А вот не возникает ощущение. что ювелирные изделия теряются на общем фоне?
Нет, фон дополняет картинку, иначе была бы обычная пустая витрина, с однотонным фоном.
Больше всего понравилось, приведенное Вами интервью с ювелиром.
Интервью с Ильгизом Ф. много, он умеет себя преподать. Могу привести некоторые фрагменты из разных интервью.
Вопрос буду делать курсивом, ответ Ильгиза обычным шрифтом.
- Ваши работы настолько самодостаточны, что начинаешь сомневаться, можно ли их носить.
- Я бы так не сказал. Вы видите эти работы яркими и блестящими только в витрине. Стоит их надеть — получаются совсем другие образы. Они неброские, начинают вписываться в силуэт, характер человека, поэтому каждый находит свой предмет. Те же красные маки на ком-то тепло светятся, а на ком-то прямо-таки горят. Это ведь эмаль, живой материал. Мои вещи отличаются от тех изделий, которые все в бриллиантах, блестят и сверкают. Да, мы тоже используем эти камни, только деликатно. Бриллиантам я предпочту интересные камни, создающие образ. Под каждое решение мы ищем определенный цвет камня, его тональность, степень свечения. Желтовато-зеленый везувиан, сфен, ярко сияющие демантоиды, мы даже используем мутно-туманные голубые аквамарины, которые другие ювелиры могут счесть низким сортом. Но для меня это уникальный камень, рисующий образ.
- О выставках. Ваше имя громко прозвучало как раз после такой выставки, прошедшей в 2016-м. Четыре месяца ваши работы выставлялись в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля. Как это стало возможным?
-Мы много лет пробивались в музеи: в Кремль, в ГМИИ им. Пушкина. У меня была задача — провести масштабную выставку. Нас никто не принимал. Кремль случился волей судьбы. В 2009 году там была выставка сокровищ индийских махараджей, из Англии приехала группа важных людей, среди которых были потомки махараджей. Все собрались в кабинете Гагариной (Елена Гагарина — генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль». — Прим. автора), начали разговаривать о ювелирном искусстве. И среди прочего говорят, знаете, в России живет ювелир с очень сложным именем. Сидел сотрудник Кремля, который очень хорошо меня знает. «Не Фазулзянов случайно?» — «Точно-точно. Мы бы хотели его увидеть и посмотреть его работы вживую». Гагарина спросила, можно ли как-то со мной созвониться. Мы сразу договариваемся о дате. Мне сообщают, что встреча должна быть условно в час дня. Гагарина приехала в 11 часов — проверить, насколько было хорошо помещение. Когда она приехала ко мне в офис, увидела, что везде цветы, пахнет кофе… Она была в шоке. Знает, что в ювелирных мастерских всегда накурено, грязно, наверное, думала, что мы сидим в каком-то подвале. Вместо сорока минут они у меня сидели пять часов. И тогда Елена Юрьевна сказала, что хочет провести со мной выставку в Кремле. На следующей неделе мы начали подготовку, шла она два года.
- Сколько по времени занимает создание одной работы?
- Дело в том, что одновременно делается очень много работ. В среднем, около 15 одновременно. И понять, какое количество времени затрачено на один предмет, очень сложно. Есть долгоиграющие вещи. Например, есть одна очень большая работа, которая выполнялась 2,5 года.
- Многие говорят, что Вы предпочитаете работать в технике ар-деко с геометрическими элементами или ар-нуво, используя природный орнамент. Как Вы считаете, стоит ли определять Ваше творчество под какой-то стиль, или у Вас свой стиль?
- Все эти стили определяют зрители и искусствоведы. На самом деле, ни один художник не задумывается о стиле, когда создает ту или иную работу. У меня когда есть какая-то идея, я нахожу ту линию, которая мне необходима для передачи информации, которую я хочу донести. Она может быть плавной или нет, и я никогда бы не определял, что это ар-деко или ар-нуво. Если мы делаем цветок или растение, значит это ар-нуво? На самом деле, это линия природы. А все прямые линии не всегда можно отнести к ар-деко, это может быть и индустриальный стиль.
Выдержки из отдельных интервью.
«Фаберже, например, далеко до того, что я делаю.»
«У меня в Европе нет конкурентов, и в мире нет конкурентов.»
«К сожалению или к счастью, я, наверное, опередил время.»
«Я нарушаю все требования ювелирного производства.»
«Я на сегодняшний день владею практически всеми техниками: и русскими, и европейскими, и азиатскими, в том числе традициями ювелиров времен болгарских татар.»
«Я, наверное, являюсь одним из тех людей, которые пополнят количество ювелирных изделий в мире именно произведениями высокого искусства»