А вот теперь расскажу про Курлиных.
Кто же такие Курлины? Это один из крупных купеческих кланов Самары. История становления и развития купеческого семейства Курлиных типична для второй половины XIX – начала XX вв., похожа на десятки других. С одной стороны, нельзя сказать, что это особое семейство, что оно представляет собой уникальное явление в истории. Но эта типичность и похожесть очень важна. В истории этой семьи прослеживаются основные законодательные вехи истории всего российского купечества, прослеживается история страны, со всеми ее взлетами и падениями, течение жизни в определенную эпоху. Судьбы Курлиных в XX в. порой непостижимым и удивительным образом пересекаются с известными персонажами российской истории, становятся канвой исторических событий.
В этом значимость и ценность семейной истории, как части целого, как живой иллюстрации истории Отечества. С другой стороны, купцы Курлины оставили заметный яркий след в истории города, торгово-промышленной и общественной жизни Самары. Они активно участвовали в органах городского самоуправления, в разнообразных благотворительных обществах и попечительствах. Жертвовали свои средства на храмы, училища, больницы.
Согласно исследованиям, эта фамилия пришла в Самару из среды уральских казаков. В 1860 году в поселении Уральск Оренбургской губернии служил казак Иван Никитич Курлин. У него было три сына: Георгий, Константин и Александр.
Уже в те годы казачья семья проявляла склонность не только к военному, но и к купеческому делу. Во всяком случае, из документов видно, что все Курлины в то время служили в торговой депутации Уральского войска.
В Уральске Курлины набрались торгового опыта и нажили определенный капитал, с которым около 1870 года и переехали в Самару.
Сначала в наш город прибыли Георгий и Константин Курлины со всеми родственниками.
Самару для нового жительства уральские купцы выбрали не случайно. Город в последней трети XIX века переживал невиданный до того времени экономический подъем, обусловленный в первую очередь быстро растущими объемами хлебной торговли. Десятки тысяч пудов самарской пшеницы из этой губернии поставлялись не только во многие регионы России, но и в Европу.
Первые упоминания о коммерческой деятельности Курлиных в Самаре относятся к 1873 году. Братья в это время организовали салотопенное производство в Засамарской слободе, а также отгружали на суда хлебное зерно на самарских пристанях.
Из «Ведомости...» видно, что братья Курлины по объему заготовок сала в это время занимали третье место среди тринадцати крупнейших самарских купцов. А в «Адрес—календаре и памятной книжке Самарской губернии на 1874 год» отмечено, что братья имели в Самаре собственные дома № 40 и 42 на улице Казанской.
С конца 70-х годов XIX столетия в столице губернии происходило активное развитие мукомольной и крупорушной промышленности. Конечно же, братья не захотели оказаться за бортом нового прибыльного бизнеса, и в октябре 1879 года в Засамарской слободе начала работу паровая крупчатая мельница, возведенная на паях Курлиными и Петром Субботиным. Как указывалось в ее описании, мельница «устроена по венской системе с применением последних улучшений; приводится в действие паровой машиной в 140 сил… перерабатывает ежедневно в крупчатку до 2400 пудов зерна. При мельнице состоит рабочих 110 человек. Устройство мельницы с мельничным зданием и амбарами для склада хлеба обошлось владельцам в 360 000 рублей серебром».
Одна из самарских мельниц конца 19в.
Впоследствии на базе этого предприятия было создано «Товарищество паровой, мукомольной и крупчатой мельницы и заводов в Самаре», учредителями которого, кроме Курлиных и Субботиных, стали также братья Шихобаловы. Также Курлины занимались скупкой земли в губернии. В 80-х годах Курлины входили в восьмерку крупнейших скупщиков земли Самарской губернии.
Поскольку для дальнейшего развития земледелия, а также для увеличения производительности труда на мельницах необходимы были новейшие машины и механизмы, братья Курлины также приняли участие в создании «Товарищества Самарского земледельческого механического завода», бывшего «Бенке и К».
Важное место в жизни и работе Курлиных занимала финансовая поддержка многочисленных социальных проектов. В ней очень заметно проявили себя Георгий, Константин и их супруги.
Константин Иванович Курлин
В ноябре 1880 года к дому Курлиных подкинули младенцев. На следующий день при крещении один из них получил имя Михаил, другой - Николай. Подкидышей взял к себе на воспитание Константин, но прожили они в его доме недолго. Первый умер от кори через два месяца, второй – через девять месяцев по той же причине. А в 1885 году Константину снова подкинули ребенка. Это была девочка, получившая имя Наталья и затем взятая на воспитание крестьянином А. Григорьевым. Своих детей у К.И. Курлина не было.
После этих случаев его супруга Варвара Акимовна Курлина в течение сорока лет была членом различных общественных благотворительных учреждений: общества попечения о бедных, местного управления общества «Красного креста», членом совета попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, попечительницей Мариинского приюта и Николаевского сиротского дома
Средства, вносимые самарскими благотворителями на содержание этих заведений, в том числе и Курлиными, в отдельные годы превышали 70 процентов от общего объема их финансирования.
В 1883-1891 годах Константин Курлин избирался гласным Самарской городской думы, а в 1889-1908 годах он был членом учетно-ссудного комитета Государственного банка.
Не менее активную жизненную позицию занимал и Георгий Курлин, причем его во всех общественных начинаниях поддерживала также и жена Мария Захаровна. Уже в первый год своего жительства в Самаре Георгий вошел в состав совета Самарского общества взаимного кредита. С 1879 по 1893 год он состоял членом учетного комитета Волжско—Камского коммерческого банка, а также избирался гласным Самарской городской Думы. В последние годы жизни он был почетным смотрителем городского 4-х классного училища и попечителем Александровской общественной богадельни.
Георгий Ивановиич Курлин
С 1886 по 1894 годы Георгий Курилин — бессменный староста Успенской церкви, а также член комитета по сооружению кафедрального собора. На его строительство Георгий пожертвовал 5000 рублей, а Константин — 1000 руб. А в начале 1890 года для часовни митрополита Алексия, поставленной в память о 900-летии крещения Руси в конце Воскресенского спуска в Самаре (ныне улица Пионерская), на средства Георгия Курлина в Москве был изготовлен крест стоимостью 700 рублей.
За активную общественную деятельность и за непрерывное 15-летнее пребывание в I купеческой гильдии Георгий Иванович в 1891 году получил звание потомственного почетного гражданина Самары, распространявшееся также на всех членов его семьи.
Активными общественными деятелями проявили себя и дети Курлиных. Например, младший сын Георгия — Александр Курлин, владелец особняка, о котором идет рассказ. В середине 1880-х гг. Александр Георгиевич окончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. В 1896 году он получил купеческое свидетельство I гильдии. В Засамарской слободе находились его контора и хлебные амбары. В 1904 году фирма называлась «А.Г. Курлин и И.Н. Шихобалов». Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был её председателем.
В начале ХХ века он уже был членом совета Общества взаимного кредита, председателем попечительного совета коммерческого училища, попечителем общества слепых и ряда детских приютов, членом губернского попечительного комитета о тюрьмах.
Во многом на деньги Курлина и по его инициативе было построено здание коммерческого училища (ныне здание Самарского государственного архитектурно-строительного университета).
Александр Георгиевич Курлин. (1870-1914).
Как я уже упоминала, в январе 1893 года 22-летний Александр обвенчался в Успенской церкви с 16-летней Александрой, незаконнорожденной дочерью Потомственного почетного гражданина, купца I гильдии Павла Михайловича Журавлева, от которого её родила его прислуга Пелагея Владимировна Кривопалова.
Александра Павловна Курлина
В молодой семье Курлиных 6 апреля 1894 года родилась дочь Лидия. Через год и три месяца она умерла, и с тех пор брак оставался бездетным. В течение первых лет после свадьбы Курлины жили на улице Казанской в доме родителей, а с 1898 года снимали дом у М.С. Головкиной на улице Соборной, 65.
Для красавицы Александры и был построен этот особняк, куда они переехали в 1903г..
Особняк был не только самым красивым, но и самым комфортабельным по тем временам – в доме была канализация, он был подключен к городскому водопроводу, имел современную калориферную систему отопления, освещался электричеством, и его хозяева были одними из первых абонентов телефонной станции. Дом был признан практически самым дорогим особняком Самары начала XX века. Что не сделаешь ради любимой!