Есть в Венеции одно местечко, куда я стараюсь при каждом приезде добраться. Зовется оно кампо дей Мори. Почему оно так названо или перековеркано - одному богу известно. Любой знаток итальянского вам скажет, что mori — это мавры, они же по-русски либо негры, либо арабы, либо их отпрыски. Но явно не белые люди, не европейцы, не христиане.
Меж тем, как минимум те Mori, именем которых названа площадь на севере Каннареджо, у церкви Мадонны дель Орто (или Огородной Мадонны), совершенно никакие не мавры, а самые настоящие православные греки. Просто их родина (Пелопоннес) называлась в ту пору Морея.
Когда-то давным-давно прибыло в Светлейшую семейство купцов Мастелли из Мореи. Торговали они шелком, пряностями, сахаром - короче, тем, на чем можно было сколотить капитал. На вырученные деньги скупали дома в округе, в результате чего вскоре целый квартал вокруг площади стал принадлежать изворотливому семейству. А площадь так и получила название от родины братьев.
С братьями Мастелли, пройдохами и обманщиками, связана одна из городских легенд.
Как-то к братьям зашла за тканью незнакомая женщина, рассказав, что после смерти мужа ей отошла лавка в центре города и теперь ей придётся заниматься торговлей самой. Риоба, старший из братьев, быстро смекнул, что женщина ни капли не понимает в коммерции, а потому ей можно всучить ткани похуже качеством и подороже ценой.
Он стал нахваливать дешёвую ткань, приговаривая: "Пусть Господь превратит мою руку в камень, если я обманываю". Как говорится, язык мой- враг мой. Братья в предвкушении выгодной сделки так же поддакивали.
"Пусть будет так!" — согласилась женщина. Она протянула Риобе дукаты, но как только тот взял их в ладонь, рука прямо на глазах стала каменеть. Вслед за Риобой стали каменеть и его братья.
Ныне на кампо о братьях напоминают лишь каменные скульптуры, утопленные в нишах когда-то принадлежащих им зданиях:
Больше всего пострадала статуя Риобы; его нос по каким-то неизвестным причинам исчез "сквозь призму времени". Ныне его заменяет металлическая скоба, немного вычурно смотрящаяся на фоне остальных нормальных скульптур братьев:
К слову, это была не последняя "утрата" Риобы; в 2010г. кто-то, начитавшись легенд про братьев, был настолько проникнут самим сюжетом, что решил "открутить" голову у старшего брата. Вся Венеция несколько дней обсуждала эту утрату, пока чисто случайным образом голова была найдете на одной из калле. завернутой в полиэтиленовый пакет. С тех пор на шее Риобы проглядывает заметный шрам.
Прямо через канал, напротив кампо, стоит дом, носящий имя Ка'Мастелли. Сейчас применительно к дому вспоминают уже не братьев, а невесть откуда взявшийся на фасаде дома горельеф верблюда. И даже у палаццо появилось второе название - Ка'Мастелли о дель Камелло.
Так же совершенно непонятно, каким образом на нем же появился горельеф Св.Мартина с нищим:
Здесь же "засветился" еще один герой Серениссимы. Правда, это исключительно положительный персонаж - Якопо Робусти (более известный как Тинторетто - маленький красильщик). Дом, в котором последние 20 лет жил прославленный художник, как раз и "подпирает" один из братьев. На фасаде здания есть мемориальная доска (а у меня на фото ее нет ). Зато есть непонятно откуда взявшийся барельеф самого известного античного героя:
Кому не безинтересна судьба Тинторетто, в 130м от его дома может зайти в церковь Мадонна дель Орто. В ней сейчас покоится прах художника (а так же двух его детей: сына Доменико и дочери Мариетты), попутно насладившись его восемью работами.