Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.
Сообщений 271 страница 280 из 345
Поделиться2722023-05-05 17:39:47
Продолжу про художественный музей.
Начинаем подниматься по парадной лестнице и поговорим об истории музейного собрания.
История музея начинается в 1897 году, когда по инициативе самарских художников во главе с Константином Головкиным, передавших в дар свои работы после выставки, был организован художественный отдел при самарском Публичном музее.
Самарский купец, владелец писчебумажного магазина, художник-пейзажист и организатор выставок Константин Головкин (1871-1925). Именно Головкиным от имени Городского головы П.А.Арапова в 1898 году было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств: П.К.Вениг , А.А.Жаравов и Е.И.Столица .
В 1918 году в музей влились значительные собрания произведений русского искусства 2 половины ХIХ - начала ХХ купца П.И. Шихобалова и западноевропейского и восточного искусства - владельца пивоваренного завода Альфреда фон Вакано. В художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских коллекционеров (П.Шихобалова, А.Елшина, С.Пермякова, К.Головкина, В.Арапова, А.фон Вакано, А.Клафтона, Ф. Яковлева) принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока.
В собрание также вошли дары, присланные мастерами отечественного искусства (М. Нестеровым, В. Бакшеевым) в Самару в ответ на обращение Головкина через печать. После революции собрание художественного отдела стало расти за счет произведений, экспроприированных из частных коллекций, в него поступали работы из Государственного музейного фонда, из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского музея им. Радищева и ряда других музеев.
В 1917-1918 годах начал активно формироваться отдел древнерусского искусства. От одного только заведующего музеем Ф.Т.Яковлева поступило свыше 1000 предметов: его собрание икон, медного литья и старопечатных книг. Эта коллекция быстро пополнялась дарами.
С 1918 по 1937 годы в фонды музея на временное (как оказалось в дальнейшем, на постоянное) хранение было сдано большое количество первоклассных произведений из частных коллекций.
В 1918 году было привезено собрание русской живописи XIX — начала XX века, принадлежавшее купцу П.И.Шихобалову. Это полотна И.Е.Репина "Король Альберт" и "Композитор Рубинштейн", "Две матери" и "К венцу" В.Е.Маковского "Модели в ожидании художника" К.Е.Маковского, а также произведения В.Д.Поленова, К.Я.Крыжицкого, В.И.Сурикова, Н.А.Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции.
Окна имеют необычную форму и витражи внизу
В 1919 году по инициативе художника Н.Н.Попова из Москвы были присланы произведения русского авангарда, и в настоящее время эта коллекция составляет около 80 произведений.
В 1925 году из центрального хранилища ГМФ поступило двенадцать произведений из бывших знаменитых коллекций: картины Г.Брокара, Н.Гучкова, Д.Высоцкого, Боткина и Английского клуба.
В 1936-1937 годах благодаря бывшему ученому секретарю Эрмитажа М.Д.Философову, высланному из Ленинграда по обвинению в контрреволюционной деятельности и заведовавшему художественным отделом музея, получили авторство многие замечательные полотна из западноевропейского собрания. Он расшифровал и перевел подписи многих художников: Ведекинда, Гераша, Гурлитта, Штадемана, Рейкорта, Хемскерка, Розенберга и других. Атрибуции Философова точны и используются до сих пор.
21 января 1937 году художественный отдел при краеведческом музее был преобразован в самостоятельный художественный музей, который разместился в здании Дворца культуры им. В.В.Куйбышева. В советский период собрание музея значительно расширилось – прежде всего, за счет поступлений произведений советского искусства. К 1980 году в собрании музея насчитывалось около 12 000 произведений отечественного и зарубежного искусства - живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства.
Середина 30-х годов отмечена большой потерей — собранная за многие годы гигантская (несколько тысяч экспонатов) коллекция древнерусского искусства была уничтожена: иконы сожжены, серебряные оклады и кресты переданы на переплавку в Гохран, а несколько тонн медного литья сданы как обычный металлолом. Из переданных при разделе коллекций в художественный музей экспонатов (которые также были частично уничтожены в конце 30-х годов) осталось всего 85.
Такая же участь едва не постигла произведения художников-авангардистов начала XX века, поступившие в музей с 1919 по 1929 год. Созданная в августе 1953 года комиссия, возглавленная Н.Н.Головановым, рекомендовала к уничтожению около 400 работ, среди которых более 100 — произведения русского авангарда. К счастью, после смерти Сталина изменилась ситуация в стране и сотрудникам музея удалось сохранить эти работы.
Поделиться2732023-05-05 17:41:07
В годы Великой Отечественной войны музей был закрыт для посетителей, а картины убраны в запасники. У эвакуированных в Куйбышев москвичей и ленинградцев приобретались и произведения художников XIX — начала XX века.
С конца 1947 по 1953 годы директором музея был вернувшийся с фронта В.И.Володин. Это были годы активной собирательской работы. При этом в музей поступали не только художественные произведения, но и архивы художников: письма, дневники, фотографии.
В послевоенные годы из фондов Русского музея было получено немало картин.
В 1954 году А.Я.Басс (с 1958 по 2005 годы — директор музея) занялась восполнением явных пробелов в коллекции: требовалось расширить отделы русского искусства XVIII и первой половины XIX века.
Восточная коллекция, начало которой было положено произведениями из собрания фон Вакано, значительно расширилась в последующие годы. В 1953 году из Музея восточных культур поступило 145 экспонатов искусства Китая; в 1958-м — 136 произведений современной Индии; в 1959-м — 95 экспонатов современной Японии.
Значительно выросла коллекция русского и советского искусства в 1960-1980-е годы. Стали традиционными передачи Министерством культуры РСФСР закупленных в разные годы произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Практически все периоды современного советского искусства представлены сегодня в коллекции (произведения П.Д.Корина, А.А.Пластова, П.П.Оссовского, Д.А.Налбандяна, И.П.Обросова, Г.Г.Нисского, Н.М.Ромадина, В.Ф.Стожарова).
В 1959 году был создан "Фонд М.И.Сергиевской", который позволил обогатить экспозицию музея работами таких замечательных мастеров, как В.Л.Боровиковский, В.А.Тропинин, В.И.Суриков, А.Е.Архипов, Н.И.Фешин.
Перевод в 1989 году основного музейного собрания в здание бывшего Волжско-Камского банка (ул.Куйбышева 92, архитектор В.И.Якунин, 1913-1915 годы) предоставил возможность постоянно экспонировать около тысячи произведений. В настоящее время экспозиция музея знакомит зрителей почти со всеми разделами коллекции: постоянно экспонируются русская и зарубежная живопись и графика XVI — XX веков, керамика России и Западной Европы и искусство стран Востока.
В ХХI веке собрание музея продолжает пополняться за счет даров и закупок, проводимых музеем. В разное время в порядке пожертвований от крупных владельцев, а также даров самих художников и их наследников в Самарский художественный музей поступали работы авангардистов Москвы и Ленинграда/Санкт-Петербурга. Многие из этих авторов получили широкое признание. Юрий Злотников, Элий Белютин, Анатолий Зверев, Леонид Соков считаются классиками, а отдельные их работы – хрестоматийны для послевоенного российского искусства. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Валерий Кошляков, Константин Звездочетов – топовые имена актуального художественного контекста.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 18 тысяч экспонатов основного фонда, с конца XVI по начало ХХI века. Гордость музея и региона - произведения мэтров российского искусства - И.К.Айвазовского, К.П.Брюллова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, К.С.Малевича, О.В.Розановой. Основная экспозиция органично вписана в интерьеры здания.
Поделиться2742023-05-08 09:53:24
Свой декор сохранил и самый большой зал бывшего банка, это был главный оперзал. Сейчас в нем выставлены картины самарских художников 20 века, поэтому можно рассмотреть только верхнюю часть декора.
Собрание картин здесь весьма интересное, но я его покажу потом, по хронологии после более ранних произведений искусства, а пока смотрим только на потолок и стены.
Здание нуждается в ремонте, штукатурка сыпется
А это одна из боковых лестниц
Ее верхнюю часть покажу позже. Также немного интерьерных элементов сохранилось и в других залах, но это тоже покажу по ходу рассказа.
Поделиться2752023-05-10 11:55:29
Показ коллекции начну с раздела "Иконы". Я в них не специалист, поэтому особо не снимала. Просто для общей картины покажу немного.
Св.Иоанн Предтеча. Сызрань. Конец 19 -начало 20в.
БогоматерьТроеручица. Сызрань. Конец 19 -начало 20в.
Следующий небольшой зал посвящен искусству 18 века.
Здесь представлены малоинтересные портреты царствующих особ и в витринах фарфор
Поделиться2782023-05-11 21:35:16
Дальше покажу зал с искусством конца 18 - первой половины 19в.
Г.Г.Гагарин "Портрет Арнаутовых" 1840г.
Тропинин "Портрет"
А.Г.Варнек "Портрет баронессы М.С. Киль" 1811г.
А.Е Егоров "Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем" 1833 г.
Венецианов "Два крестьянских мальчика со змеем".. 1820-е гг
Поделиться2792023-05-12 14:30:36
Что-то и потолки, и стены требуют ремонта?
Поделиться2802023-05-13 15:25:36
Лена ГМ
Лена, какая сложная судьба у музея, сначала собирали, а потом уничтожали...Здание красивое, но интерьеры, вроде, надо ремонтировать. Виды Вы красивые внутри музея выбрали. Понравилась мебель.
Отредактировано Неслучайные гости (2023-05-13 15:27:26)