубую мечеть (официально - Мечеть Султанахмет, или Мечеть султана Ахмеда, названная в честь правившего во время её строительства султана Ахмеда I), я всё же зашёл - вечером, когда толпы в центре Стамбула уже спали, хотя в целом народу всё равно было предостаточно (но с дневным кошмаром это уже сравниться не могло).
Пришёл я сюда исключительно для того, чтобы посидеть во внутреннем дворе - самой, как я уже говорил, живописной части больших мечетей, и здесь в это предзакатное время действительно было хорошо и умиротворительно...
На глаз "лёг" боковой фасад с двухъярусной галереей, где в нижней находятся многочисленные краники-фонтанчики для омовений:
А вот внутрь я даже заходить не стал, чтобы не расстраиваться, предвидя, что вот там "войти второй раз в ту же реку", где, когда ещё не было "зоны для туристов", и я мог спокойно сидеть под самым куполом, "кожей" чувствуя себя в центре мироздания, уже точно не получится... Умом я, конечно, понимаю, что при резком увеличении турпотоков у турок просто не было иного выхода, кроме как пойти на такие ограничения, но именно по этой причине я стал избегать больших мечетей (в малых подобное тоже бывает, но в них именно в силу их небольших размеров такая "периферийность" туристической "резервации" не так ощущается).
Голубая мечеть после наступления темноты:
..........
Этим вечером, когда уже стемнело, я дошёл до ещё одной мечети - так называемой Малой Айя-Софии (Кучук Айя-София), расположенной почти на берегу Мраморного моря в южной части Султанахмета. Раньше я уже был здесь, но днём, при свете, заодно посмотрев живописные руины Дворца Буколеон и прогулявшись по прибрежному Парку Ахыркапы с морскими пейзажами. А вот зачем пришёл на этот раз - откровенно говоря, даже не знаю: возможно, просто не придумал ничего лучшего после того, как сильно расстроился, побывав в "большой" Айя-Софии.
Было понятно, что в темноте на какие-то внешние виды мечети рассчитывать уже не приходилось...
Хотя вблизи уже получше:
Её интерьеры очень хороши, и многие считают их самыми атмосферными в Стамбуле после Святой Софии:
Тут нельзя не сказать, что не только внутренняя планировка, но и многие конструктивные элементы остались от тех далёких времён, когда нынешняя мечеть была христианской церковью Святых Сергия и Вакха. А построена она была - ни много ни мало - в первой половине 6 столетия: в 527-529 годах (!) и считается одним из самых древних сохранившихся храмов Стамбула, причём дошедшим до нас практически без изменений. Именно её византийский математик и архитектор Исидор Милетский использовал в качестве "модели" перед возведением "большого" собора Святой Софии, который он построил спустя 8 лет.
Вечерняя улочка, ведущая к воротам мечети со стороны центра Султанахмета:
Вообще Малая Айя-София - одно из тех мест, которые я искренне рекомендовал бы (что редко делаю) в Стамбуле тем, кто в ней ещё не был - вне зависимости от того, первый ли это приезд сюда или условный пятый. Но - непременно днём, чтобы полноценно осмотреть её со стороны и погулять по парку с видами на Мраморное море. Язык не поворачивается назвать её "обязательной" в силу нелюбви, особенно в контексте туризма, к этому слову, но ... что-то очень близкое к этому
у меня на очереди как раз рассказ о цистернах.
Если напишите, я буду в числе благодарных читателей
живописная улочка Согукчешме,
Я только ее конец видел... Но вот на ней в частности встречаются дома, которые и в других местах встречал - как-будто деревянные, ну или облицованы вагонкой... так я и не понял - дерево это или пластик стилизованный под дерево? Возможно и то и то? Ваше мнение?
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Ближний Восток, Турция и Африка » Падение Стамбула и Эдирне, в который ехать не обязательно