Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Гений в юбке и ее эпоха". К юбилею Надежды Ламановой.


Выставка "Гений в юбке и ее эпоха". К юбилею Надежды Ламановой.

Сообщений 51 страница 60 из 68

51

Лена ГМ написал(а):

какое интересное приспособление !

На соусник похож! :D

0

52

Вот-вот, они самые! В музеях часто показывают!

0

53

Julia написал(а):

На соусник похож!

даа, и мне так показалось

0

54

Лена ГМ написал(а):

Loconte написал(а):

    так бурдалю ж были

О, какое интересное приспособление !

О, супер ! Шедевры искусства !  Пардон, и трусики тогда не носили...? :blush:

0

55

GALI написал(а):

Пардон, и трусики тогда не носили...?

Представляешь -не носили !

0

56

GALI написал(а):

трусики тогда не носили...?

Нет конечно! Сначала появились панталоны, да и то, наверное в конце 18-го - начале 19-го века.

0

57

Отправляемся в другой зал, который посвящен послереволюционному периоду и в основном конструктивизму. И оформлен этот зал в этом же стиле.

https://i.yapx.ru/PW2qvl.jpg

https://i.yapx.ru/PW2rKl.jpg

После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.
Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.
Так для бывшего Поставщика Императрицы и её сестры, Великой Княгини, началась новая жизнь и новый этап творчества.
В 1918 году Надежда Петровна вступила в союз Рабис. В 1919-м её вместе с мужем заключают под стражу. Два месяца она находится в Бутырке. Ламанову спасает гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка. Надежду Петровну освобождают, и неутомимая художница продолжает свою творческую деятельность. С 1919-го она начала работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую Современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла» при МОНО, организовала 3 выставки. С 1922 года Ламанова - член Академии Художественных наук.

https://i.yapx.ru/PW2uBl.jpg

https://i.yapx.ru/PW2uEl.jpg

В этот период Надеждой Петровной были разработаны многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей...
Ее работы этого периода можно увидеть только на фотографиях, поэтому представленные здесь наряды почти все являются реконструкцией

https://i.yapx.ru/PW2wWl.jpg  https://i.yapx.ru/PW2wcm.jpg

https://i.yapx.ru/PW2wfl.jpg https://i.yapx.ru/PW2wim.jpg

https://i.yapx.ru/PW2wnl.jpg  https://i.yapx.ru/PW2wom.jpg

https://i.yapx.ru/PW2wvl.jpg

https://i.yapx.ru/PW2wzm.jpg

https://i.yapx.ru/PW2w3m.jpg

0

58

В 20-е годы началась дружба Надежды Ламановой и скульптора Веры Мухиной. Это была дружба на всю жизнь.
Вера Игнатьевна Мухина ( 1889 —1953) - это советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Самыми знаменитыми ее работами считаются скульптура «Рабочий и колхозница», скульптура «Наука», установленная у здания МГУ и скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» в парке около Северного речного вокзала.
В Нижнем Новгороде это памятник Максиму Горькому на одноименной площади, в Волгограде — скульптура на крыше планетария — «Мир».

 
https://i.yapx.ru/PW25cl.jpg

            В.И.Мухина

https://i.yapx.ru/PW25el.jpg

          Вера Мухина за работой

Вера Игнатьевна стала для Надежды Петровны самым близким человеком на много лет, до конца жизни Ламановой. «Я с ней дружу больше, чем с кем-либо», — говорила Вера Игнатьевна. Часами могла беседовать с нею, сама — на стуле, Надежда Петровна в качалке, шутка ли — старше на двадцать восемь лет, а не ощущается разницы.

https://i.yapx.ru/PW25fl.jpg

Но как же и когда началась эта дружба и совместное творчество?
Сначала Мухина познакомилась с художницей Александрой Экстер, это произошло в 1916 году во время работы над спектаклем «Фамира Кифаред» по пьесе русского поэта И. Анненского в Московском Камерном театре. Они подружились.
В свою очередь Ламанова тоже была знакома с Экстер. Все началось с того, что Экстер предложила показать пояса и шляпы, которые мастерили из рогожи руководители «Мастерских современного костюма», Надежде Петровне Ламановой. Имя Ламановой, художницы-модельера, было не только широко известно — прославлено. Показать ей рогожу? Но Надежду Петровну невозможно было отпугнуть бедностью материала, она пришла в восторг от художественной выдумки. С этого дня они и стали сотрудничать.

https://i.yapx.ru/PW27ql.jpg  https://i.yapx.ru/PW27ym.jpg

Вот через Экстер и познакомились Мухина и Ламанова.

Монументальному искусству Мухина отдавала львиную долю сил, времени, нервов. И одновременно с увлечением занималась искусством прикладным, модельерным. Активное сотрудничество Ламановой, Экстер и Мухиной началось в 1923 году, когда при тресте «Москвошвей» было открыто «Ателье мод» - теоретический и практический центр разработок моделей бытовой одежды. Здесь же родился первый и единственный знаменитый номер журнала «Ателье». Почетное место в нем занимали модели Ламановой, Экстер и Мухиной.

https://i.yapx.ru/PW281l.jpg

https://i.yapx.ru/PW286l.jpg https://i.yapx.ru/PW288m.jpg

https://i.yapx.ru/PW29Fl.jpg  https://i.yapx.ru/PW29Jm.jpg

В 1923 году Экстер и Мухина приняли участие в работе по созданию парадной формы Красной Армии в «Ателье мод».
Какую же моду создавали Ламанова и Мухина ?
Им приходится противостоять парижским веяниям, оттуда приходит мода на «птичий силуэт»: удлиненный сзади, зубчатый, подобный птичьему хвосту подол, узкую остроконечную обувь. В Париже платья шьются из шелка, парчи, атласа, отделываются мехом.
Что шили и что носили тогда в Европе, можно увидеть на трех платьях, представленных на выставке.
https://i.yapx.ru/PW3Crl.jpg

Это подлинные французские платья 1920-х годов из коллекции известного нам Назима Мустафаева. Я не раз показывала его редкую коллекцию обуви, дополненную платьями как раз этого периода.
Вот это платье я сразу узнала

https://i.yapx.ru/PW3Cwl.jpg https://i.yapx.ru/PW3Cyl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3C1l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3C3l.jpg https://i.yapx.ru/PW3C7l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3DLl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3DRl.jpg https://i.yapx.ru/PW3DTl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3DXl.jpg

В России такое могли позволить себе лишь очень немногие; полосатые спортивные майки, прямые хлопчатобумажные юбки, совсем короткие или, напротив, спускающиеся почти до полу, — вот в чем ходило большинство московских женщин.

0

59

В руках Ламановой и Мухиной были лишь дешевые, грубые материалы: суровое полотно, бязь, бумазея, солдатское сукно. Они создавали из них удобные и практичные модели, украшали их нарядными оторочками, вышивками. Художницы понимали тайну красоты русской народной одежды, стремились, как объявляло «Ателье», к сочетанию существующего направления европейской моды с национальными особенностями русского искусства. Орнаментировали платья аппликацией, тамбурным и гладевым шитьем, вводили в декор кайму крестьянских салфеток и полотенец. Вера Игнатьевна стилизовала «петушиный узор» — веселую народную вышивку. Образцы платьев, расшитых золотыми и серебряными петухами, передали «Кустэкспорту». И сразу же из Нидерландов пришел заказ на две тысячи таких моделей.

https://i.yapx.ru/PW3F5l.jpg  https://i.yapx.ru/PW3F6m.jpg

https://i.yapx.ru/PW3F8l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3F9m.jpg

https://i.yapx.ru/PW3GDl.jpg https://i.yapx.ru/PW3GFl.jpg

Вместе с Ламановой и Мухиной работали Давыдова, Прибыльская, Экстер. Давыдова и Прибыльская, обе с Украины, вышивали платья и блузы крестом — ярко, разноцветно. Экстер занималась изучением и интерпретацией исторического костюма — одежда народов разных стран и эпох стала для нее неисчерпаемым источником находок. В одном из платьев она использовала мотивы египетского искусства, в другом — цвета и ритмы итальянского Возрождения.

https://i.yapx.ru/PW3Jgl.jpg

На I Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1923 году мастерской современного костюма, руководимой Ламановой, присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за: «а) Оригинальный творческий замысел, 2) использование материала, указывающее на высокое мастерство, в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя».

https://i.yapx.ru/PW3KUl.jpg  https://i.yapx.ru/PW3Kdm.jpg

В 1924 году Государственный Учёный Совет признает экспериментальную мастерскую Надежды Петровны заслуживающей сохранения при Главнауке и достойной всяческой поддержки хозорганов.
Особо важным событием явилось участие работ Надежды Ламановой в международной выставке в Париже в 1925г.
1 ноября 1924 года, вскоре после признания СССР Францией, на имя Наркома иностранных дел Г.В. Чичерина прибыла правительственная телеграмма, в которой сообщалось о предстоящей в Париже с мая по октябрь 1925 года Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности. Французское правительство подчеркивало, что «придает большое значение тому, чтобы Союз Советских Социалистических Республик принял в ней участие». Несмотря на крайне сжатые сроки (большинство стран начали подготовку задолго до того) и видимые сразу огромные финансовые трудности, приглашение было принято. Сложная международная обстановка, ярые нападки буржуазной прессы буквально на все стороны социалистического строительства вызвали необходимость показать миру реальную обстановку в Стране Советов, идущей по своему пути развития, вопреки почти неразрешимым проблемам.
Подготовку выставки поручили Всесоюзному обществу культурных связей с заграницей (ВОКС) и Государственной академии художественных наук, или, как ее чаще называли в 20-е годы, — ГАХН.
Вскоре были разосланы официальные письма-приглашения различным учреждениям, предприятиям государственного, кооперативного и частного характера, а также отдельным художникам и кустарям. Приглашение выступить в качестве участников Выставки получила уже хорошо знакомая нам группа художниц, творивших совместно новую моду в новой стране. Это были Надежда Петровна Ламанова, Вера Игнатьевна Мухина, Надежда Сергеевна Макарова, Евгения Ивановна Прибыльская и Наталья Яковлевна Давыдова. В письмах подчеркивались выдающееся значение участия нашей страны в этом международном форуме декоративной и художественной промышленности и особая важность «демонстрации культурных ценностей, созданных у нас». Кроме политического и художественного аспекта указывалось и на коммерческую сторону выставки, так как художественно-промышленные изделия являлись «видным предметом нашего экспорта».

https://i.yapx.ru/PW3Mkl.jpg

Экстер и Мухина приняли активное участие в оформлении и создании экспозиции советского павильона, например, ими были выполнены плакаты.

В середине января 1925 года французская пресса уже информировала читателей, что наша страна станет одной из участниц выставки. Так, например, газета «Paris soir» пишет, что делегацию возглавят — народный комиссар по образованию Луначарский, великий писатель Максим Горький и незабвенный создатель Бориса Годунова — Федор Шаляпин, а в основном составе делегации прибудут архитектор Мельников, режиссер Камерного театра Таиров, президент Академии Изящных Искусств Коган, музыкант Купер, художник Якулов, великая портниха г-жа Ламанова, поэт Маяковский и балерина Спесивцева.
Поехать на выставку было суждено только одной Экстер – у Веры Игнатьевны тяжело болел сын: когда ему было четыре года, он упал с железнодорожной насыпи и расшибся, травма вызвала туберкулезное воспаление, Мухина буквально не отходила от приговоренного к смерти консилиумом врачей мальчика.
Надежда Петровна на выставке в итоге не побывала, что послужило тому причиной пока неизвестно.
Шум, поднятый вокруг советского отдела на выставке, полемика, которой не удостоился ни один другой отдел, привели к тому, что ко дню открытия члены комитета были буквально завалены просьбами о билетах. Пришлось даже торжество открытия перенести из советского павильона в «зал конгрессов», где вмещалось более тысячи человек. В тот день он был переполнен «цветом» французской и мировой печати, министрами, дипломатами, представителями интеллигенции, нарядными дамами, что позволило журналистам сравнить открытие с модною премьерой.

https://i.yapx.ru/PW3P6l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3QHl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3QVm.jpg

Итак, какую же моду показали мы на Всемирной Выставке? Прежде всего нашим художницам требовалось определить характер костюмов. И здесь разногласий не было, «…Сразу все согласились в одном: дать свой родной национальный характер во всех современных вещах, и этот принцип мы положили в основу нашей работы», — вспоминала впоследствии Надежда Макарова.
Следующий вопрос, который нужно было срочно решить – из чего же?
Нужны материалы, отделки, украшения. На помощь художницам пришла фантазия и творческая выдумка. Простые домотканные материалы – холст, лен, полотно – стали основой платьев рубашечного покроя. Декоративные вышитые вставки украсили их – это были либо подлинно народные вышивки, добытые художницами в старых сундуках бабушек или у друзей, либо выполненные по рисункам Мухиной. Она подготовила и показала на выставке и свои оригинальные вышивки как самостоятельные работы. Выполнены они были в модном тогда конструктивистском духе, представляя собой сложно заплетенные в динамическую композицию геометрические орнаменты ярких активных цветов. К каждому костюму или платью были специально подобраны головные уборы, сумки, украшения, составляя единый стилевой ансамбль. Их изготовили из самых простых материалов: сумки из бечевки, шнура, соломы, вышитого холста; бусы – из гороха, дерева, камешков, хлебного мякиша.

Как выглядели некоторые платья, представленные на выставке, известно благодаря каталогу «L'Art decoratif et industriel de l'U.R.S.S.», выпущенном в Москве в 1925 году на французском языке.

https://i.yapx.ru/PW3SBl.jpg

Модели Н.П. Ламановой экспонированные на Всемирной выставке в Париже 1925 года. Фотография из каталога «L'Art decoratif et industriel de l'U.R.S.S.»

Одно из платьев, экспонированное на выставке сохранилось в Государственном Историческом музее, скорее всего только лишь благодаря тому, что принадлежало впоследствии Вере Игнатьевне Мухиной. Платье Веры Мухиной было воссоздано известным дизайнером Еленой Шипиловой и художником-модельером Светланой Гнатуш, которая разработала рисунок вышивки и исполнила его на вышивальной машине.

https://i.yapx.ru/PW3SCl.jpg

Модель Н.П. Ламановой. Материал: Сатин, холст, х/б нити. Принадлежало Вере Мухиной. Вышивка Евгении Прибыльской
1925 год.  Коллекция ГИМ Инв. № Б-1782

Вот реконструкция этого платья

https://i.yapx.ru/PW3rul.jpg

0

60

К счастью, не обошёл стороной нашу новую моду и журнал «Красная нива», так в №14 1925 года была опубликована фотография двух моделей Ламановой, правда без какой-либо сопроводительной статьи, но зато с четкой атрибуцией.

https://i.yapx.ru/PW3T3l.jpg

Москуст на Международной Парижской выставке. Платье из вышитых полотенец — модель Н.П. Ламановой  Журнал «Красная нива» №14 1925 год

Реконструкции этих платьев

https://i.yapx.ru/PW3UZl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3Ucl.jpg  https://i.yapx.ru/PW3Uim.jpg

https://i.yapx.ru/PW3Uol.jpg  https://i.yapx.ru/PW3Uum.jpg

Именно эти домотканые платья стали «гвоздем» выставки – Мосэкуст получил за них «Гран При», а Надежда Петровна получила почетный диплом.

https://i.yapx.ru/PW3XFl.jpg

https://i.yapx.ru/PW3XMl.jpg

Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками (в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Брик и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье...
https://i.yapx.ru/PW3Z4l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3Z5m.jpg

https://i.yapx.ru/PW3Z6l.jpg https://i.yapx.ru/PW3Z7l.jpg

https://i.yapx.ru/PW3aEl.jpg

И  на фото Лиля Брик в этой самой шапочке

https://i.yapx.ru/PW3aFl.jpg

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Гений в юбке и ее эпоха". К юбилею Надежды Ламановой.