я не могу без истории
Лена, понимаю Вас. С интересом прочла написанное - о значении КУйбышева в ВОВ. И про самолеты интересно, такой экскурс в историю.!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.
я не могу без истории
Лена, понимаю Вас. С интересом прочла написанное - о значении КУйбышева в ВОВ. И про самолеты интересно, такой экскурс в историю.!
Судьбы Куйбышева и Челябинска того периода схожи, только там самолеты, в Челябинске танки.
Над цехами еще не было крыш, только возводили, а станки уже работали и сборка шла.
Также прибыло много эвакуированных специалистов из Ленинграда, они и возглавили производство.
Извиняюсь за отступление, присоединяюсь к экскурсии.
Отредактировано Нарышкина (2022-10-21 09:19:21)
Людочка, добавление важное, судьба многих городов в тот период похожа. Трудовой подвиг - только восхищаться мужеством и силой духа тех поколений.
Наш путь на смотровую площадку Вертолетка проходил через поселок Управленческий, мы проехали его весь с востока на запад. На моей карте поселок и площадка Вертолетка - это номер 4.
Откуда такое название и чем этот поселок знаменит ? Сейчас он относится к Самаре и это административный центр Красноглинского района Самары.
Свою историю поселок ведет с 1937 года, когда решением Совнаркома было решено построить на Волге между Жигулевскими и Сокольими горами огромную плотину и гидроэлектростанцию. Место, где предполагалось строить плотину на моей карте - это номер 8.
Обнимающая Самарскую Луку Волга ещё в начале XX века будоражила умы отечественных энергетиков. За строительство здесь ГЭС ратовал Глеб Кржижановский. Но планы так и оставались планами до 1930-х годов, когда советское правительство всерьёз нацелилось добыть из волжской водицы столь необходимое для индустриализации электричество.
Решение о строительстве крупнейшего в мире гидроузла было принято Совнаркомом в 1937 году. В районе Жигулёвских ворот — отрогов Жигулёвских и Сокольих гор, расположенных по обе стороны реки чуть выше города Самары, предполагалось возвести огромную плотину, а в районе самого узкого места Самарской Луки сделать шлюзы, соединяющие верхнее и нижнее течение.
Подготовительные работы по строительству Куйбышевского гидроузла были развёрнуты в 1937 году. Для ведения строительства приказом НКВД от 2 сентября 1937 года был создан крупный лагерь — Самарлаг, просуществовавший до октября 1940 года. Численность заключённых в лагере постоянно увеличивалась, достигнув максимума 1 января 1939 года, когда в лагере находилось 36 761 человек. Заключённые были основной рабочей силой на стройке.
Но в 1937-1940 годах построить успели лишь жилой посёлок и комплекс управления Куйбышевским гидроузлом (отсюда и название - Управленческий), а строительство ГЭС так и не началось. По одной из версий, в преддверии Великой отечественной войны в августе 1940 года комитет обороны СССР принял решение о строительстве близ Самары в Безымянке трёх авиационных заводов. Потянуть ещё и возведение ГЭС было просто нереально. Её строительство было законсервировано осенью 1940 года.
Другая версия гласит, что строительство ГЭС было отменено по той причине, что в местных горах обнаружилось большое число карстовых пещер и провалов, из-за которых плотина могла быть разрушена через некоторое время.
Однако посёлок остался и за ним закрепилось название «Управленческий».
С началом Великой Отечественной войны начинается массовая эвакуация промышленных предприятий на восток страны. Львиная доля из них осела на Безымянке. В поселок Управленческий первоначально был эвакуирован один завод имени Артема № 455 из Киева. Произошло это в начале августа 1941 года. В ноябре к нему присоединился ещё одни завод из Москвы. Объединённый завод стал называться № 145 им С.М. Кирова. Он выпускали турельные установки для авиационных пулеметов, кассеты для бомб, зажигательные баки, гильзосборники и понтоны для переправы техники.
После войны в 1946 году на его мощностях был создан Государственный Союзный опытный завод № 2 Министерства авиационной промышленности СССР. В его задачу входила разработка современных авиационных турбореактивных, турбовинтовых и жидкостных ракетных двигателей. В 1949 году его директором стал Николай Дмитриевич Кузнецов. Легендарный авиаконструктор, внесший огромный вклад не только в науку и обороноспособность страны, но и в развитие инфраструктуры посёлка Управленческий. Ныне завод носит название СНТК им. Кузнецова.
Для работы на предприятии осенью 1946 года сюда были перевезены сотни квалифицированных рабочих и опытных инженерно-технических работников из Германии с предприятий «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания».
Первый эшелон с немецкими специалистами прибыл в поселок Управленческий в октябре 1946 года. Вместе с членами семей их было чуть более 1100 человек. Контингент был разношерстный — от докторов наук до простых слесарей и механиков.
В итоге на первых порах количество работающих на предприятии немецких специалистов превышало число русских. Условия работы у вновь прибывших были весьма благоприятными. Так, например, оклад немецкого специалиста мог быть в 1,5-2,5 раза выше, чем у местного рабочего. Единственным серьёзным минусом был негласный контроль со стороны соответствующих органов.
Поселок начал быстро развиваться.
Учитывая разницу менталитетов, порою случались и казусы. Так, получавшее жильё немцы с удивлением обнаруживали, что выданный им ключ подходит ко всем дверям в доме. Для них стало неожиданностью, что советские граждане не пользуются замками, отдавая предпочтение щеколдам или крючкам. Немцы прозвали такие открывающие все двери ключи «волжскими ключами».
Отъезд немецких специалистов на родину начался в 1950 году. Последняя их группа покинула волжские берега в декабре 1953 года.
Н. Д. Кузнецов руководил Государственным Союзным опытным завод № 2 до 1994 года. Под руководством Кузнецова предприятие стало одной из ведущих авиадвигательных фирм России.
Большинство разработок отмечено характеристиками «впервые в мире» или «впервые в СССР»:
- первый в СССР и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель;
- первый в СССР и самый мощный в мире двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов;
- первый в мире серийный ЖРД большой мощности, созданный по замкнутой схеме;
- первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель;
- первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ и др.
Жил Кузнецов улице Симферопольской в доме, который местные зовут «Генеральским домом», неспроста, ведь Н.Д. Кузнецов был генералом-лейтенантом по званию и генеральным конструктором по должности. Несмотря на столь высокие звания и должность, на работу Николай Дмитриевич ходил пешком, был простым в общении, жители Управленческого его очень любили.
Николай Дмитриевич очень много делал для поселка, об этом говорят хотя бы следующее факты.
Благодаря Кузнецову в поселке был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка»,
создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность». При содействии Кузнецова был основан Самарский научный центр РАН.
Николай Кузнецов был дважды Героем Соцтруда, кавалер пяти орденов Ленина.
И благодарные жители и ныне чтут память этого великого человека. В поселке есть большой мемориал в его честь.
А что же со строительством ГЭС ? Строительство Куйбышевской ГЭС было возобновлено (фактически, начато заново) по новому проекту в другом створе в 1949 году. На моей карте это номер 9 возле поселка Жигулевск.
Вот еще одна схема, на ней видно, где изначально намечалось строительство и где в итоге построили .
Как и ранее, основной объем работ возлагался на заключённых, в связи с чем 6 октября 1949 года был образован Кунеевский исправительно-трудовой лагерь, ставший одним из крупнейших лагерей системы ГУЛАГа. Максимальная численность заключённых в Кунеевском ИТЛ была зафиксирована в 1954 году и составляла 46 507 человек. Примечательно, что в отличие от многих лагерей ГУЛАГа, свернувших свою деятельность после смерти Сталина, Кунеевский ИТЛ был ликвидирован только 12 марта 1958 года. Головной организаций по строительству станции стал специально созданный трест «Куйбышевгидрострой», его взаимоотношения с Кунеевским ИТЛ строились на договорах по выводу заключённых на контрагентские работы.
Построенная ГЭС меняла названия -сначала она называлась Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. — Волжская ГЭС имени Ленина. Ныне это Жигулевская ГЭС . Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь шестой ступенью каскада ГЭС на Волге. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе, в 1957—1960 годах была крупнейшей ГЭС в мире. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений.
Поселок мы увидели только из окна автобуса, поэтому воспользуюсь фотографиями из интернета.
Помимо хрущевок и домов более поздних и более-менее приличных, в поселке сохранились целые кварталы первых домов -довоенных и послевоенных. Это 2-х этажные деревянные здания, покрытые штукатуркой. Выглядят они очень плачевно, это почти бараки. Когда их построили. они , наврное, были очень неплохими, с верандами /лоджиями, явно не коммуналками. Ведь строились дома для управленцев. Были эти дома каркасно-засыпными.
Это «сталинские каркасники» взяли свое начало из старинных русских «засыпушек». Предполагалось, что такие жилища будут временными, от них требовался срок эксплуатации 15-20 лет, но оказалось, что даже в условиях массового строительства они получались такими прочными и теплыми, что очень многие из них дожили до XXI века, а кто-то проживает в этих древних «засыпушках» и сегодня.
Что такое «засыпушка»? Это дом с засыпными деревянными стенами в отличие от американского каркасника, стены которого не засыпные, а закладные. То есть у нас в стены утеплитель засыпается, в а Америке – закладывается. Засыпной утеплитель можно хорошо утрамбовать, и таким образом он становится конструктивным элементом стен, увеличивая их прочность и устойчивость, причем в разы.
В наших «засыпушках» используется утеплитель, который имеет очень низкую гигроскопичность. Влага в него может проникать, но она так же быстро из него выводится, и этому способствуют характеристики этого утеплителя, который может быть совершенно разным. Это и зола, и шлак, и опилки, и вообще что угодно, что может обеспечить стенам должную теплоэффективность. Но в основном для утепления «засыпушек» используются опилки и другие органические фракции, например, солома, хвоя, листья. Это все хорошо трамбуется, но даже, невзирая на то, что такому утеплителю придается высокая плотность, он все равно хорошо защищает стены от промерзания.
Однако как бы хорошо не уплотнить утеплитель в стенах, он не получится достаточно плотным и прочным сам по себе. Поэтому очень часто используют известь, которая в засыпных стенах выполняет самые разные функции. Во-первых, известь цементирует любую субстанцию, в которую ее добавляют, и, в отличие от цемента, со временем становится только прочнее. Во-вторых, известь является прекрасным антисептиком, поэтому, например, опилки, в которые ее добавляют, никогда не запреют, в них не заведется гниль, насекомые и мыши. Это правило, подтвержденное практикой, потому что если бы это было не так, то не стояли бы наши «засыпушки» без проблем по 100 лет.
Это сейчас все выглядит очень грустно, штукатурка обваливается, дома покосились, во дворах ямы и при любом доже не пройти.
А в советское время территории были убраны и не только благодаря ЖКХ а и тому, что жители не мусорили. А как можно мусорить у себя, тут же не свинарник и жили рабочий люд и инженеры, которые работали на одном предприятии и все знали всех, не было чужих детей.
Народ выходил на субботники и во дворах газоны не были заставлены авто.
И вот про это здание еще расскажу.
Сейчас в нем школа, а изначально оно еще до войны строилось как главное административное здание Управления строительством гидроузла. Но после заморозки стройки оно было переоборудовано в общеобразовательную школу № 27, которая располагается в нем до сей поры.
Со школой также связана пара интересных историй. В 1943 году было принято решение о раздельном образовании для мальчиков и девочек. Школа № 27 стала женской, а школа № 30 - мужской. Они находились на разных этажах здания. В 1949 году произошло объединение двух школ в одну.
Еще одна интересная история связана с возникновением спортивного зала школы. Так как здание строилось изначально не под школу, спортзала здесь не подразумевалось, он был достроен в 1958-1959 годах, благодаря инициативе ее тогдашнего директора Бориса Львовича Быстрова. Руководство завода и администрация района инициативу поддержали, выделили деньги на стройматериалы, но опытных строителей в достаточном количестве выделить не смогли. Тогда Борис Львович обратился к школьникам 8-9-х классов с просьбой о помощи. Ребята с радостью согласились поучаствовать в строительстве. Были организованы курсы каменщиков, после чего за лето был выстроен спортзал. Сегодня здание школы отреставрировано и выглядит прекрасно.
Лена, интересный экскурс в историю. Много для меня нового - про "засыпушки" не знала, а Вы так подробно рассказали. На эти дома и смотреть-то страшно.
А в советское время территории были убраны и не только благодаря ЖКХ а и тому, что жители не мусорили.
Это уже как-то ближе. Предчувствую, что рассказ будет разноплановым...Тем интереснее.
Предчувствую, что рассказ будет разноплановым...Т
Очень. И купеческая Самара, и модерн, и музеи, и непарадная Самара с дворами ...
Смотровая площадка Вертолетка.
Итак, проехав через поселок Управленческий, мы прибыли на смотровую площадку. Она расположена на краю Сокольих гор и свое название получила в 1980-е годы. Здесь располагалась вертолетная площадка СНТК им. Кузнецова. Отмету, что завод процветал процветал он вплоть до Горбачевской перестройки. У него был собственный ЯК-42 и вертолёт МИ-8, так вот под последний и была заасфальтирована эта площадка. В разных источниках иногда пишут, что вертолет принадлежал генеральному конструктору Кузнецову. Николай Дмитриевич был, конечно, великим человеком, но даже такие люди вертолетами в советское время не владели. Вертолет принадлежал, конечно же, заводу, и пользовался им не только генеральный конструктор. И самолет свой у завода был, трижды в неделю возил командированных в Москву.
Потом и завод, и площадка пришли в упадок, но последние годы завод снова набрал силу, теперь он называется АО "Кузнецов". А площадку привели в порядок, окультурили, сделали дорожки, лавочки, посадили цветочки. Есть туалет.
Выходим на площадку. Сразу поняли, что здесь сильнейший ветер, фотик в руках ходил ходуном, если и удалось что-то снять, то на смартфон.
На площадкой парили коршуны, при нашем появлении они ретировались куда-то высоко.
Дорожки сделаны небольшим амфитеатром.
И вот такая панорама открывается с этой "Вертолетки". Рассказываю, что мы видим. Ближе всего к нам рукав Волги, который называется Воложка Серная, за ней большой зеленый массив с изрезанной конфигурацией -это остров Зелененький (на моей карте номер 5) , на северной стороне острова затон Бобровый, на фото он в правой части , мы видим длинную зеленую косы, закрывающую затон с нашей стороны. За островом основное русло Волги, а за ни Самарская Лука. Если посмотреть на самый правый край фото, то там видны еще острова, там старица реки Сок, эта река впадает в Волгу в 8 км к северу от поселка Управленческий и в той стороне примерно в 6 км к северу от Вертолетки и было место , где первоначально планировалось строительство Куйбышевской ГЭС. (На мой карте номер 8)
После панорам покажу отдельные ее части покрупней. Здесь почти весь центр фото занимает затон Бобровый, правей уходит вдаль старица реки Сок.
В той же стороне север, там Тольятти, нам ехать в ту сторону и там уже сильная облачность.
Затон Бобровый. На его западной стороне есть несколько пляжей. А на противоположном берегу Волги видно поселение Гаврилова Поляна.
Сдвигаемся чуть-чуть влево, смотрим на остров Зелененький. Остров в длину максиму 5 км, в ширину чуть больше 2 км.
Центральная и южная часть острова
Приблизила ближнее к нам болото на острове
Здесь видим один из южных затонов острова и за ним основное русло Волги и все что за Волгой - это -Самарская Лука
И купеческая Самара, и модерн, и музеи, и непарадная Самара с дворами ...
Отлично, интересует все перечисленное. Как повезло Вам с погодой, до чего хороши панорамы и виды!
Как повезло Вам с погодой
С погодой как раз не повезло. Солнце было только на Вертолетке и уже там начали наползать тучи.
Храм Новомучеников российских в поселке Прибрежном.
Много лет вблизи посёлка Прибрежный, на Мастрюковских озёрах проводится традиционный Грушинский фестиваль туристической песни. За годы существования его посетителями стали более миллиона человек из разных уголков нашей страны и зарубежья.
В поселок Прибрежный нас привезли для осмотра церкви Новомучеников и исповедников российских. Это не просто церковь, а целый комплекс, расположенный на двух террасах на склоне, среди небольшого хвойного леса.
http://samara-novomuch.cerkov.ru
Церковь во имя святых Новомучеников и исповедников Российских в поселке Прибрежном города Самары построена в 1999-2000 годах. Церковь построена по древним традициям русских зодчих и мастеров, из строевого леса, из лиственницы, без единого гвоздя.
Прототипом была церковь Спаса Нерукотворного из городка Зашиверска в северо-восточной Якутии за Полярным кругом на берегу реки Индигирка.
Этот храм в Зашиверске был построен в 1700г. предположительно мастером Андреем Хабаровым.
Спасская церковь была встроена в стены острога. А. Л. Биркенгоф так отзывался о зодчих Спасской церкви («Потомки землепроходцев», 1972): «Скромными средствами из дерева и щепки творили строители Зашиверского храма своё прекрасное произведение. В тоске по далекой родине они вложили свою русскую душу в постройку, и здесь в „Юкагирской землице“ они создали памятник для себя — о Руси, потомкам — о себе и своих славных подвигах» .
Сам город Зашиверск, после эпидемии черной оспы, в XVlll веке пришел в полное запустение. И лишь в середине XX века на стоящую в тундре одинокую церковь случайно наткнулись советские геологи.
Колокольня и Спасская церковь в Зашиверске, 1930-е годы
В 1969 -70 гг. с целью обследования и переноса церкви в другое место была отправлена экспедиция Академии наук СССР. Экспедиция установила, что церковь сохранилась почти в первозданном виде. Сохранность здания обеспечила, прежде всего, прочность брёвен из лиственницы, со временем «окаменевших». Ко времени проведения экспедиции была частично повреждена кровля крыши и пол церкви, уничтожена печь и перегородки в трапезной, выявлена осадка стен в результате повреждения нижних частей церкви.
Планировочно церковь состояла из трёх помещений, находящихся на единой оси: церкви, алтаря и трапезной. Трапезная в форме квадрата, имевшая мирское назначение, имела наибольшую площадь — 6,17 на 5,99 м. Церковь не имела фундамента, держалась на окладных венцах, установленных на глубине 30—40 см от поверхности. Церковь имела размеры 5,3 на 4,35 м. Тепло зимой достигалось за счёт низких двойных потолков (высота помещения в трапезной составляла 3,14 м) и двойного пола, маленьких слюдяных окон, размещённых на южной стороне: так, в самой церкви имелось три окна размером 51 на 49 см, в трапезной — два совмещённых окна размером 52 на 49 см. Печь располагалась в трапезной, откуда тепло поступало в церковное помещение. Церковь имела два яруса: четверик (церковное помещение) и восьмерик, над которым поднимается шатёр с шейкой и главкой луковичной формы.
В 8 метрах западнее церкви находилась колокольня того же года постройки, высотой до креста 12,5 м. Ко второй половине XX века она оказалась в полуразрушенном состоянии. В первозданном виде сохранилась лишь нижняя часть из 14 венцов четверика и 4 венцов восьмерика. В стене имеются вырубленные в брёвнах бойницы размером 5 на 5 см. Шатёр колокольни завершает главка с крестом.
«Прекрасная, чистая и не замутненная чуждыми влияниями архитектура Зашиверской церкви - само олицетворение эстетических идеалов древнерусского деревянного зодчества» - писал известный российский учёный, архитектор и реставратор, доктор архитектуры Александр Ополовников.
В 1971 году по решению правительства Якутской АССР церковь была в разобранном виде перевезена в Историко-архитектурный музей под открытым небом под Новосибирском.
Это фото уже из Новосибирского Историко-архитектурного музея.
Вот в некоторой степени копию этой церкви и решили построить в поселке Прибрежном.
Обширная территория храма обнесена каменной оградой с угловыми башнями, обустроены огород, детская игровая площадка, места для отдыха паломников. Наш автобус подъехал к нижнему ярусу комплекса, к его хозяйственной части.
Эту часть я не снимала, потому что поспешила на верхний ярус, к храму, пока не набежала остальная группа. Поэтому фото стен комплекса снаружи и фото хозяйственного двора взяла вот отсюда https://riverforum.net/showthread.php?t … nextoldest
Наличие наружных стен в башнями по углам делает комплекс похожим на монастырь. Вообще, это и есть женская обитель.
Нижний двор, хозяйственный. Здесь расположены трапезная, гостиница для паломников, хозяйственные постройки, а также здание монашеской общины. При храме действует церковная лавка, пекарня, столярная мастерская, медицинский кабинет. Проводятся занятия в воскресной школе, детской театральной студии. Открыты юношеский центр «Ковчег» и детский клуб гармоничного развития «Улитка».
На второй ярус в лесок с храмом ведет лестница
Вот на нее я и устремилась. Дальше уже мои фото.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.