Василий Дмитриевич Поленов приобрел имение на высоком берегу Оки в 1890 году и перебрался туда из Москвы вместе с семьей. В нем художник возводит постройки по собственному проекту. Поленов мечтал, что усадьба станет «гнездом художников», а со временем превратится в первый провинциальный общедоступный музей.
«Мы в Бёхове стали строить временный домик, потом обращенный в кухню. <…> На Петровской ярмарке в Тарусе купили все необходимые плошки да ложки, устроили дом и перевезли ребят, Митю и Катю», - вспоминала жена художника Наталья Васильевна Поленова.
В своем имении Поленовы пережили и революцию 1917 года. Послереволюционные годы переживали с трудом.
«Мы, т. е. Наталья Васильевна, Митя и я, живем в нашей усадьбе близ Бёхова. Дочери наезжают из Москвы. Они работают, кто рисует, кто вышивает, кто слушает лекции и переводит. Я пишу этюды и иногда продаю. Вообще трудно теперь зарабатывать…<…> Вот третий год, что Россию постигает неурожай, а в результате голод», - писал Поленов в 1920-х годах.
Еще при жизни художника в усадьбе открылся музей. Его посещали, как школьники и отдыхающие ближайших санаториев, так и крестьяне, чему сам художник очень радовался.
Фахверк (хозяйственный сарай) здесь находится выставочный зал, где устраиваются экспозиции из фондов музея, связанные со знаковыми событиями в жизни и творчестве представителей поленовского рода и жизни усадьбы.
В поленовской усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми. Фахверковый сарай был построен в 1895 году из известняка – «тарусского мрамора». Во времена усадебной жизни в нем с торцевой стороны было хранилище садового инвентаря, с фасада, в самом большом помещении, была столярная мастерская Ивана Михайловича Никишина, который по чертежам Поленова делал лодки для поленовской флотилии.
Восточная торцевая часть была амбаром, где хранилось зерно для лошадей. В Фахверковом сарае в 1980 – начале 1990–х годов был проведен полный цикл реставрационно–восстановительных работ.
Трехэтажный деревянный дом на каменном фундаменте с белыми стенами, возведенный на вершине холма над Окой в 1892-м, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Он асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома, как «скандинавский». За неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера
В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется, как художественное, музейное. Декор каждого помещения: роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии. Мебель в доме, отдельные детали интерьера (двери, дверные замки) сделаны были по эскизам художника. Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с чёрного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Дом был оснащён всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны.
Аббатство было построено в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву из усадьбы «Борок»: «…Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится». Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской – огромное окно, выходящее на север, дает рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы взглянуть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).
При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива. Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших В.Д. Поленову и Е.М. Татевосяну для мозаичных работ.
Отредактировано Loconte (2021-11-06 01:29:44)