Хорошо деревянные украшения сняли!
Музей «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева» с заездом в Софрино
Сообщений 11 страница 20 из 66
Поделиться122022-02-17 14:57:08
В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), женатый на старшей дочери поэта Анне Фёдоровне (1829-1889). Он стал первым биографом Ф.И. Тютчева. После кончины И.С. Аксакова его вдова передала брату И.Ф. Тютчеву часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. В Муранове оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова (1796-1871), который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В Москве, в доме Сушковых, жила Екатерина Фёдоровна Тютчева, младшая дочь поэта. Её сестра Дарья Фёдоровна Тютчева вместе с И.Ф. Тютчевым в 1900 году издала второе, дополненное, собрание сочинений отца.
Портрет Фёдора Ивановича Тютчева. 1862 г.
После смерти обеих сестёр в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей значительного наследия поэтов Ф.И. Тютчева и Е.А. Боратынского, а также лиц их родственного окружения. В настоящее время он являет собой редкий пример неразорённого родового гнезда, в котором семейные культурные традиции не прерывались и в музейный период.
Тютчевы с гостями на большом острове мурановского пруда. 1890 г.
В 1918 году О.Н. Тютчева, последняя владелица усадьбы, и её сын Н.И. Тютчев (1876 - 1949) приняли решение о передаче Муранова государству. В октябре 1918 года Регистрационная комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса выдала О.Н. Тютчевой охранную грамоту на усадьбу. Одновременно Василию Евгеньевичу Пигарёву (мужу внучки поэта Екатерины Ивановны) был выдан Мандат, по которому он назначался хранителем дома Тютчевых при сельце Мураново Дмитровского уезда. Усадьба была объявлена музеем по декрету Народного Коммисариата по Просвещению от 13 декабря 1919 года (предполагалось, что это будет бытовой музей 1840-х гг. XIX века).
Музей-усадьба «Мураново» имени поэта Ф.И. Тютчева был открыто 13 августа 1920 года. Первым его заведующим был назначен К.И. Барташевич, но его обязанности фактически исполнял внук поэта Н.И. Тютчев. В 1921 году в штате музея числилось 6 человек, вскоре это число сократилось до 4-х человек. Постановлением Совнаркома от 20 августа 1922 г. «Мураново» было утверждено в сети учреждений Главнауки как музей-усадьба. С 9 февраля 1924 года его пожизненным хранителем и заведующим назначается Н.И. Тютчев, инициатор создания музея.В 1930-х гг. в штате музея официально появилась должность научного сотрудника, на которую был зачислен правнук поэта Тютчева К.В. Пигарёв. С самого начала существования музея интенсивную научную работу ведут сам Н.И. Тютчев и на добровольных началах его сёстры Е.И. Пигарёва и С.И. Тютчева, в частности, переводя и изучая обширный Мурановский архив.
А теперь направимся в музей
Собрание музея насчитывает более 28 000 экспонатов. Большая часть предметов – мемориальные, принадлежавшие владельцам усадьбы и их родственникам. Это одна из самых богатых в российских музеях коллекция мебели, большое разнообразие изобразительных материалов, внушительная мемориальная библиотека, насчитывающая более 9 000 книг.
Стенам этого дома без малого 200 лет, Баратынский закончил строительство дома в 1842 году. Значительная часть деревянных деталей дома сохранились до настоящего времени. Деревянные стены при реставрации разбирали, каждое брёвнышко вынимали и обрабатывали специальными составами, потом устанавливали вновь.
Здание, построенное по проекту Баратынского, это дом-термос, у него две стены, внешняя кирпичная, внутренняя — деревянная, состоящая из соединенных между собой вертикальных обтесанных стволов деревьев. И между ними воздушная прослойка. Дом получился теплый, но такая структура стен сыграла с ним злую шутку. В 2006 году во время грозы в межстеночное пространство попала шаровая молния, было несколько очагов возгорания и музей спасло только чудо и самоотверженность музейных работников и местных жителей. В невероятном темпе из дома были вынесены практически все экспонаты, а на улице к этому времени начался проливной ливень — судьба не переставала испытывать музей в этот день. Потери, конечно, были, но они оказались не катастрофическими, реставрация отдельных экспонатов продолжалась долгие годы и некоторые предметы, в частности подлинные иконы рода Тютчевых до настоящего времени так и не вернулись в музей.
Печь, выложенная изразцами XVIII века.
Кабинет Н.И. Тютчева. В 1906 году в Мураново было доставлено значительное количество вещей, книг, предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства из имения Варварино Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Имение было приобретено Е.Ф. Тютчевой, а после её ранней кончины перешло к сестре Д.Ф. Тютчевой. Следующими наследниками стали обитатели Муранова. Е.И. Тютчева в своем дневнике 1906 года написала: «8 августа. Приехало из Варварино множество портретов, книг и т.д. Разбирали их...». В большой комнате «пристройки», ставшей кабинетом Н.И. Тютчева, была размещена мебель из Варваринского кабинета, в котором в 1878 году работал И.С. Аксаков, высланный из Москвы за речи против решений Берлинского конгресса.
В юго-западном углу стоит письменный стол, к которому "спускаются" находящиеся на стенах портреты разных форм и размеров.
Энгельгардты, Боратынские, Путяты, молодые Тютчевы.
И. К. Айвазовский «Заход солнца» (1871 г.). Известный маринист Айвазовский не так часто обращался к сухопутной тематике/
В экспозиции мурановского музея работа Айвазовского выставлена рядом с морским пейзажем Саврасова, чтобы мы могли оценить многогранность дарования знаменитых русских художников.
А. К. Саврасов «Морской вид (Перед грозой)». Полотно было создано знаменитым пейзажистом Саврасовым в 1859 году в Ораниенбауме близ Петербурга.
Отредактировано Loconte (2022-02-17 19:10:00)
Поделиться132022-02-17 18:38:15
Ксения
Хорошо деревянные украшения сняли!
спасибо!
Поделиться142022-02-17 18:43:51
В кабинете также находится гравированный портрет «младой феи» Амалии Крюденер. Амалия была первым серьезным увлечением любвеобильного Фёдора Тютчева, в последующей жизни поэта было ещё много любовных историй. Но кто знает, состоялся бы Фёдор Тютчев как столь пронзительный лирик, не будь в его жизни такого количества любимых женщин. Однако 14-летней первой любовью он был отвергнут, вернее такое решение приняли родители юной Амалии и, скорее всего, по весьма прозаичной причине, посчитав Тютчева недостаточно состоятельным женихом. Тем не менее мимолетный роман Тютчева и Амалии позволил последней остаться в истории, поскольку ей посвящены два известнейших стихотворения Тютчева: «Я помню время золотое…" и «Я встретил вас — и все былое…». Последнее стихотворение, одно из лучших в лирике Тютчева, да и в мировой тоже, было написано 40 лет спустя в июне 1870 года в Карлсбаде (Карловых Варах), где поэт случайно встретил свою бывшую любовь.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Портрет Амалии Крюденер — первой возлюбленной Тютчева. Портрет кисти Йозефа Карла Штилера, написанный в 1827 году для Галереи баварских красавиц в замке Нимфербург. В жизни Тютчева будут две любимые женщины, так или иначе связанные с Галереей красавиц Нимфербурга, поэт умел ценить женскую красоту.
Библиотека — следующая за Литературной комнатой. В массивных антикварных шкафах библиотеки храниться множество подлинных раритетов русской и зарубежной литературы. Мурановская библиотека имеет статус архива, т. е. есть возможность получить разрешение работать в этой библиотеке, если это необходимо Вам по роду деятельности. Перечень фолиантов библиотеки бесконечен: здесь и знаменитая французская Энциклопедия Дидро и Д’Аламбера, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), первые посмертные собрания сочинения Пушкина, первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и др. писателей.
Наряду с классической литературой в библиотеке встречается немало русских и переводных романов и повестей. Таковы, например, «Абейлард и Элоиза, или Драгоценное собрание писем сих нещастных любовников» (1816 г.), «Две невесты, или Любовь, верность и терпение» Августа Лафонтена (1818 г.), «Юлия, или Подземелье Мадзини» Анны Радклиф (1819 г.) и многие другие.
На шкафу редкий экземпляр телескопа XVIII века.
Есть бесценный экземпляр — первое издание «Горе от ума» Грибоедова. Есть множество антикварных книг по истории и географии, генеалогии и юриспруденции, педагогике и искусству. Личных книг Е. А. Боратынского практически не сохранилось. Есть всего лишь единственный экземпляр его сборника «Сумерки» с дарственной надписью автора М.Глинке. Библиотека Ф. И. Тютчева представлена шире, 44-мя наименованиями. Здесь хранится семейный архив рода Тютчевых.
Шкаф-бюро, XVIII век.
Большие напольные часы с календарем. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф.И. Тютчеву.
Вторая часть помещения библиотеки. Здесь надо обратить внимание на оконную драпировку, вышитую второй женой поэта Фёдора Тютчева Эрнестиной Фёдоровной. Мало того, что она была немецкой баронессой, красавицей и умницей (редактировала статьи своего гениального мужа, переводила его биографию на французский, готовила к изданию собрание его сочинений), так ещё и вышивала крестиком
Интерьер библиотеки дополняют гравюры и литографии с историческими и жанровыми сценами. Здесь же находятся портреты некоторых исторических деятелей. Среди них – изображение Н.С. Мордвинова. Он был членом Верховного уголовного суда над участниками восстания 14 декабря, подавшим единственный голос против смертной казни декабристов.
К редким гравюрным листам относится изображение несостоявшегося русского императора Константина (1825 г.).
Отредактировано Loconte (2022-02-17 19:07:28)
Поделиться152022-02-17 18:49:38
И. К. Айвазовский «Заход солнца» (1871 г.). Известный маринист Айвазовский не так часто обращался к сухопутной тематике/
В экспозиции мурановского музея работа Айвазовского выставлена рядом с морским пейзажем Саврасова, чтобы мы могли оценить многогранность дарования знаменитых русских художников.
Был я в Мураново... дай бог памяти... лет 40 назад... еще до пожара... Вот ничего совершенно не помню из обстановки музея... Кроме этих 2 картин. Они запомнились именно "непрофильностью" изображенного на них авторами...
Поделиться162022-02-17 19:13:46
vicont-m
Был я в Мураново... дай бог памяти... лет 40 назад... еще до пожара...
а мы были как раз сразу после пожара и внутрь, конечно, не попали. Почти все картины, на время восстановления здания музея, перевезли во дворец в Больших Вяземах, но я там эти картины не помню
Поделиться172022-02-17 21:07:08
Мне Мураново понравилось. Всегда более "живые" те усадьбы, в которых долгое время жили родственники-потомки... Насколько я поняла, в Мураново до сих пор кто-то живет...(?)
Поделиться182022-02-18 08:39:15
Ксения
Всегда более "живые" те усадьбы, в которых долгое время жили родственники-потомки
я бы сказала иначе, "живые" усадьбы те, которые из жилых сразу стали домами-музеями. А вот если, хоть какое-то время, они использовались в другом качестве то тогда уже добиться того уюта, который был, очень сложно.
Поделиться192022-02-18 09:03:03
Столовая. Комната, прямоугольная в плане, с двумя окнами на юг, двумя симметрично расположенными высокими двустворчатыми дверями, находится в середине южной анфилады мурановского дома.
Столовую усадебного дома украшают портреты, гравюры, старинная люстра, буфет с богатой резьбой и супница на поддоне в знак обеденного ритуала и благосостояния, сервиз редкого бирюзового крытья. В большой гостиной, также изобилующей семейными портретами, разностильные вещи, собранные по симметрии
Ниша с двумя наивными «домашними колоннами» маскирует две двери: ранее одна вела на второй этаж в детские и гостевые комнаты, другая - в Коридор и далее в Буфетную. Посереди комнаты стоит стол-сороконожка 40-ых годов XIX века. Вокруг него и около стен размещены стулья красного дерева павловской эпохи, прекрасные по своим пропорциям и простоте рисунка.
Отредактировано Loconte (2022-02-18 09:04:03)
Поделиться202022-02-18 09:12:17
Тем летом не доехали сюда, надо ставить в план на следующее.