Оля, это то, что любит твой Валера, скандинавские эпосы
Да.Да.Да. Он будто сам из этого эпоса
Кстати. он тоже смотрел твой отчёт и сожалел, что мы это чудо проскочили.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.
Оля, это то, что любит твой Валера, скандинавские эпосы
Да.Да.Да. Он будто сам из этого эпоса
Кстати. он тоже смотрел твой отчёт и сожалел, что мы это чудо проскочили.
Музей модерна.
Музей модерна расположен в бывшем особняке Александры Курлиной на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Этот дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города.
Особняк, построенный в 1903 году, имеет все признаки модерна - ассиметрию, разные окна, продиктованные внутренней структурой дома, кованые решетки по краю крыши и прочие интересные детали, которые дальше рассмотрим подробно. Но на данном фото я хочу, чтобы вы обратили внимание на окружение особняка. Слева вдоль Красноармейской улицы за белой аркой, ведущей в садик при доме, высится зеленое здание , советский конструктивизм в чистом виде. Справа вдоль улицы Фрунзе сразу за домом Курлиной готический костел Св.Сердца Иисуса, дальше виден двухэтажный деревянный домик (музей Алексея Толстого) и за ним виден купол православного храма. Вот такое смешение стилей ! Так что в архитектурном плане Самара ни разу не скучная.
Начну показывать особняк снаружи.
«Современный» – именно так можно перевести с французского слово «модерн». В конце 19 века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву. В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет возник единственный в России Музей Модерна.
Дом был построен в 1903 году купцом I гильдии А. Г. Курлиным для своей супруги А. П. Курлиной, в честь которой носит своё сегодняшнее неформальное название. Дом стал одним из первых в Самаре зданий в стиле модерн. Архитектор — А. У. Зеленко. Дом на момент сдачи был оборудован самыми современными коммуникациями - электрическим освещением, калориферной системой отопления, водопроводом, канализацией и телефоном.
Это парадный фасад. Дом отделан голубой блестящей плиткой "кабанчик", что также характерно для модерна.
Главный вход в дом, но сейчас посетителей через него не пускают, для нас со двора вход, которым пользовалась прислуга.
Хозяин дома Александр Георгиевич Курлин был весьма значительной для города фигурой. Из знатного рода, потомки которого сейчас живут и в России, в Австрии, Англии и Австралии, очень предприимчивый, являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Именно он был инициатором хлебной биржи, которая была одной из наиболее крупных не только в России, но и в мире. К тому же он являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища. По семейному преданию, именно две сестры из рода Курлиных стали прототипами двух сестер в романе А. Толстого «Хождение по мукам».
На втором этаже балкон.
В 1893 году в возрасте двадцати двух лет Александр Курлин обвенчался с 16-ти летней Александрой Журавлевой и особняк построен именно для неё.
2 июля 1899 года Курлин приобрел за три с половиной тысячи рублей участок земли на пересечении улиц Алексеевской и Саратовской (так они тогда назывались) , где в 1903 году и было завершено строительство особняка.
Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.
Про историю дома и его хозяев еще расскажу в дальнейшем.
А пока любуемся великолепном входом , так похожим на по стилю на бельгийским модерн. Сохранились причудливые переплеты , похожие на лепестки цветов.
А в солнечный день синее небо так эффектно отражается !
Наверняка, и ручка была соответствующая стилю а не та страшная, что сейчас.
Табличка возле входа
Подобных табличек в Самаре много. Я уже говорила, что во время ВОВ Куйбышев стал запасной столицей СССР и здесь размещались посольств аи консульства разных стран. И все эти дома отмечены табличками.
Вообще, с табличками на исторических зданиях, а они в центре идут почти подряд , в Самаре очень хорошо. Все подписано.
Окна тоже имеют красивую расстекловку
По верху идет фриз из изумрудного цвета майоликовой плитки.
Угловой эркер имеет окно сложной формы в обрамлении изящной лепнины в виде цветов с текучими стеблями
В романе А.Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным».
Другой фасад
Вход в дом сейчас со двора, в полукруглой башне лестница
Металлические решётки в виде стилизованных крыльев бабочки, такие решетки и вдоль крыши, и по забору, и на воротах -это все покажу в конце, уже после внутренних интерьеров.
Коль вошли вы через "служебный вход", то сразу покажу расположенную возле него чугунную лестницу
Знатный модерн! А какая рядом "готика"!
Знатный модерн! А какая рядом "готика"!
Весь исторический центр Самары - это коллекция разных архитектурных стилей - модерн, готика, неорусский, ампир, классицизм, эклектика (хотя само слово эклектик аи есть смешение стилей), сталинская архитектура, конструктивизм...
Если бы мы вошли с парадного входа , то разу оказались бы перед небольшой лестницей, с одной стороны которой балюстрада с ажурными решетками отделяет зону прихожей с вешалкой.
А таким предстает дом от входной двери. Просторный холл разделен на две части закругленной аркой. В глубине холла проход к служебной лестнице. Холл объединяет расположенные по его периметру комнаты и залы. Справа распахнутые двери - это кабинет хозяина. Он всегда расположен ближе всего ко входу, чтобы посетители не ходили по дому. Слева (двери в кадр не вошли) проход в парадный зал.
В доме насчитывается 22 комнаты. Все самое красивое и интересное - на первом этаже. На втором этаже экспозиция за отдельную плату, она нас не заинтересовала и мы туда не ходили. Нам сказали, что ничего из декора там не сохранилось.
За балюстрадой видна вешалка-прихожая.
Рядом красивая подставка для тростей и зонтов.
Прежде, чем перейти к показу комнат, я хочу рассказать про архитектора дома.
Официальный автор здания - архитектор Александр Устинович Зеленко. Интересно то, что А.У. Зеленко дом спроектировал, но сам не присутствовал при строительстве, т.к. к тому времени уже проживал в Москве.
Александр Устинович Зеленко ( 1871, Москва —21 июля 1953, Москва) — русский и советский инженер-архитектор. Строил здания в стиле северного модерна в Самаре и Москве. После 1917 года — организатор музеев, просветитель, педагог, автор книги очерков о культуре афроамериканцев в США.
А.У. Зеленко
Родился 11 октября 1871 г. в семье профессора Военно-медицинской академии. Александр окончил Второй Санкт-Петербургский кадетский корпус, затем поступил в Институт гражданских инженеров, выпустился в 1894 году. Незадолго до окончания института, в 1893 г., Зеленко в течение года был слушателем Высшей технической школы в Вене. Здесь он увлекся стилем модерн, венский вариант которого называют также венским сецессионом. Работал на Мальцевских стекольных заводах в Орловской губернии, но не нашел там возможности полностью реализовать свой творческий потенциал.
В 1897—1900 гг. — городской архитектор Самары. Здесь Александр Зеленко прожил всего 3 года. Тем не менее, за это время он, без сомнения, сделал город лучше. Он начинал с эклектики. Но в последний год пребывания в Самаре успел зацепить модерн и спроектировать несколько зданий, из которых особенно выделяется, конечно же, особняк Курлиной . Строил он и в русском стиле (Губернская земская управа ). Всего в Самаре можно увидеть пять зданий по проекту Зеленко.
Самарская карьера Зеленко сложилась удачно, но в 1900 году он переехал в Москву, где работал помощником Ф. О. Шехтеля на строительстве павильонов Международной выставки в Глазго, вместе со своим сверстником И. А. Фоминым организовал Женские архитектурные курсы
В 1902—1903 годах совместно с архитектором А. Ф. Мейснером он построил «сказочный» доходный дом на Тверском бульваре, 6 (дом утратил первоначальный декор). Участвовал в проектировании неоклассического здания Коммерческого института. (Ныне Плехановский)
В 1903—1904 годах Зеленко совершил кругосветное путешествие — побывал в Великобритании, Индии, Австралии и США. В США в его мировоззрении происходит перелом — Зеленко принимает решение посвятить жизнь просвещению. Вернувшись в Россию, Зеленко сблизился с кружком педагогов С. Т. Шацкого, участвовал в первом летнем лагере-коммуне для детей рабочих в Щёлкове (1905).
В 1906—1907 Зеленко строит на деньги Н. А. Второва в Вадковском переулке Москвы Детский клуб общества Сетлемент — редкий для Москвы памятник северного модерна. Здание клуба, построенное как «обитаемая скульптура», лишённая внешних украшений. Здание сохранилось, однако внешние кованые светильники утрачены, а первоначальную отделку «под шубу» сменила гладкая штукатурка.
Тогдашний Вадковский переулок, сегодня входящий в Центральный административный округ, был далёкой рабочей окраиной к северо-западу от складывавшегося культурного центра Миусской площади. Сетлемент совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. Лицензия на образовательную деятельность была оформлена лично на «А. У. Зеленко, архитектора». Ученики Сетлемент были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.
Зеленко и Шацкий воздерживались от политической деятельности, однако 1 мая 1908 Сетлемент был разгромлен полицией в связи с использованием детского соуправления, в чём усмотрели «пропаганду социалистических идей».
Отсидев два месяца ареста, Зеленко опять бежал в США, где выстроил экспрессионистскую виллу в Сакраменто.
Вернувшись в Москву, в 1910—1913 годах Зеленко выстроил в Сокольниках дачу Пфеффер (не сохранилась) и детский сад на Большой Пироговской улице (совместно с И. И. Кондаковым, перестроен). В Москве его постройкам катастрофически не везло (они сгорали, сносились, перестраивались до неузнаваемости). Сохранись они все, и Зеленко, возможно, воспринимался бы наравне с Кекушевым и Шехтелем, как третий из гениев модерна.
Проектировал типовые народные дома, доходные дома и дачи. В 1913—1915 годах служил преподавателем в Народном университете имени А. Л. Шанявского. Послереволюционная работа Зеленко в архитектуре — Дом сотрудников ВЦИК на Спиридоновке, 26.
Лично мне из его работ нравится Дом Лоськова в Мансуровком переулке.
Дом Лоськова.
После революции 1917 до самой смерти работал в системе Наркомпроса. Заслуга Зеленко — в формулировании необходимых и достаточных строительных стандартов для школ и детских садов, проработка требований к вентиляции, инсоляции, пришкольным участкам и т. п. В 1919—1931 Зеленко работал сотрудником музейной комиссии Наркомпроса. В 1920-е годы — сотрудник Наркомата здравоохранения. В 1933—1934 годах проектировал и строил посёлки в Грузии.
Новое имя для меня... Надо сказать, что архитекторы конца 19 нач.20 вв. в советское время мало упоминались. Я авторов многих замечательных домов, зданий узнаю только сейчас!
Музей модерна расположен в бывшем особняке Александры Курлиной
очаровательный тоже моя давняя мечта как и замок.
Лена ГМ
Да, модерн в Самаре достойный, пересмотрела все здания в интернете. Но, Лена, перед Вашими рассказом и показом все, что есть в интернете меркнет. Поэтому - читаю и смотрю с интересом. Об архитекторе ничего не знала. Да, мне, явно туда надо бы...
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Ч 1. Общие впечатления. Жилье. Еда. Замок Гарибальди. Музеи.