С 19 февраля в Музее Гаража особого назначения работает выставка «Царский выезд», посвященная 115-летию Собственного Его Императорского Величества гаража.
Императорский гараж, просуществовавший лишь 10 лет, успел собрать внушительную коллекцию автомобилей, служивших последнему российскому императору, его семье и свите. К марту 1917 года в нем числились 56 автомобилей. Никто из европейских монархов не мог похвастаться столь внушительным автопарком.
Уникальные «моторы» времен правления Николая II будут представлены в рамках экспозиции, рассказывающей об автомобильной жизни начала ХХ века, среди ключевых событий которой — гонки на императорский приз, первые российские автомобильные салоны, поездки Николая II по стране, работа сборочных цехов Русско-Балтийского завода, фронтовые будни автомобильной роты и многие другие.
Экспонаты выставки собраны из музейных и частных коллекций России и Европы. Среди ретро-легенд:
• паровой автомобиль Serpollet;
• двухместный гоночный Benz;
• пушка, оборонявшая ставку Верховного Главнокомандующего в Могилеве;
• «рабочая лошадка» Первой Мировой войны White TAD;
• отечественная автомобильная марка «Руссо-Балт»;
• великолепный Hispano-Suiza;
• скоростной Berliet;
• элегантный Studebaker;
• роскошный Rolls-Royse;
• популярный в начале ХХ века De Dion-Bouton;
• утонченный Renault;
• мотоцикл Indian.
Всю эту технику можно будет не просто увидеть, но и узнать историю ее появления в России и мире.
18 февраля 1907 года император Николай II высочайше повелел исполнить решение о создании Собственного Его Императорского Величества гаража.
Через призму этого события, а также дальнейшего становления и развития Императорского гаража, выставка рассказывает о самом малоизвестном периоде автомобилизма в нашей стране – дореволюционном. Первые автомобили, которые тогда называли «моторы», первые выставки, первые гонки, первые победы – все это случилось в России до 1917 года, однако впоследствии было как будто нарочно забыто, а то и вовсе отсечено от исторического повествования, как правило, начинавшегося с первых лет советской власти.
В царской России главным автомобилистом был самодержец Николай II, обожавший свои «моторы» и поездки на них. Государь даже слово придумал для этого действия – «помоторили». Основанный в 1907 году Собственный Его Императорского Величества гараж со временем стал самым большим среди гаражей европейских монархов, но последующие исторические потрясения не позволили ни одному из царских «моторов» сохраниться до нашего времени.
От того времени осталось немногое: несколько уцелевших автомобилей, какие-то случайные детали, аксессуары и сувениры, да фотографии с кинохроникой. Но все эти артефакты, собранные вместе в одном зале, возвращают, казалось бы, навсегда ушедшую эпоху.
Старт пробега на Императорский приз, первые Российские автомобильные салоны, поездки Николая II по стране, сборочный цех Русско-Балтийского завода, фронтовые будни автомобильной роты – анфилада исторических сцен шаг за шагом проведёт посетителя по великой и трагической истории последнего десятилетия Российской Империи. Огромные полноцветные фотопанно, роскошные царские автомобили, подлинные предметы дворцового быта, исторические костюмы и ранее не публиковавшиеся документы помогают ощутить атмосферу давно ушедшей галантной эпохи.
Среди премьер выставки – паровой автомобиль Gardner-Serpollet Type D, предположительно принадлежавший министру императорского двора барону Фредериксу, который ещё в 1901 году пытался увлечь этой технической новинкой императора Николая II.
Представленные на выставке автомобили и мотоциклы Руссо-Балт, Benz, Berliet, De Dion-Bouton, Indian, Hispano-Suiza, Renault, Rolls-Royce, Studebaker, и White относятся к числу известных и даже популярных в дореволюционной России марок. Экспонаты для этой удивительной выставки предоставили более тридцати музеев и частных коллекций, как отечественных, так и зарубежных.
Кроме сохранившихся раритетов, на выставке представлен проект «Русско-Балтiйскiй. Возрождение легенды», посвященный воссозданию знаменитых отечественных автомобилей «Руссо-Балт» с использованием оригинальных чертежей и технологий того времени.
Хронология истории императорского гаража.