Интересно в основном пояснения, визуальная картинка красивая, но очень однообразная. Всё-таки эта их архитектура слишком жестко в каких-то общих обязательных канонах зажата.
Узбекистан - восточная сказка. Апрель 2023г. Часть 2. Ташкент
Сообщений 121 страница 130 из 233
Поделиться1222023-08-28 16:15:22
визуальная картинка красивая, но очень однообразная.
А ведь и русская архитектура тоже однообразная, как писал savl "восьмерик на четверике". А горы тоже все на одно лицо.
Меня узбекская архитектура приводила в восторг.
Дальше мы приехали к особняку князя Николая Романова , это внук императора Николая I.
Дворец был на ремонте, и посмотреть на него можно было лишь через забор.
В Ташкенте Николай Константинович Романов оказался ...в ссылке.
Личность князя весьма любопытная и неоднозначная.
Великий князь Николай Константинович (2 [14] февраля 1850, Санкт-Петербург — 14 [27] января 1918, Ташкент) — первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II. Внук Николая I, двоюродный брат Александра III.
Николай всегда отличался бунтарским характером. Например, после долгих лет домашнего образования , избавившись наконец от надзора строго учителя-немца, Николай сжег свои тетради прямо на полу Мраморного дворца.
Позже по собственному желанию великий князь поступил в Академию Генерального штаба. Обучался он прилежно и с интересом. После окончания Академии Николай поехал путешествовать по Европе. Вернувшись, он поступил на службу в лейб-гвардию Конного полка, став в 21 год командиром эскадрона.
Князь был хорош собой и без труда мог покорить сердце любой аристократки, но выбор его пал на американскую танцовщицу Хэрриэт Блекфорд (или как она себя называла -Фанни Лир ), с которой Николай познакомился на балу в 1871г. В свои 23 года девушка успела выйти замуж, родить ребенка и развестись. Ребенок вскоре умер, а в послужном списке авантюристки были и принц Уэльсский (будущий король Эдуард 7-й), и наследным принц прусского королевского рода Гогенцоллернов.
Родители не одобряли отношения великого князя и безродной иностранки. Через два года Константин Николаевич зачислил сына в состав экспедиционного корпуса в Средней Азии. Побывав вместе с войском в походе на Хиву и проявив там настоящий героизм, Николай возвратился обратно и продолжал встречаться с Фанни Лир.
Николай Константинович снова съездил в Европу в компании своей возлюбленной — Фанни Лир. Там он продолжил пополнять свою художественную коллекцию.
В это время в круг его общения входил 19-летний корнет Савин, знаменитый впоследствии авантюрист, по слухам также состоявший с Лир в любовной связи. Позднее Савин позиционировал себя в качестве адъютанта Николая Константиновича и «личного поставщика проституток» для него.
А еще молодой князь страдал клептоманией и регулярно подворовывал разные предметы в родительском дворце. Савин убедил Николая передать большую сумму денег, которая в итоге оказалась у Софью Перовской. Так князь спонсировал антимонархистов, будучи сам негативно настроен против царской власти.
14 апреля 1874г. в Мраморном дворце была обнаружена пропажа. Из оклада семейной иконы исчезли крупные бриллианты. Константин Николаевич тут же вызвал полицию. И бриллианты скоро были найдены в одном из ломбардов. В ходе расследования выяснили, что их сдал туда адъютант Николая по его личной просьбе.
В итоге князю были объявлены два приговора. Первый - публичный: он состоял в признании князя безумным. И отныне он всегда будет находится под стражей, быть под принудительным лечением и в полной изоляции.
Второй приговор -семейный: в бумагах, касающихся императорского дома, запрещалось упоминать имя Николая, а его наследство передавалось младшим братьям. Также Николай лишался всех званий и наград, был вычеркнут из списка полка.
Фанни Лир под надзором полиции спешно покинула Россию.
Николаю предписано было покинуть Петербург без права возвращения и жить под надзором в тех местах, где ему будет разрешено.
Был увезён из Петербурга осенью 1874 года. До приезда в Ташкент летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, сменил по меньшей мере 10 мест жительства. Ему нигде не давали приобрести хоть какой-нибудь дом и обзавестись связями. Местами ссылки были: Владимирская губерния, Умань, местечко Тывров близ Винницы.
В эти годы князь занимался научно-исследовательской работой, связанной с Русским географическим обществом. Много работ было посвящено Средней Азии.
В Оренбурге князь зимой 1878 года обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчание было тайным, но распространились слухи, и в Петербург был отправлен доклад. В итоге специальным указом Синода брак был расторгнут, а семейству Дрейер было приказано покинуть город (что не было исполнено). Князя выслали ещё дальше, в Туркестанский край, в Ташкент. Туда к мужу приехала и Надежда Александровна.
Н.К.Романов и Надежда фон Дрейер.
Вот так великий князь оказался в Ташкенте.
В Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского. Позже он стал называть себя Искандером. Эту фамилию (в дальнейшем Высочайше узаконенную) носят его потомки — князья Искандеры.
Надежда Александровна под именем княгини Искандер неоднократно посещала Санкт-Петербург, стараясь наладить связи с монаршей роднёй, в чем ей способствовала сестра Николая Константиновича, греческая королева Ольга. Обоих сыновей приняли в Санкт-Петербурге в привилегированный Александровский лицей.
Будучи натурой противоречивой, Николай Константинович приобрёл известность многими благородными поступками. Получив от императора 300 тысяч рублей на постройку дворца, он пустил эти деньги на постройку в Ташкенте театра.
Великий князь занимался предпринимательством, был владельцем ряда предприятий в Ташкенте: завёл мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры, регистрируя, во избежание родственного гнева, все организуемые предприятия как принадлежащие жене. На деньги, получаемые от предпринимательской деятельности, им был построен первый в Ташкенте кинотеатр «Хива», на собственные деньги он занимался и прокладкой оросительных каналов в Голодной степи.
Николай Константинович оказался превосходным предпринимателем. Он одним из первых обратился к наиболее доходной тогда области промышленности в Туркестанском крае — строительству и эксплуатации хлопкоочистительных заводов. При этом он использовал самые передовые технические идеи своего времени: на его заводах использовался безотходный технологический цикл — семена хлопчатника, остававшиеся после переработки сырца в волокно, употреблялись в качестве сырья на маслобойнях, а жмых шёл как на удобрения, так и на корм скоту.
Николай Константинович занимался благоустройством города Ташкента. Замостил улицы, построил на деньги, отпущенные двором на строительство его дворца, театр, построил клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской «У бабуленьки».
Возле железной дороги им был организован базар, на котором торговцы имели право пользоваться только весами хозяина. « Доходы от предпринимательства составляли внушительную сумму — до полутора миллионов рублей в год. Для сравнения: из Петербурга князю присылали на содержание в год 200 тысяч рублей.
Но не надо думать, что с женитьбой на Надежде фон Дрейер Николай остепенился.
В 1895 году князь женился на Дарье Елисеевне Часовитиной, 15-летней дочери ташкентского жителя, принадлежащего к казацкому сословию. От этого союза у него было несколько детей. При этом он мог появиться в обществе одновременно с двумя своими жёнами. То есть тут и двоеженство, и совращение малолетней, за которую он просто заплатил ее родителям.
Но и это еще не всё.
В 1901 году великий князь обвенчался с Валерией Хмельницкой — 16-летней девушкой из знатного, но обедневшего шляхетского рода. «Узнав об этом, Петербург страшно всполошился", — вспоминал князь.
Семью Хмельницких выслали из Ташкента на Кавказ, а великого князя препроводили сначала в Тверь, затем в Балаклаву и наконец в Ставрополь. Там он провёл пять лет. К нему вернулась жена Надежда Александровна. Она просила смягчить условия содержания супруга. Встреча с сестрой, королевой Греции Ольгой Константиновной, которая приплыла на яхте с младшим сыном Христофором по дороге в Петербург специально для встречи с братом, одушевила его на время. Королева выхлопотала для брата разрешение вернуться в Ташкент.
Отречение императора 2 марта 1917 года великий князь воспринял с восторгом: поднял красный флаг над своим домом и отправил приветственную телеграмму Временному правительству. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский лично знал Николая Константиновича по Ташкенту, так как почти десять лет они жили по соседству.
В последние годы жизни Николай Константинович страдал астмой. Во время Первой мировой войны возникли проблемы с лекарствами и лечением. Николай Константинович после Февральской революции обрёл гражданскую свободу и поехал в Петербург к жене, невестке и внукам, участвовал в крещении родившейся в феврале внучки Натальи. Но жизнь в столице становилась всё труднее, и великий князь, ставший гражданином Романовым, вернулся в Ташкент вместе со всеми домочадцами, пока его сыновья воевали на фронтах.
Вскоре после Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 14 (27) января 1918 года Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления лёгких; похоронен в Ташкенте у ограды собора, находившегося через дорогу от его дворца.
После его смерти его законная супруга Надежда была смотрительницей музея до 1924 года по завещанию великого князя, затем её уволили. Она нашла приют в сторожке при бывшем дворце Николая Константиновича. Дата смерти Надежды Александровны точно неизвестна.
Поделиться1232023-08-28 16:23:00
Дворец князя построен по проекту инженера Вильгельма Соломоновича Гейнцельмана. Он окончил Петербургский институт гражданских инженеров и спроектировал дворец из жжёного кирпича, как «охотничий замок» в лесу, поскольку князь был большой любитель охоты, ходивший, между прочим, на медведей в Беловежской пуще; а в Туркестане он несколько раз выезжал охотиться даже на тигров, водившихся в конце ХІХ в. в долине реки Чирчик и по среднему течению Сырдарьи.
Главный вход украшен бронзовыми скульптурами охотничьих собак, а перед ним на пьедестале высилась мраморная статуя обнажённого Атланта (сейчас ее нет).
По краям размещены фигуры благородных оленей в натуральную величину, как в Павловском дворце.
При советской власти в особняке был Дворец пионеров , он просуществовал в здании до 1978 года, когда государство решило организовать в этих стенах Музей антиквариата и ювелирного искусства.
Этот музей дожил до 1992 года, когда решением правительства уже независимого Узбекистана его перенесли в Гохран, где он находится и сейчас, но не доступен для посещения. Потом здесь был размещен Дом приемов Министерства иностранных дел.
При нас в нем шел ремонт и говорят, что потом нем откроют музей Николая Романова. Ведь большая часть его коллекции произведений искусства хранится в художественном музее Ташкента.
Коллекция картин европейской и русской живописи, собранная Великим князем и привезённая им из Санкт-Петербурга, явилась основой для создания в 1919 году музея искусств в Ташкенте, имеющего одну из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии.
В январе 2019 года в подвале особняка великого князя в Ташкенте был обнаружен клад стоимостью более 1 миллиона долларов. В коллекции редкие произведения искусства, золотые и серебряные монеты и посуда, всевозможные предметы старины, картины, иконы и изделия из драгоценных металлов. Ценности были взяты под государственную охрану как памятник исторического значения и перевезены в музей.
Во время своего второго путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался знаменитой скульптурой Антонио Кановы, изображавшей Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона I, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке. Николай Константинович тут же заказал скульптору Томмазо Солари (Tommaso Solari, 1820—1889) изготовление практически точной копии скульптуры, только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была лежать его возлюбленная — Фанни Лир.
Спустя много лет, когда великий князь уже находился в ташкентском изгнании, его мать, Александра Иосифовна, сделала ему подарок. Во время прогулки в парке она наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константиновичу. Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.
Интересно, что уменьшенная копия этой скульптуры есть и в юсуповском дворце Санкт-Петербурга.
Фанни Лир , уже за пределами России, издала мемуары, где описывают историю любви с Николаем Константиновичем. Они переведены на русский язык, и дополнены .
Покажу детали фасада дворца.
Собаки
Герб Узбекистана
Поделиться1252023-08-28 16:43:50
Платан с табличкой, посажен в 1883г. , то есть уже при князе.
Хозяйственный флигель выходит фасадом прямо на улицу.
На двери флигеля ручка, явно первоначальная
Возле флигеля еще один огромный платан, ему наверняка тоже много лет
Нашла в Инете пару фото интерьеров дворца.
От этого особняка мы поехали на обед в Центр плова.
Поделиться1262023-08-28 18:10:21
фигуры благородных оленей в натуральную величину, как в Павловском дворце.
Олени не во дворце, а на Оленьем мостике, рядом с Розовым павильоном! Вы их наверняка видели!
...Хорошо, подробно показываешь Ташкент, спасибо!
Поделиться1272023-08-28 20:48:14
Вы их наверняка видели!
Конечно ! Наверное в тексте имелось ввиду Павловский дворец , как целый комплекс с парком.
Поделиться1282023-08-29 08:30:52
Нашла в Инете пару фото интерьеров дворца
Любопытно сочетание классических для наших глаз внешних архитектурных форм и узбекских мотивов внутри, в оформлении залов.
Поделиться1292023-08-29 08:42:58
Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.
Она наравне с картиной Купальщица является визитной карточкой музея. Музей, кстати, закрыли на ремонт, обещают управиться за несколько месяцев.
(Лена, небольшое интермеццо, если не возражаешь)
Скульптуры в музее интересные и находятся в совершенно уникальном состоянии. Не до конца понятно это плюс или минус?
В складках то ли пепел, то ли мусор.
Общий налет многолетней пыли отсылает к бутылкам дорого вина в погребе.
После ремонта фигуры, очевидно, почистят, поменяют страшную паркетную доску, по другому подсветят, но мы рады, что увидели их такими.
Князю втюхивали в Европе разные подделки. Не удивлюсь, если Fantakkiotti Sezare, на русском, в одно слово с перестановкой букв - Фантакиттисезаре, вообще, не существовало, но работа отличная.
Видя такую Леду, понимаешь, что Гейне не прав
Вот это нам очень понравилось
Белоцци Джованни Молодость и Старость
Поделиться1302023-08-29 09:25:40
Михаил, скульптуры хороши, но пыль все -таки лучше убрать. Хотелось бы увидеть побольше экспонатов из музея.