Куча на Болотной набережной в Москве -главная провокация сезона.
Информация отсюда
https://ru.wikipedia.org/wiki/ГЭС-2_(Москва)
https://snob.ru/entry/237176/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фишер,_Урс_(%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
В минувшее воскресенье в Москве произошло событие, надолго взволновавшее всю культурную и не очень культурную общественность города - на Болотной набережной возле здания бывшей ГЭС-2 появилась гигантская ... куча. Каждый мог увидеть в этой куче что угодно, но почти все , видимо в меру своей испорченности, увидели одно и тоже.
Давайте разбираться, что это за "подарок" москвичам ко ближайшему дню города, откуда его к нам занесло и кто это наваял навалил.
Начну издалека.
В 1905—1907 годах на этом месте была построена ГЭС, которая первоначально носила название «Трамвайная», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. В конце XIX века развитием московского общественного транспорта занимались частные компании «Первое общество конно-железных дорог» и «Бельгийское акционерное общество», а электричество для первых трамвайных линий также поставляла Раушская электростанция, принадлежавшая «Акционерному обществу электрического освещения 1886 года». В начале XX века московские власти приняли политику снижения роли частного капитала в области общественного транспорта и в 1901—1909 годах полностью выкупили собственность обеих транспортных компаний, в 1904 году параллельно с подписанием 4-летнего контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» город заложил в Верхних Садовниках новую электростанцию специально для электрического общественного транспорта.
Участок для строительства Трамвайной электростанции был выделен из территории государственного винно-соляного двора, где ещё в 1880-х годах инженер Павел Яблочков планировал возвести электростанцию для освещения Храма Христа Спасителя. Расположение обеспечивало удобное снабжение водой из Водоотводного канала и позволяло сэкономить на прокладке кабелей в коллекторе к самому загруженному трамвайному узлу на Лубянке в Лубянской слободе. Архитектором Трамвайной станции выступил выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств Василий Башкиров, исполнивший её в неорусском стиле, инженерами — заведуюший станцией инженер-электротехник Михаил Поливанов и инженер-механик Николай Сушкин при участии Владимира Шухова. Строительство началось летом—осенью 1904 года, а ввести станцию в эксплуатацию планировалось в 1906, но окончание работ было отложено из-за забастовок 1905 года.
2 (15) февраля 1907 в присутствии городского головы Николая Гучкова, членов Управы и гласных Городской думы в машинном зале было проведено богослужение, священник освятил паровые турбины и первая очередь станции была введена в эксплуатацию.
Трамвайная электростанция выходит к воде протяжённым фасадом машинного зала. Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ Василия Башкирова — фасада Третьяковской галереи по эскизам Виктора Васнецова и особняка-галереи Ивана Цветкова на Пречистенской набережной. К машинному залу примыкает здание котельной, имеющее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Московского кремля, демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник».
Вот так выглядела эта ГЭС в 1912г.
На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря.
В 1910—1912 и 1917 годах на станции было установлено дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.
После февральской революции на Трамвайной станции был создан заводской комитет. В дни противостояния большевиков и сторонников Временного правительства комитет захватил станцию, на часовой башне работала пулемётная точка, а трамвай использовался красноармейцами для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу. После Октябрьской революции Трамвайная электростанция перешла в подчинение Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов, и в сентябре 1921 вместе с 8 другими электростанциями вошла в состав Управления объединёнными государственными электростанциями Московского района (ОГЭС), созданного постановлением Коллегии Главэлектро. В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной», поскольку большая часть энергии направлялась в общую сеть МОГЭС.
После завершения строительства 1-го Дома советов ЦИК в 1931 году один из небольших котлов ГЭС-2 был перепрофилирован на обеспечение паром прачечной дома, также тепло станции использовалось для отопления «дома на набережной».
В годы Великой Отечественной войны около 100 сотрудников ГЭС-2 ушли на фронт, в народное ополчение и партизанские отряды, вернулась только половина. В 1941 и 1942 годах несколько котлов станции были демонтированы и отправлены для установки в восточные районы страны, станки ГЭС-2 использовались для выпуска военной продукции. В условиях дефицита топлива 5 котлов были переоборудованы на дрова, во дворе станции были проложены трамвайные рельсы для подвоза дров, а от ГЭС-1 к ГЭС-2 был проложен открытый теплопровод для отопления особо ответственных объектов. За военные годы на станцию упали 7 фугасных снарядов и 153 зажигательные бомбы, но благодаря бдительности дежурных пожары удалось предотвратить.
Во время войны ГЭС лишилась еще одного первоначального элементы - четыре 62-метровые трубы котельной были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах. Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы.
С началом поставок природного газа по газопроводу Саратов — Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива.
В 1965 году прошла последняя советская модернизация станции, в рамках которой были заменены котлы, установленные ещё в 1907 году.
Как выглядело здание ГЭС-2 в советские годы можно увидеть в фильме "Место встречи изменить нельзя", когда Шарапов уже после взятия банды едет на автобусе оперативников мимо этой ГЭС по набережной.
В 1991—1995 годах была проведена последняя модернизация станции с заменой трансформаторов, турбогенераторов и котлов. После 2005г. из-за общего износа и высокой стоимости производимой электроэнергии городские власти решают закрыть ГЭС-2.
В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Леониду Михельсону, искавшему здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C. Михельсон выкупил здание 1,7 миллиарда рублей.
Идея переоборудования бывшей электростанции в выставочное пространство не нова, вспомним лондонскую галерею Тейт Модерн, сделанную в бывшей ТЭЦ.
В сентябре 2015 года V-A-C провёл в помещениях электростанции выставку современного паблик-арта «Расширение пространства» и объявил о планах реконструкции здания для открытия Академии современного искусства по проекту архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством Ренцо Пиано, автора Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду. В октябре концепция музейного комплекса была одобрена Архсоветом Москвы и научно-методическим советом Департамента культурного наследия.
Вот так выглядела ГЭС перед началом реконструкции. Напомню, что шпиль башни был демонтирован в 1930-е годы, кирпичные трубы разобрали во время войны, а металлические уже после выведения ГЭС из эксплуатации.