Ксения
Надо было с позитива начинать
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Вдоль реки Москвы - Знаменское-Губайлово, Петрово-Дальнее, Уборы.
Ксения
Надо было с позитива начинать
Проходим в усадебный парк, ныне городской парк Красногорска
Во времена Отечественной войны 1812 года усадьбе был нанесён значительный ущерб, к тому ж здесь располагался полевой госпиталь русской армии для раненых офицеров. Скончавшихся от ран хоронили в ограде Знаменской церкви. Постепенно образовался воинский некрополь.
После В.М. Долгорукова-Крымского усадьбой владели его сын подполковник князь В.В. Долгоруков и до 1836 года его вдова княгиня Е.Ф. Долгорукова (урожденная княжна Барятинская).
В 2012 году у Знаменских прудов была построена новая беседка на месте утраченной.
С 1836 по 1885 год усадьбой владели надворный советник П.С.Деменков, купец Харитонов, в середине XIX века — статский советник А.К. Галлер, с 1859 года — штабс-капитан К.С. Орлов. Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке. В 1885 году усадьбу выкупил Н.Я.Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство.
Николай Поляков после банкротства своей фабрики на реке Баньке, носившей название Знаменская мануфактура, передал усадьбу своему брату московскому купцу и фабриканту А.Я. Полякову. Он восстановил и расширил Знаменскую церковь, где сам был старостой и, по преданию, сам ходил с кружкой для церковных сборов.
При Знаменской церкви открыли начальную школу. Директором фабрики стал Я.А.Поляков, построивший для себя, чуть в стороне от рабочего поселка двухэтажный барский дом, назвав его Лисьи горы. Сюда приезжал погостить К.Д. Бальмонт. Жены Константина Бальмонта и Якова Полякова были родными сестрами (урожденными Андреевыми).
От Я.А. Полякова Знаменское-Губайлово перешло к племяннику Н.Я. Полякова - Сергею Александровичу Полякову (1874-1943). Новый владелец был инженером, переводчиком, меценатом, а также основателем и владельцем издательства "Скорпион". Он также был одним из создателей журнала "Весы", ставшего колыбелью русского символизма.
Отредактировано Loconte (2022-01-28 00:46:25)
При С.А. Полякове, учитывая его интересы, Знаменское-Губайлово стало одним их центров культурной жизни, где подолгу гостили В.Я. Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ю.Г. Балтрушайтис, создавая здесь свои шедевры. Константин Бальмонт посвятил сборник своих стихов "Будем как солнце" друзьям-символистам: "брату моих мечтаний, поэту и волхву Валерию Брюсову, нежному, как мимоза, С.А.Полякову, угрюмому, как скала, Ю.Балтрушайтису". В.Я.Брюсов посвятил С.А.Полякову свои стихотворения "Гиацинт" и "Сказанию о разбойнике".
Поляков был многосторонне одарённым человеком. Он окончил физико-математический факультет Московского университета в 1897 году с дипломом 1-й степени. Писал стихи, знал иностранные языки, был известным переводчиком. После 1917 работал в Московском союзе писателей в должности казначея. Оказал материальную помощь многим нуждающимся литераторам, в том числе О. Э. Мандельштаму.
После революции судьба Сергея Александровича сложилась довольно трагично. Первое время он пытался продолжить заниматься издательской деятельностью, его не раз арестовывали и отпускали, потом он подрабатывал переводами, в 1929 году С.А.Полякова выселили из Москвы, запретив проживание в 5 крупнейших русских городах. Умер он в 1943 году в Казани, куда был сослан. В Знаменском-Губайлове своеобразным памятником его деятельности можно считать часовню-усыпальницу А.Я. и А.И. Поляковых, построенную в 1910 году по проекту И.Е. Бондаренко в стиле модерн. Часовня была украшена художественной керамикой Абрамцевского гончарного завода и является уникальным памятником неорусского стиля (на ноябрь 2021 на реставрации, полностью закрыта защитной сеткой).
В парке сохранилось несколько сосен Веймутова (одна из сосен погибла в 2012 году), возраст которых насчитывает более двухсот лет.
Западный флигель со стороны парка.
В наше время в усадьбе закончились реставрационные работы. На территории парка и вблизи него расположены основные городские зоны отдыха.
Покидаем Красногорск и едем в село Уборы.
Церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа ― главная достопримечательность села Уборы.
Сначала, в 1673 году, по приказу боярина Петра Васильевича Шереметева (1650—1697), называвшегося в актах Шереметевым-Меньшим, построили деревянный храм, по которому село стало называться Спасским. Но название не прижилось, чаще его обозначали как Спас-Уборы. Царь Алексей Михайлович, благоволивший к Шереметеву, прислал в новый храм книги «Триодь постную» и «Пентикостарий, или служба на Пятидесятницу».
Новые постройки рядом с церковью.
Отредактировано Loconte (2022-01-28 01:07:39)
Позднее П. В. Шереметев решил построить каменную церковь, и поручил это крепостному архитектору М. Ю. Татищева Якову Бухвостову с помощниками, который невдалеке возводил надвратную церковь в Новоиерусалимском монастыре.
Но Бухвостов, занятый в то время возведением Успенского собора в Рязани, а также сооружением стен и башен Новоиерусалимского монастыря, не смог закончить строительство в срок (1695), и Шереметев обратился с жалобой на него в Приказ каменных дел, с требованием выплатить неустойку. Требуемой суммы у Бухвостова не оказалось, и тогда по решению Приказа зодчий был арестован и заключен под стражу, а также приговорен к битью кнутом «нещадно и каменное дело доделать».
Фасад церкви украшен белыми каменными наличниками и витыми колоннами с капителями/
Все резные детали, среди которых особенно выделяются сложные по форме наличники окон восьмериков, выступают на фоне терракотовых стен. Объёмная каменная резьба больше похожа на лепнину.
Строительство церкви закончили уже после смерти боярина ― в конце 1697 года. Еще три года потребовалось для завершения внутреннего убранства церкви: был изготовлен 25-метровый 9-ярусный позолоченный резной иконостас и написаны иконы. 17 сентября 1700 года был выдан антиминс на освящение храма.
Парапет богато украшен барельефами с мотивами изобилия (виноградные кисти, заморские плоды и цветы).
Во время Отечественной войны 1812 года через Уборы проходила французская армия, французы храм разорили и до 1836 года церковь стояла в запустении.
Это вид на реку Серебрянку, Москва река чуть подальше.
Отредактировано Loconte (2022-01-28 13:49:07)
Очень красивая церковь ! А как внутри ?
Лена ГМ
А как внутри ?
а я не заходила
Церковь хороша!
А благословение-то получили?
Сохранилось прошение (1849) о позволении ремонта храма, замене оконных переплетов и обновлении икон. Храм впоследствии действовал до конца 1930-х гг. После иконостас был распилен и сожжён, колокола отданы на переплавку. Возвращён церкви летом 1995 года. Реставрацией храма занимались церковные архитекторы М. О. Пустовалов и А. А. Анисимов.
Спасская церковь в Уборах относится к московскому, а точнее к «нарышкинскому барокко», это тип храма «иже под колоколы». В нём сочетаются традиции русского белокаменного зодчества и новшества западноевропейской архитектуры. Для подобных храмов обычно характерны декоративность и яркость. Храм имеет четыре яруса и весь четырёхъярусный объём покоится на высоком стилобате. На нижний ярус с полукружиями притворов и алтаря опираются уменьшающиеся по размеру восьмерики. Из былого убранства церкви остался лишь подсвечник, стоявший у иконы апостолов Петра и Павла.
Храм Спаса Нерукотворного Образа можно увидеть в фильмах:
Сказ про то, как царь Пётр арапа женил (1976)
Очи чёрные (1987)
Дубровский (1988)
Сибирский цирюльник (1998)
Петро́во-Да́льнее (Петрово-Дурнево, Петровское) — усадьба в одноимённом селе городского округа Красногорск Московской области России, принадлежавшая одной из ветвей княжеского рода Голицыных. Расположена на высоком левом берегу Москвы-реки, у впадения в неё реки Истры.
Ворота закрыты, попасть за ограду мне не удалось. Более того, на территории держат свору собак, с виду злобных (познакомиться с ними ближе у меня желания не возникло). Может быть можно договориться с охраной, но я ни одной живой души, кроме собак, не увидела
В 1504 году рядом с устьем Истры находилось сельцо Дурнево. Факт зафиксирован в духовной грамоте Ивана III. Во второй половине XVII земли оказались во владении князей Прозоровских.
Ещё в 1684—1688 годах они выстроили здесь усадебную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца — по мнению некоторых искусствоведов, первый в Подмосковье каменный «восьмерик на четверике».
Освящал церковь патриарх Иоаким. На церемонии присутствовали Иоанн Алексеевич и царевна Софья – брат и сестра Петра I.
В 1720 году усадьба перешла к князьям Голицыным как часть приданого А. П. Прозоровской, вышедшей замуж за И. А. Голицына.
Анастасия Петровна Голицына, урождённая княжна Прозоровская (22 октября 1665 — 10 марта 1729) и Иван Алексеевич Голицын (1658—1729)
Потомками этого брачного союза в конце XVIII века был сформирован в Петровском усадебный комплекс в стиле псевдоготики. Современники оценивали главное здание, двухэтажное, с угловыми башнями как одно из красивейших в округе Москвы. Тогда же (но уже из кирпича, в отличие от главного дома, материалом для постройки которого послужило дерево) были выстроены сохранившиеся флигели.
Через дорогу стоял конный двор с подсобными службами. Центрально-осевая планировка усадьбы была подчинена принципу симметрии.
В готическом château, как она его называет, провела детство известная мемуаристка Варвара Головина (урождённая Голицына); она любила «стрелять из лука, гулять в начале леса, осеняющего окна помещения, занятого моим отцом, взлезать на старый дуб рядом с замком и рвать там желуди»:
Я хотела бы обладать талантом, чтобы описать это имение, одно из самых красивых в окрестностях Москвы: готический замок с четырьмя башенками; галереи со стеклянными дверями, оканчивающиеся у боковых крыльев дома; одна сторона была занята матерью и мною, в другой жил отец и останавливались приезжавшие гости; прекрасный и обширный лес, окаймлявший долину и спускавшийся, редея, к слиянию Истры и Москвы. Солнце заходило в углу, который образовали эти реки, что доставляло нам великолепное зрелище. Я садилась на ступеньки галереи и с жадностью любовалась пейзажем, я бывала тронута, взволнована, и мне хотелось молиться; я бежала в нашу старинную церковь, становилась на колени в одном из маленьких приделов, где когда-то молились царицы.
Усадебный дом, ближе подобраться не удалось
Западный флигель 1770-х годов.
Декор флигеля основан на необычном сочетании архитектурных форм барокко и ложной готики.
Отредактировано Loconte (2022-01-30 01:01:58)
Ксения
А благословение-то получили?
красивые места и правда, все во вполне приличном виде
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Вдоль реки Москвы - Знаменское-Губайлово, Петрово-Дальнее, Уборы.