Итак, 4 декабря ГЭС-2 открылась для широкой публики.
Если кратко, то :
Площадка начинает сезон с перформанса «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. До марта 2022 года актеры каждый день будут переснимать по одному эпизоду знаменитой мыльной оперы .
Помимо проекта Кьяртанссона здесь можно будет увидеть групповую выставку «В Москву! В Москву! В Москву!» и программу «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях».
А подробности поведала Катерина Чучалина, программный директор «ГЭС-2». Интервью отсюда :
https://daily.afisha.ru/cities/21175-za … ie-3-goda/
"ГЭС-2» — что это?"
«ГЭС-2» — не музей, а Дом культуры. Так мы хотим обозначить более широкую рамку разных искусств, которые будем представлять. В нашей кураторской группе 13 человек, половина из них не занимается выставочными проектами. Это эксперты по академической и современной музыке Дмитрий Ренанский и Никита Рассказов, Анна Ильдатова отвечает за театральную программу, Кирилл Адибеков — за кино, Ольга Цветкова — за танец, Кристина Анилане — за дизайн и архитектуру. Перформансы, театральные постановки, кинопоказы, концерты — это не просто сопровождение или дополнение к выставке, а самостоятельные проекты, объединенные центральной идеей сезона. Это с одной стороны. С другой — все мы слышали и знаем, что такое Дом культуры, даже если не застали Советский Союз. Это гибридная культурная организация, сочетающая в себе функции библиотеки, галереи, театра, творческой мастерской, концертного зала, музея, кинотеатра и даже школы. Современный дом культуры — это пространство, в котором благодаря круговороту знаний, образов и идей есть место критическому осмыслению себя в мире.
Программа первых трех лет называется «Святые варвары, или Оба хуже», она состоит из пяти сезонов, по два в год, между ними — перерыв на перемонтаж, во время которого общие зоны «ГЭС-2» будут оставаться открытыми.
В центре программы — российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Название отсылает к двум самым расхожим стереотипам о России: она, с одной стороны, якобы высокодуховная, избранная и самобытная, а с другой — якобы варварская, не вполне цивилизованная, отсталая. Только не надо думать, что все пять сезонов мы будем говорить именно об этом! Нет, нам скорее интересны клише, предрассудки, стереотипы, штампы. Среди участников — художники не только из России, но и из других стран.
Первый сезон называется «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?». Он о том, как западная культура ворвалась в нашу жизнь в 1990-х, какая идентичность сформировалась тогда, что прижилось, а что было отторгнуто. Эти процессы совпали с появлением на телеэкранах первой американской мыльной оперы «Санта-Барбара». Пока привычный уклад жизни рушился, «Санта-Барбара» отвлекала от тревог, позволяла заглянуть в другой мир, населенный красивыми, богатыми уроженцами далекой Калифорнии. Мы больше узнали о том, как выстраивают отношения и быт в других странах, как люди общаются и к чему стремятся. Этот сезон отличается от других тем, что в нем есть художник, который присутствует больше остальных, — это исландец Рагнар Кьяртанссон. Он будет делать перформанс длинною в 98 дней, в рамках которого переснимет «Санта-Барбару» — настолько серьезно, насколько это возможно. По крайней мере, декорации, кастинг (снимаются российские актеры), костюмы и грим — это настоящая кинофабрика в действии. Также он вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир курирует выставку «В Москву! В Москву! В Москву!», которая собрана из работ их друзей-художников и музыкантов.
Больше всего российских авторов и новых произведений в другом большом проекте сезона «Я моторы-гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Это выставка, перформативная уличная процессия, программа стендапов и рейв. В название вынесена строчка из песни «Карнавала.нет» «Мумий Тролля», которую выпустили в канун нового века. Художники, хореографы, драматурги, музыканты, композиторы, комики и их гости будут говорить о карнавальности, которая в каждой культуре проявляется по-своему, и возможности или невозможности карнавала в нашей сегодняшней реальности.
В мае стартует следующий сезон — «Правда: зачем реализм?». Он о правде, научной истине, догме, мистификациях и фальсификациях, фейках и фальшивках — то есть обо всем, что конструирует вокруг нас реальность. Этим в том числе занимается искусство. До сих пор последнее принятое российским массовым зрителем течение — реалистическое. Это не то чтобы проблема, но настало время отрефлексировать нашу тягу к реализму. Здесь обязательно поговорим о документалистике, выясним, что она представляет из себя сегодня. В этом сезоне будут задействованы все искусства — всего 50 проектов.
Третий сезон называется «Мать. Почему Родина — мать?», и он о том, как за эти 30 лет менялись наши представления о женщине, гендере, семье.
Четвертый сезон— «Космос наш», о космосе, космологиях и обо всем возвышенном и разрушительном, что стоит за космической гонкой, мечтами о колонизации других планет. Почему это вообще для нас так важно?
Последний сезон мы назвали «Еле слышно», и в нем хотели бы уйти от больших нарративов и громких идей. Есть вещи, которые всегда остаются за скобками, теряются, будучи слишком личными, непервостепенными, негромкими, они не связаны с большими социополитическими вопросами. Это человеческое восприятие и чувственность — тонкие вещи, которые можно просмотреть, говоря о большом и серьезном.