Михаил Теребенёв (1795–1865) c оригинала Ивана Теребенёва (1780–1815) Наполеон Бонапарт с гравюры немецкой (Лицо из трупов).
Из альбома «Азбука Российская подарок русским детям на память об Отечественной войне 1812 г. рисовал М. Теребенев» 1810-е гг. Государственный исторический музей, Москва
Если смотреть издали, что видим Наполеона
А если приглядеться... И ворон на треуголке, и лицо из трупов, и рука вместе погона
Танака Рёдзо (1874–1946) Карта сатирическая с изображением государств, участников Первой мировой войны, в виде животных. Япония. 1914г
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
На рубеже 19 и 20 веков такие карикатурные карты были весьма популярны.
Забавная карта, где государствам соответствуют какие-либо животные, такая "зоология враждебности", взгляд на европейскую войну с "восточной стороны". Напомню, 23 августа 1914 года Япония вступила в антигерманскую коалицию.
Россия представлена в виде медведя. Весьма традиционный образ нашей страны, имеющий очень давнее происхождение. Это самое впечатляющее животное на карте
У истоков образа Россия-медведь стоит Сигизмунд Герберштейн (1486-1566). Он был послом габсбургского двора, перед которым ставилась цель склонить Москву к участию в совместных антитурецких кампаниях, для чего требовалось также примирить её с Литвой. Однако оба посольства (1517 и 1526 гг.) не достигли успеха. В своих «Записках» Герберштейн попытался обосновать фактический провал своих миссий свойствами самого «московского» народа и невозможностью союзных отношений с ним.
Описывая свои впечатления от поездки в Москву зимой 1526 г. он между прочим отметил:
«В тот год стужа была так велика, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. ... Кроме того, тогда находили мертвыми на дорогах многих бродяг, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. Мало того, и сами медведи, гонимые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью».
В результате со временем появление медведей зимой в селах (городах) стало восприниматься как событие регулярное и вполне характерное для России в целом.
Первая карта Московии, на которой в качестве виньетки представлен медведь, была изготовлена сенатором из Гданьска Антонием Видом специально для Герберштейна. В XVIII-XIX вв. образ медведя уже крепко сросся с Россией и русскими в качестве русофобского символа.
Вернемся к карте. Китаю здесь соответствует свинья. На карте вообще немало свиней и собак. Танака "подложил свинью" Германии, Китаю, Персии , Швеции .
У Германии, правда, не просто свинья, а целый кабан. Он служит в качестве мишени для дартса. Российский дрот угодил ему в самый пятак, аккурат в то место, где расположен Кёнигсберг (миниатюры Танаки явно несут в себе пророческий элемент). Но удар, нанесенный японским мечом, как видим, самый чувствительный.
Морской монстр -это Англия.
Пес, весьма облезлый и старый -Австро-Венгрия); Болгария (для нее в далекой Японии еще не придуман животный образ) отмечена просто грифом "Burugaria", которая "подшита" к такой же обезличенной "Rumania"; старый османский Тигр -Турция.
Сербия, судя по миниатюре, является "головой" Балкан, причем — лошадиной; все остальное — Греция.
Старый пес -Испания, а возле него стоящий на лапках щенок -Португалия.
Франция в виде тигра в треуголке. Тигр — по аналогии с прозвищем Жоржа Клемансо, с которым миниатюра на карте имеет портретное сходство. И пусть этот влиятельный политик в начале Первой мировой войны уже не был премьер-министром, Танака не прогадал, изобразив его на карте; в 1917 году Клемансо вновь был назначен на этот пост и заслужил новое прозвище — "Отец победы".
Слон -это Индия.
Человеческий облик имеют на карте немногие страны. В первую очередь это сама Япония, представленная в образе самура, это Корея, а также две северо-африканские страны на фото выше.
Дядя Сэм на карте наблюдает за невиданной доселе драмой мировой истории через Pacific Ocean в подзорную трубу, не иначе с хорошей оптикой; а примкнет Америка к Антигерманскому блоку не раньше 6 апреля 1917 года.
Вот такая замечательная карта евразийской фермы.
И последняя картина, которую я сняла в первом зале.
Русский мастер XVIII века. Натюрморт 1730-е Музей-усадьба «Кусково»,Москва
Это оптическая обманка с пейзажем и предметами.