Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.


Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.

Сообщений 211 страница 220 из 345

211

Лена ГМ
Лена, спасибо, что показала музей. Понравилось. Хочу  :yep:

0

212

Особняк Клодта. Детская картинная галерея.

ул. Куйбышева, 139 
https://www.childgal.com/

Посетили мы еще один особняк, где сохранились отдельные элементы декора, в частности печи.

https://i.postimg.cc/3J8svbm7/01-IMG-20220604-170303.jpg

Но сначала разберусь с историей его владельцев.

Особняк, в котором расположился детский музей, напоминает сказочный замок с башнями. Он был построен для одного из  братьев Клодт, Ивана Андреевича. Купцы 2-й гильдии Клодты были уважаемы в Самаре.

  История фамилии Клодт.

Многим россиянам известна фамилия Клодт. На вопрос -  «кто он?» - многие ответят, что Клодт - скульптор, автор группы коней на Аничковом мосту в Петербурге. Он жил в первой половине XIX в. Жители г. Самары знают своих Клодтов - бывших самарских купцов. И многие самаряне искали связь между Клодтами самарскими и санкт-петербургскими.

Начнем с санкт-петербургских Клодтов. Откуда они?  Фамилия Клодтов принадлежала к числу древних фамилий Вестфалии (это историческая область между реками Рейн и Везер в ФРГ). Вестфалы в средневековье были западной ветвью саксов. В 1815-1945 гг. - это прусская провинция с центром Мюнстер. В начале XVI в. Клодты переселились в остзейские области, ныне Прибалтийский край.
Родоначальником санкт-петербургских Клодтов был вестфальский дворянин Колен фон-Клодт, живший в середине XV в. В их роду было много выдающихся военных деятелей.  Так, Иоанн-Адольф,р одившийся в 1650 г., служил в Швеции генерал-майором. Он был последним шведским вице-губернатором в Риге. После капитуляции этого города в 1710 г. Иоанн-Адольф в качестве пленного был отвезен в Москву. За его храбрость Петр Великий милостиво принял его у себя; а Карл XII, также уважающий храбрость, возвел Иоанна-Адольфа 15 февраля 1714 г. в баронское достоинство Шведского Королевства, несмотря на то, что последний находился в это время в плену у Петра I.

От Иоанна-Адольфа происходят все последующие российские бароны Клодт-фон-Юргенсбурги. У российских баронов был свой герб. От Иоанна-Адольфа в 5-м колене, в 1805 г. родился барон Петр Карлович Клодт-фон-Юргенсбург, один из лучших скульпторов в Европе. Начальное образование получил в отеческом доме в Омске, а потом воспитывался в Санкт-Петербургском артиллерийском училище. Будучи юнкером, любительски занимался лепкою и резьбой из дерева маленьких фигур лошадей. Впоследствии скульптор-самоучка полностью посвятил себя искусству. В 1833 г. он получил звание академика. Впоследствии стал профессором. Лучшая его работа -- это 4 группы коней с удерживающими их юношами, украшающие Аничков мост в Петербурге (1850г.).
Его сын Михаил Петрович, 1835 г. рождения, стал живописцем-жанристом. Он окончил Академию художеств. За картину «Последняя весна» получил Большую золотую медаль. Ему было присвоено звание академика. Он состоял членом Товарищества передвижных выставок с самого его основания и постоянно участвовал в его выставках.
Барон Михаил Константинович Клодт-фон-Юргенсбург был двоюродным братом Михаила Петровича. Он также закончил Академию художеств. В 1861 г. он получил звание академика за картины «Ночной вид Нормандии» и «Вид в долине р. Аа, в Лифляндии». За картину «Вид Орловской губернии» получил звание профессора. Многие его картины стали известными и находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее и Эрмитаже. Прекрасный рисунок, точная передача натуры, сила красок, мастерство передачи воздушной перспективы характерны для этого художника. Род баронов Клодтов-фон-Юргенсбургов продолжался и далее. Но никто их них не проживал в Самарской губернии, и фамилия их не зафиксирована в документах Гос. архива Самарской области.

Самарские Клодты.
В историю Самары прочно вошли другие Клодты - самарские купцы 2-ой гильдии - братья Карл и Иван Андреевичи Клодты. Жителям дореволюционной Самары был известен Торговый дом «Братья Клодт».  Откуда и когда появились Клодты в Самаре?

Первые документальные сведения о пребывании Карла Андреевича Клодта в Самаре датированы 24 ноября 1882 г. В этот день прусский подданный Карл Андреевич Клодт был причислен к самарскому купечеству.  Ему было 38 лет. Национальной чертой его были аккуратность, деловитость, инициативность.  Семьи у него не было: в Бешеке (Казанской губернии) умерла его первая жена Антонина Петровна.  В первые годы жизни в Самаре он не торопился сменить свое прусское подданство на русское и до конца своих дней придерживался лютеранского вероисповедания. Его отец --лютеранин Клодт Хейнрих (Генрих). И полностью его фамилия была Те -Клодт, но у  Карл Андреевич первая часть "Те"  затерялась.
В 1887 г. Карл Андреевич занимается продажей колесной мази и минерального масла. Торговал он в доме самарского мещанина Ивана Антиповича Половодова.  Дом находился  на углу Саратовской и Панской улиц (ныне угол Фрунзе и Ленинградской). Жил Карл Андреевич в этом же доме. Работал в Карл Андреевич Клодт в магазине один. К этому времени он имел торговое свидетельство 2-ой гильдии.  Годовой оборот его конторы - 7 000 руб., чистой прибыли торговля приносила ему 1 000 руб. в год.

К 1889 г. К Карлу Андреевичу было уже 45 лет, а семьи у него по-прежнему не было.  В документах Самарской Казенной Палаты он записан как самарский купец 2-ой гильдии (о его прусском подданстве больше не упоминалось никогда). В магазине он торгует уже машинными принадлежностями и маслами для машин. Годовой оборот вырос до 15 000 руб., а чистая прибыль - до 2 250 руб. Дела шли успешно.  Когда Клодт стал торговать еще и асфальтом, его годовой оборот в 1892 г. вырос до 20 000 руб., а прибыль достигла 3 000 руб.  Можно только предположить, что Карл в эти годы хотел иметь рядом верного помощника. Возможно, поэтому он и пригласил своего младшего брата Ивана приехать в Самару и вместе вести дела.

Имя Ивана Андреевича Те-Клодта впервые упоминается в документах Самарской Казенной Палаты от 28 декабря 1892 г. Еще более ранние сведения о нем имеются в документах Городской Управы. 15 апреля 1892г. Иван Андреевич Те-Клодт записан как хозяин магазина на время отсутствия Карла Андреевича.  К этому времени Иван Андреевич имел торговое свидетельство 2-ой гильдии, но пока принадлежал к мещанскому сословию.
Иван Андреевич родился 5 апреля 1848 г., придерживался лютеранского вероисповедания. Женат был на Екатерине Евгеньевне, которая была моложе его на  9 лет. 18 октября 1885 г. у них родился сын Борис. Иван Андреевич приехал в Самару из уездного города Пружаны Гродненской губернии.
В Самаре Иван Андреевич стал держать склад машин. Торговали братья вместе и жили оба в доме И.А. Половодова.
В 1892 г. годовой оборот Ивана Андреевича составил 8 000 руб., а чистая прибыль дошла до 1 600 руб. К этому времени у братьев работали 2 приказчика 2-го класса. Один из них был племянником домовладельца Половодова. Этот приказчик, Семен Васильевич Половодов, во многих делах был доверенным лицом Клодтов. Бывший Крестьянин: Петр Курулев был вторым приказчиком. Оба долгие годы работали с Клодтами.
В 1895 г. годовой оборот магазина с механическими принадлежностями и склада вырос до 40 000 руб., а чистая прибыль - до 4000 руб.

В 1896г. братья стали принимать на себя устройство водопроводов, выписывать всевозможные машины, производить продажу паровой и водопроводной арматуры - труб из различных материалов, пожарных насосов и рукавов разных систем, ремней, резины, а также антрацита, угля, огнеупорного кирпича, цемента.  Еще в 60-е гг. 20в. в черте старого города в районе улицы Водников и Хлебной площади можно было увидеть канализационные люки и водопроводные колонки с выбитой на них надписью: «Контора Братьев Клодт».  Техническая контора братьев Клодт (теперь так называлась их торговое, заведение) начала производить асфальтовые работы, наладила связь с немецкой фирмой «Отто» в г. Кельне, которая поставляла Клодтам свою продукцию -- нефтяные и газогенераторные двигатели «Отто-Дейтц».  Братья снабжали растущий и развивающийся город необходимой техникой, стараясь удовлетворить его потребности.  Первый асфальт в Самаре, первые автомобили, первый синематограф, первые электродвигатели - все это появилось в Самаре благодаря братьям Клодт. Их доходы продолжали расти. В 1896г. годовой оборот у Карла Андреевича составил 75 000 руб., а у Ивана - 60 000 руб., общая сумма чистой прибыли достигла 13 500 руб., а в следующем году - 21 000 руб. Теперь у Клодтов работало 3-ое приказчиков. Иван Андреевич заведовал двумя складами. Дела шли хорошо.
Но в 1897 г. сменился хозяин дома, в котором находилась их Техническая контора. Им стал Гудков Павел Федорович. А бывший владелец И.А. Половодов и его племянник стали жить в этом доме как квартиранты.  Братья Клодт уже года 2 как проживали по другим адресам: Иван Андреевич со своей семьей жил на улице Дворянской в доме Данненберг, а Карл Андреевич - по Предтеченской улице (ныне Некрасовская) в доме Арычкина.

Карл был уже не одинок, у него была помощница по хозяйству прекрасная простая женщина Анна Петровна Касаткина, которую он полюбил. Она была моложе его на 20 лет. В 1893 г. у них родился сын, которого они назвали Леонидом, то есть это не подкидыш. Несколько лет спустя они зарегистрировали свой поздний брак и окрестили сына в православной вере.
Позже Карл Андреевич решил построить для себя дом. Он приобрел пустопорожнее дворовое место на Алексеевской улице, между будущим особняком Курлиных и двумя домами градоначальника П.В. Алабина, что на углу Алексеевской и Николаевской (ныне Чапаевской) улиц. В одном из этих домов проживала семья Щербачевых, городского архитектора.
6 июля Карл Клодт подал прошение в Самарскую Городскую Управу с просьбой о разрешении на постройку деревянного дома с подвалом и таковыми же службами, автором которого был архитектор А.А. Щербачев. Дом строился с брандмауэром - глухой кирпичной стеной, предохранявшей от пожара. Усадебное место Карла Андреевича было размером в 456 кв. саженей. По улице Алексеевской был выстроен одноэтажный деревянный дом, крытый железом. Во дворе был выстроен еще один одноэтажный деревянный дом. Во дворе имелись надворные постройки: каретник, дровяники и погребицы. В глубине двора имелся сад.  В большом доме проживал Карл Андреевич с семьей. Дом поменьше сдавался квартиранту -Смагину Василию Петровичу, бухгалтеру Губернской Земской Управы. Обустроившись, Карл Андреевич решил жениться. Бракосочетание состоялось 11 сентября 1898г. в новом Спасо-Воскресенском Кафедральном соборе. 54-хлетний К.А. Клодт женился на мещанке Анне Петровне Касаткиной. Ей было 34 года, она придерживалась православного вероисповедания, и в этой же вере воспитывала Леонида.

Следом за Карлом решил построить себе дом и его брат Иван Андреевич Те-Клодт. В конце 1896г. он приобрел участок  по Дворянской улице между угловым домом Н.Ф. Дунаева и домом купца. П.П. Новокрещенова. И уже 26 февраля 1897г. Иван подал прошение в Городскую Управу с просьбой разрешить построить каменный дом и такие же службы. Архитектором дома, сегодня известного как «Теремок», также был А.Щербачев. 
В 1898 г., к 50-летию Ивана Андреевича, вырос каменный одноэтажный с подвалом и антресолями дом. «Изящный особняк с выглядывающими из-за деревьев остроконечными башенками напоминал своим обликом миниатюрный замок из старинных сказок Шарля Перро. Сейчас уже трудно сказать, то ли заказчику, происходившему из «иноземцев», то ли самому архитектору пришла идея соорудить в глубине России такой типичный уголок «старушки Европы». Фантазия архитектора удивительным образом соединила в особняке черты древнерусского зодчества с обликом миниатюрного средневекового замка». Надо ли говорить, что при всём при этом особняк был оснащён по последнему слову техники того времени?
Двор украшал фонтан с фигурой бронзового мальчика. Во дворе имелись каменные надворные постройки: каретник, погребицы, прачечная, конюшня, коровник, курятник, сарай и дровяник, а также ледник.

К этому времени общий товарооборот Конторы составил 100 тыс. руб., в год. Чистая прибыль выросла до 11 360 руб. Техническая контора вышла в торговое предприятие второго разряда. Клодты постоянно расширяли круг поставщиков разных товаров. Они имели своего представителя в акционерном обществе русских электротехнических заводов. Ассортимент их товаров значительно расширялся. На складах конторы имелось разнообразное электрооборудование: электрическая арматура, Электра вентиляторы, телефоны, звонки и прочие новинки того времени. Братья имели все необходимое для устройства водопровода в домах и на предприятиях. Их фирма называлась уже «Техническая и водопроводная контора Братьев Клодт» , основным направлением деятельности которой была продажа технического и электрического оборудования, прокладка водопровода и канализации в Самаре. Известность ее росла так же, как и ее доходы.
«Братья Клодт» поставляли новые картины для кинематографов. В результате в самарских электротеатрах показывались новые фильмы одновременно с показом этих фильмов в столичных кинематографах. Братья Клодт были друзьями другой немецкой семьи - фон Вакано, и акционерами самарской пивной компании.

Семья Клодт была состоятельной. На лето они выезжали на знаменитые европейские курорты, путешествовали по Европе. Карл и Иван, немцы по происхождению, завязали тесные контакты со своей прародиной и буквально шокировали волжан такими новинками из Европы, как биде, писсуары и мраморные умывальники с подсветкой. Деятельность братьев Клодт в области технического оснащения и торговли во многом способствовала внедрению культуры европейского типца в сознание и быт самарян. И Карл, и Иван Клодты регулярно посещали купеческие собрания, которые проводились 3-4 раза в год.

В ноябре 1903г. Иван Андреевич в последний раз присутствовал на собрании. 11 февраля 1904г. в возрасте 55 лет он скончался. С 13 июля 1904г. все имущество перешло к его 46-летней вдове Екатерине Евгеньевне и 18-тилетнему сыну Борису Ивановичу. Вскоре Борис поступил в Казанский университет и несколько лет в нем учился. Екатерина Евгеньевна недолго оставалась вдовой: в 1905 г. она вышла замуж за дворянина Николая Осиповича Берга, поручика запаса полевой артиллерии. Они оба проживали в доме Клодта по улице Дворянской и вместе стали вести торговые дела фирмы. Сначала они объединили имущество и капитал с Кардом Андреевичем,  но позже они разделили бизнес. Фирма "Братья Клодт" осталась за Бергом и Борисом Клодтом.
В 1909г. «Братья Клодт» стали поставлять в Самару грузовые и легковые автомобили немецкой фирмы «Бенц». Контора Клодт была первым официальным дилером автомобилестроительной фирмы компании Бенц... Но с 1913г. стали поставлять только американские автомобили марки «Форд».
3 мая 1914 г. Борис Иванович получил купеческое свидетельство 2-ой гильдии и был причислен к самарскому купеческому обществу. Он уже был женат на Валентине Ивановне, которая была моложе его на 3 года. Детей до 1918 г. у них не было.

Впервые же месяцы новая советская власть в Самаре начала национализацию крупных предприятий, Торговых домов, заводов и фабрик. Началась всеобщая муниципализация недвижимого имущества жителей города. Это коснулось и дома Б. Клодта. В 1919 г. его дом был муниципализирован и использовался под разные учреждения и организации.

Что же касается семья Карла Андреевича, то  перед 1-й мировой войной они покинули страну, так как опасались репрессий по национальному признаку со стороны царских властей. Обосновались в Германии, в город Годенсберг на Рейне, небольшим пригороде Бонна. Но в 1914г., в возрасте 70 лет умер, не дождавшись возвращения на родину, Карл Андреевич Клодт, завещав похоронить его как самарского купца, на его могиле в Бонне русскими буквами выбита надпись: «Самарский купец Карл Андреевич Клодт».
Любовь к России, воспитанная с детства, привела к тому, что его сын Леонид бросил учебу в университете и вернулся из Германии в охваченную революционным бедствием страну. Идея революционного преобразования мира была, близка студенту Гейдельберга. С ним приехала и вдова Карла Клодта, анна Петровна.  Добровольцем Леонид  вступил в Красную Армию и всю гражданскую войну служил командиром и переводчиком. Имея экономическое образование, работал на оборонных заводах Чапаевска и Пензы, был корреспондентом газеты. Будучи ценным специалистом, получил от советской власти мандат, повелевавший оказывать ему всяческое содействие как, безусловно, надежному, порядочному и ценному руководителю.

Работая на военном заводе в Чапаевске, он встретил свою любовь -- Веру Семеновну, которая работала у него секретарем. У них родился сын Лев.  Все было хорошо в семье Клодтов, но в трагическом для России 1941г. злая воля Сталина сыграла с ними несправедливую «шутку». По национальному признаку - немцы - все члены этой семьи, как и тысячи других поволжских немцев, были арестованы и сосланы в Гулаг.
Анна Петровна, Леонид Карлович, Вера Семеновна и Лев Леонидович Клодты попали в лагеря Казахстана. Леонид Карлович, был расстрелян в Казахстане с формулировкой «германский шпион» летом 1942 г. Восьмидесятилетняя супруга Карла Андреевича Клодта - Анна Петровна - умерла в местах заключения.
Лев Леонидович, был сослан на Урал на лесозаготовки. Молодому городскому пареньку ни разу, не видевшему тайгу, пришлось наравне с взрослыми зэками валить лес, рубить сучья. Он смог все же вернуться в родной город спустя несколько лет после войны благодаря хлопотам своего дяди Виталия Семёновича Сидоренко, который прописал его к себе. Он не только вернулся в Куйбышев (бывшую Самару), но и, дождавшись хрущевской «оттепели», полностью добился реабилитации для своего отца и восстановления чести семьи Клодтов.
По профессии Лев Леонидович был инженером-электриком, и в этом прослеживается преемственность (от электротехнической Конторы братьев Клодт); работал на заключительном этапе строительства Куйбышевской ГЭС, занимался наладкой и вводом электрогенераторов, пусконаладочными работами на Волжском автозаводе, электрических подстанций в г. Куйбышеве и области, а также в соседних областях. И дочери его Ольга и Вера Львовны, закончив Куйбышевский политехнический институт, стали инженерами-электриками.

По лучшим представителям российского купечества можно наблюдать сложный и противоречивый путь развития от патриархально-крепостной психологии и сословной ограниченности до высоких культурных достижений и активного участия в общественно-политической жизни. Не жажда наживы, а именно психологические мотивы были двигателем восхождения российских купцов на вершины их могущества. Ведь многие из них до конца своей жизни были религиозны, вели строгий, если не сказать суровый, образ жизни, тратили огромные суммы денег на благотворительность. Российскому купечеству было немного лет (ведь как класс оно начало формироваться только после отмены крепостного права в 1861 г.), и трудно было ожидать от них высокого уровня образования. Но их дети уже учились в гимназиях, коммерческих училищах и даже в университетах. Русские провинциальные купцы потянулись к западному уровню культуры - создавали в своих городах яхт-клубы, ипподромы, музеи, театры и библиотеки, обзаводились еще диковинными автомобилями, электростанциями, благоустраивали свои улицы. Если дворяне стремились к господству в местной администрации, занимали важнейшие должности в губернии, и уезде, то купцы были настоящими хозяевами экономической жизни края. Следы бурной деятельности самарского купечества сохранились, по сей день: лучшие в городе особняки, водопровод и трамвай, больницы и магазины, жилые доходные дома и пристани и многое другое, но самое главное - оживленный рынок, преображенный край. Эпоху конца XIX - начала XX вв. некоторые исследователи называют "периодом Медичи" в культурной жизни России. То время отличалось небывалым расцветом купеческого меценатства. Этот этап закончился в 1917 г. Не успели российские купцы, как следует встать на ноги, достичь должного культурного уровня и принять из рук отмиравшего дворянства контроль за судьбами России.

0

213

Какой замочек!!!! Вход без проблем?

0

214

Ксения написал(а):

Вход без проблем?

Конечно. По билетам. Дешево.

0

215

Посетили мы еще один

башенка прелесть  :cool:

0

216

Рассмотреть "Теремок" во всей красе мешают ограда,  кусты, деревья, столб...

https://i.postimg.cc/T33cD90h/02-IMG-6897.jpg

За период существования, в усадьбе Клодта сменилось множество хозяев, и его часто использовали в различных нуждах Самары, как и большинство исторических зданий города. К примеру, в 1919 году особняк предназначили для коммунального проживания. Позднее, в 1930 году здание было отдано в использование военачальнику высокого ранга. А во время Великой Отечественной был переоборудован под консульство. После войны его использовали, как детский сад-ясли.

https://i.postimg.cc/L8Q3B1QD/04-IMG-6772.jpg

Только в 1991г. полуразрушенный особняк был передан «Детской картинной галерее». После его долгой реставрации началась новая жизнь особняка Клодта, и теперь он считается одним из символов Самары, его гордостью.

https://i.postimg.cc/PrtWg4BK/06-IMG-6770.jpg

https://i.postimg.cc/c177kj5r/07-IMG-6898.jpg

https://i.postimg.cc/MGh0g8Sj/08-IMG-6901.jpg

https://i.postimg.cc/JhycTz9L/10-IMG-6902.jpg

https://i.postimg.cc/sX7Pr0jH/11-IMG-6771.jpg

https://i.postimg.cc/VvFjSrbj/12-IMG-6774.jpg

https://i.postimg.cc/5yJBNqj4/13-IMG-6900.jpg

0

217

Войдя в особняк, оказываемся в небольшой вытянутой прихожей.
Здесь потолочная розетка

https://i.postimg.cc/fTVr32Sb/13-IMG-6811.jpg

Налево вход в главную гостиную. В ней есть полукруглый глубокий эркер, она находится под той башенкой, что видели снаружи.

https://i.postimg.cc/yxtnXK38/14-IMG-6806-IMG-6809-4.jpg

https://i.postimg.cc/HnVBynxN/14-IMG-6806.jpg

В эркере высокое зеркало, это  единственное, что сохранилось из обстановки  от Клодтов.
Высота зеркала вместе с резным верхом более 3,5 метров — такие изделия были приметой своего времени и считались роскошью. По одной из версий, зеркало для эркера могли привезти в особняк из Венеции. Однако к концу XIX века в Европе открылось множество фабрик по производству мебели и зеркал, поэтому точно определить происхождение экспоната не удалось.Рама зеркала сделана из кедровой древесины. Точеные части рамы выполнены из липы. Во время реставрации в 1990-х годах раму покрасили в белый цвет. Когда зеркало чистили, выяснили, что изначально мастер тонировал тыльную сторону дерева под орех. Декоративный узор верхней части выполнен резцом по кедру.

https://i.postimg.cc/MGmPkgN9/15-IMG-6776.jpg

Потолок эркера.

https://i.postimg.cc/W1rY8dnL/17-IMG-20220604-170913.jpg

В центре гостиной большая  красивая лепная  розетка

https://i.postimg.cc/c4P5fRfB/19-IMG-20220604-170930.jpg

https://i.postimg.cc/tTRr92Hp/20-IMG-6777.jpg

https://i.postimg.cc/ZRfwnpT3/21-IMG-6784.jpg

https://i.postimg.cc/LspCbmCq/22-IMG-6783.jpg

0

218

Внутри дома было 6 комнат (кабинет, гостиная, курительная, столовая, две спальни), длинный коридор, кухня и людская. В мансардной надстройке было еще 3 комнаты и круглое башенное помещение с пятью окнами.

В простенке красивое старинное пианино

https://i.postimg.cc/9XP45Gkp/23-IMG-6807.jpg

В экспозиции музея стоит пианино Вильгельма Бизе. Ему примерно столько же лет, сколько особняку Клодта: оно было создано в 1895–1899 годах. Известно, что первым хозяевам, купцам Клодтам, оно не принадлежало и попало в музей после открытия Детской картинной галереи. До этого в особняке стояло пианино фирмы Беккер, популярной в то время в России.
Корпус пианино изготовлен из дерева, украшен двумя подсвечниками и узорами в технике резьбы. Низ инструмента украшают две резные колонки. У пианино есть ножные педали, которые регулируют звучание инструмента. Внутри корпуса поставлено клеймо фабрики-производителя W.Biese и указан город — Berlin.

https://i.postimg.cc/NMq0ZM7S/24-IMG-6782.jpg

И в каждом зале печи, гордость особняка.

https://i.postimg.cc/fyMRTrPv/25-IMG-6779.jpg

В Самаре камины и печи служили не только банальной утилитарной цели отопления помещений. Дорогие камины с изразцами и печи с богатой плиткой, керамическими вставками подчеркивали высокий социальный статус хозяина дома, создавали неповторимую атмосферу тихого уютного жилища, являлись важными и даже сакраментальными предметами купеческого интерьера.

https://i.postimg.cc/hG7jCxxV/26-IMG-20220604-170921.jpg

Вместе с тем, стоит отметить, что создателей каминов, производителей керамических изразцов, а также именитых печников в Самаре было крайне мало. В газете «Волжское слово» за 1907 - 1911 годы мы можем найти множество рекламных объявлений самарских печных дел мастеров. Приведу, например, объявление 1911 года: «Кладу печи, задаток не нужен, обращаться к крестьянину Колпакову в доме Кириллова на Садовой улице». Естественно, что такие мастера были всего лишь обычными крестьянами, пришедшими на заработки в город. Но в Самаре работало и несколько серьезных специалистов.

https://i.postimg.cc/LXtsSpxX/27-IMG-6780.jpg

Большим уважением на рубеже XIX - XX веков пользовались «мастер печных дел и укладчик каминов» инженер Михаил Иванович Назаров, а также мастера строительной артели купца Александра Андреевича Никифорова.
Изразцами, в том числе печными, в Самаре занимался известный мастер Эрнест Карлович Баар, который с 1898 по 1918 годы владел большим гончарно-изразцовым заводом в Колесниковом овраге (район современного поселка имени Шмита). Здесь же в овраге добывалась лепная глина для скульптурных работ серовато-зеленоватого цвета. С приходом Советской власти завод был национализирован. Сам Баар подвергся нападению грабителей, был разорен и умер. Позже завод был расхищен. Печная и каминная керамика Баара видимо не сохранилась. По крайней мере, сейчас, согласно некоторым данным, известна единственная работа Баара в оформлении фасада одного из зданий старой Самары.

https://i.postimg.cc/Nfp5LQB2/28-IMG-6781.jpg

Обычно конструкции каминов и печей вместе с необходимыми материалами и бригадой мастеров заказывались по фирменным каталогам. Каталоги и рекламные проспекты организаций, занимавшихся созданием каминов и кладкой печей, предоставляли потенциальным покупателям известные самарские технические конторы.

https://i.postimg.cc/y8GxXnJV/29-IMG-6804.jpg

Печные приборы (металлические дверцы, полудверцы, вьюшки, дымовые задвижки, поворотные заслонки, чугунные плиты, колосниковые решетки) предлагали самарское отделение «Торгового дома «Кудряшев и Чесноков», фабрично-заводской склад Мальцовских заводов и другие солидные организации.

Второй зал. Это бывшая  столовая - зал, смежный с гостиной, довольно большой размер комнаты,  роскошная печь.
Красивая лепнина по центру и широкая лепная падуга (переход от потолка к стене).

https://i.postimg.cc/prkX9BbM/30-IMG-20220604-170943.jpg

https://i.postimg.cc/XYqXCtYH/31-IMG-20220604-170953.jpg

0

219

В столовой особняка сохранился старинный камин, изготовленный в 1898 году на рижской фабрике «Цельм и Бем». Купеческая семья Клодтов выписала его по каталогу. Известно, что архитектор Щербачев предлагал Те-Клодту камины финских заводов «Або», но хозяин нового дома почему-то выбрал камин рижских мастеров.
Камин облицован керамическими изразцами, покрытыми глазурью зеленого цвета. Готовые формы для нее фабрика купила в Германии у берлинского художника, дизайнера и архитектора Пауля Обста во второй половине 1890-х годов.
Пауль Обст был ведущим создателем проектов для каминных печей и форм для глазурования, которые заказывали фабрики со всего мира. Внешний вид  камина выполнен по одному из проектов дизайнера. Камин более 3,5 метров в высоту, одноцветный и украшен выпуклыми рельефными изображениями.

https://i.postimg.cc/3xM50wCL/34-IMG-6785.jpg

Верхняя часть каминной печи выполнена в виде рыцарского шлема — это один из вариантов украшения, предложенных «Цельм и Бем».

https://i.postimg.cc/0NfL40g3/35-IMG-6786.jpg

В центре камина находится так называемый «берлинский изразец», большой рельефный изразец, состоящий из 3 частей. При создании этого панно Пауль Обст вдохновлялся картиной художника Карла Беккера «Антон Фуггер сжигает долговые облигации Карла V в 1535 году». Картина была написана в 1866 году и находится в Национальной галерее Берлина.

https://i.postimg.cc/L5r7Pyfq/37-IMG-20220604-171138.jpg

Картина Карла Беккера так описывается в книге «Банкротства» Алексея Герасимова: «Однажды семейство Фуггеров испытало неземную радость… император Священной Римской империи Карл V не только почтил их визитом, но и оказал высокую честь, остановившись на постой в их доме. Разжигать камин отправился сам хозяин, но оказалось, что он не прихватил с собой ничего на растопку. Ах, Ваше Величество, у меня с собой только вот этот листок, но без Вашего позволения не смею использовать его на растопку. На нем стоит Ваша подпись. Соблаговолите разрешить! Император взглянул на документ и милостиво разрешил его использовать. Ещё бы! Листок оказался долговой распиской Карла на 50 тысяч талеров».

https://i.postimg.cc/269gkjS7/38-IMG-6789.jpg

Обычно глазурование каминов стоило дорого, поэтому фабрика делала его на заказ. В сохранившемся каталоге «Цельм и Бем» представлено несколько дизайнерских вариантов камина. Стоимость изразцовой облицовки музейного камина составляла 145 рублей: для сравнения — строительство всего особняка стоило 5 тысяч рублей. Многим заводам было выгоднее покупать готовые формы у немецких предприятий, поэтому изображения на каминах получались типовыми. Практически такой же камин, только без верхней части я видела в Москве в доме страхового общества Россия. Встречаются они и в Петербурге.

Изображение мужских голов — распространенное украшение для растопочной части камина XIX века.

https://i.postimg.cc/Pfc00qct/39-IMG-20220604-171124.jpg https://i.postimg.cc/2yqMVpqR/40-IMG-20220604-171130.jpg

Фабрика печей и глазурованной плитки «Цельм и Бем» была открыта в 1859 году. Поначалу в фирме сосредоточились на добыче и переработке гипсового камня. Затем под клеймом «Цельм и Бем» стали выпускать печные изразцы из терракоты — цветной глины красновато-коричневого оттенка. В 1879-м в Латгальском предместье Риги фабрика запустила изготовление изразцовых каминов, которые распространились по территории Российской империи, включая прибалтийские губернии. С 1880-х продукция «Цельм и Бем» неоднократно завоевывала главные призы рижской, нижегородской, петербургской и киевской выставок. «Цельм и Бем» просуществовала до 1940 года. После того, как Латвия вошла в состав СССР, фирма была национализирована.

https://i.postimg.cc/d0vbnSfr/41-IMG-6791.jpg   https://i.postimg.cc/2S4pQf0C/42-IMG-6788.jpg

Мода на камины в России появилась благодаря Петру I. По изданному им указу каждый дворянин должен был установить дома камин, который подчеркивал социальный статус владельца и считался предметом роскоши. Однако для обогрева жилищ по-прежнему использовали русские печи.

Вид сбоку.

https://i.postimg.cc/V6k3P0mN/43-IMG-20220604-171145.jpg

Камин и печи дома пережили своего хозяина. После смерти Ивана Андреевича в 1904 году у камина горевала его жена, после революции здесь отдыхал знаменитый будущий командарм Дыбенко, в 1941 - 1943 годах камин служил послам Афганского консульства. Великолепный рижский камин Те-Клодта мог быть и разрушен во времена работы здесь детского сада и 1-й детской художественной школы, но благодаря педагогам, музейным работникам и специалистам-архитекторам, был заботливо окружен деревянной перегородкой и временно законсервирован.

0

220

Из столовой можно пройти в зимний сад. Не знаю, был ли он при Клодтах, но сейчас это вытянутое помещение с застекленной стеной и множеством растений.

https://i.postimg.cc/V6k3P0mN/43-IMG-20220604-171145.jpg https://i.postimg.cc/7Y2j4k8S/49-IMG-6796.jpg

https://i.postimg.cc/Dz2N14Wc/50-IMG-20220604-171203.jpg

За окнами видел сад. Хотели в него попасть, но сад был закрыт. Берегут, чтобы не вытоптали. Одно фото через окно.

https://i.postimg.cc/nhfgcPpg/51-IMG-6792.jpg

https://i.postimg.cc/GmPNBxp2/52-IMG-6793.jpg

https://i.postimg.cc/N0pzDGmv/53-IMG-6794.jpg

В других комнатах есть еще две печи, похожие на первую, на ту, что в гостиной.

https://i.postimg.cc/NfFm2sfr/44-IMG-6800.jpg https://i.postimg.cc/QMQTZVSv/46-IMG-6802.jpg

https://i.postimg.cc/3R3D87cN/47-IMG-6803.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.