Мы часто в Горках бываем, одно из любимых мест прогулок. А вот внутри последний раз была давно, уже и не помню толком что там.
а мы были снежной зимой, там были сугробы и оттого особенно комфортно было внутри усадьбы))
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Горки Ленинские
Мы часто в Горках бываем, одно из любимых мест прогулок. А вот внутри последний раз была давно, уже и не помню толком что там.
а мы были снежной зимой, там были сугробы и оттого особенно комфортно было внутри усадьбы))
Loconte написал(а):
Мы часто в Горках бываем, одно из любимых мест прогулок. А вот внутри последний раз была давно, уже и не помню толком что там.а мы были снежной зимой, там были сугробы и оттого особенно комфортно было внутри усадьбы))
А вот я там вообще не была, поэтому словно нахожусь на очень подробной, обстоятельной экскурсии!
нахожусь на очень подробной, обстоятельной экскурсии!
Спасибо, я стараюсь. Всегда самой интересно разобраться, что же увидели в тех или иных местах. За гидом ведь не особо успеешь записать, особенно если еще и снимаешь.
Центральную часть анфилады комнат второго этажа занимает большая гостиная.
Здесь много света, который усилен зеркалами
На столе Стереоскоп настольный "Таксифот"
Когда В.И.Ленин умер, его тело поместили в этой гостиной и уже 22 января сюда попрощаться с вождем потянулись окрестные крестьяне.
А 23 января специальным поездом тело было доставлено в Москву на Павелецкий вокзал.
Далее гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей проходило официальное прощание. 27 января гроб с забальзамированным телом Ленина был помещён в специально построенном на Красной площади Мавзолее.
Из окон этой гостиной виден парадный двор с флигелями
И вот мы уже в личных покоях Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот. Обстановка помещения восстановлена по дореволюционным фото и воспоминаниям. Комната совмещала функции спальни и будуара, соответствующим образом обставлена.
Кровать стоит справа. Практически каждый представленный здесь предмет является произведением мебельного мастерства. Позолоченные металлические вставки присутствуют на всех вещах, делая повседневно используемое произведениями искусства.
На стене единственная в комнате картина, скорее всего особенно дорогой хозяйке пейзаж.
Зинаида Григорьевна очень любила и коллекционировала фарфор. Любимые бывшей владелицей фарфоровые вазы мейсенского производства стоят и на специальных подставках, и на предметах меблировки.
К будуару хозяйки примыкает и ее ванная комната. Индивидуальность хозяйки демонстрируется столиком с инкрустацией ( под радиатором отопления), а главное – туалетным трюмо из фарфора. Произвела этот шедевр прославленная Мейсенская фабрика. Вторая половина XIX века.
Скорбная мемориальность помещения заключается в факте проведения здесь первичного вскрытия тела умершего вождя.
Туалет спрятан за дверками, он как бы в шкафу. Сейчас унитаз здесь самый обычный, а при Морозовой он был выполнен в виде цветка.
На этом осмотр интерьеров подошел к концу. Сохранность и наполненность и главного дома, и флигеля порадовали. А теперь вернемся в парк и посмотрим, что же еще интересного там имеется.
После объявления о смерти Ленина в Горки проститься с ним приехали Депутаты Всероссийского и Всесоюзного съездов, а с утра 22 января в Горках , как я уже упоминала, началось паломничество крестьян, пришедших поклониться Ленину. 23 января 1924 года около 9 часов утра гроб с телом вождя пролетариата был вынесен из Большого Дома и по аллее, ведущей на юг, был перенесён на станцию Герасимово, откуда и был доставлен в Дом Союзов в Москве. Эта аллея получила название Траурной и в начале ее в 1958 году была размещена скульптурная композиция Сергея Меркурова «Смерть вождя».
Расскажу про эту композицию подробней.
«Смерть вождя» (в разное время работа также носила названия «Похороны вождя», «Рабочие несут тело Владимира Ильича» и другие) — гранитная композиция советского скульптора Сергея Меркурова — академика АХ СССР, народного художника СССР, лауреата двух Сталинских премий первой степени. Композиция была начата в гипсе в 1924 году и переведена в камень в 1949 году; выполнена в технике горельефа.
Сергей Дмитриевич Меркуров
Скульптор хорошо знал Ленина, много раз встречался с ним. С 1918 года скульптор постоянно виделся с Лениным. В 1920 году Ленин, уже председатель Совнаркома, вызвал к себе скульптора, который отказался от получения полагающегося ему продовольственного пайка, для личной беседы. Когда Меркуров заявил, что хочет собственными руками обрабатывать участок земли, чтобы кормить себя сам, то Ленин прислал ему список из 75 конфискованных помещичьих имений под Москвой. В ответ скульптор сообщил, что с такими земельными угодьями он справиться не сумеет, и нашёл сам пустующую дачу в Измайловском зверинце с участком 1,5 десятины земли. По распоряжению Ленина скульптору был оформлен ордер на этот участок. (Раньше, проезжая по Главной алее Измайловского парка, что соединяет Измайлово и Шоссе Энтузиастов, можно было видеть дачу Меркурова и барельеф у забора, но кажется, ничего уже от этого не осталось).
Меркуров не только делал посмертную маску Ленина , ему до конца жизни пришлось ваять статуи Ильича. Скульптор сожалел, что вождь так и не нашёл времени ему позировать, несмотря на многочисленные просьбы. Меркуров отмечал, что собрал огромную коллекцию, в которую входят фото и киноматериалы, рисунки, скульптуры, одежда, головные уборы, воспоминания и рассказы друзей и соратников Владимира Ильича, им были записаны указания супруги и сестры Ленина. Вместе с тем, он осознавал, что личные впечатления знавших Ленина значительно отличаются друг от друга, поэтому, по его словам, брал из них только то, что «нужно для художника, для создания и усиления того образа, который он носит в себе».
Скульптурная композиция состоит из восьми мужских фигур, которые симметрично расположены в два параллельных ряда. Лица участников похоронного шествия печальны, они двигаются медленным шагом. На их согнутых плечах покоится тело Ленина. Оно поднято на высоту человеческого роста и прикрыто траурным покрывалом. Из-под него видны только голова и грудь Ленина. Советский искусствовед, специализировавшаяся на скульптуре XX века, Инесса Меркурова, супруга сына Меркурова, так описывала монумент:
На склонённых плечах рабочих плывёт драгоценная ноша. Торжественно-спокойно лицо Владимира Ильича. В медленном ритме движутся фигуры. Чувство тяжкой утраты, вера в осуществление грандиозных замыслов вождя, готовность продолжить начатое Лениным дело сливаются воедино. Наверное, только очевидец событий, человек, лично знавший Ленина, способен был создать столь проникновенное произведение.
Работу над монументом Меркуров начал в 1924 году.
Скульптор позже вспоминал: «В этой композиции я хотел передать то настроение трудящихся Советского Союза, которому я был свидетелем и которое я впитал в себя в Колонном зале Дома союзов в исторические дни смерти и похорон В. И. Ленина».
Супруга скульптора вспоминала, что Сергей Меркуров работал над композицией «Смерть вождя» по четырнадцать часов в день.
В композиции скульптурной группы Меркуров поставил сложную с точки зрения техники исполнения композиционную задачу — создать иллюзию движения, разместив персонажей на ступенчатой платформе. Сам постамент группы был задуман предельно низким, чтобы создать ощущение единства зрителя с участниками траурного шествия.
Фигуры рабочих, несущих тело Ленина, были изображены первоначально обнажёнными.
Сергей Меркуров. Первый вариант скульптурной группы «Смерть вождя», 1927г.
Скульптор очень внимательно подошёл к проблеме выбора натурщиков для фигур рабочих. Меркуров для любого памятника лепил фигуру обнажённой, чтобы не допустить ошибок в её изображении и правильно передать напряжение мышц. Только после этого скульптор «одевал» фигуру, но так, чтобы под одеждой ощущалось тело. В скульптурной композиции «Смерть вождя» Меркуров решил оставить фигуры всех рабочих обнажёнными. По свидетельству невестки скульптора, это было связано с двумя причинами:
Любая одежда мешает видеть пластику тела, которую пытался передать Сергей Меркуров.
Скульптор следовал принципу героизации в древнегреческой скульптуре, в которой тело по умолчанию изображалось всегда обнажённым.
До нашего времени этот вариант памятника не дошёл, но сохранился снимок гипсового макета композиции, сделанный неизвестным советским фотографом в тёмном помещении в 1927 году, когда макет был направлен на выставку «Художественные произведения к десятилетию Октябрьской революции», ещё до открытия выставки её посетил секретарь Центральной контрольной комиссии Матвей Шкирятов. Он был возмущён скульптурной группой «Смерть вождя». Его претензии выражались двумя основными тезисами в письменном обращении к Генеральному секретарю ЦК И. В. Сталину, которое он немедленно написал: "Ленин у Меркурова абсолютно не похож внешне на вождя революции. Десять фигур, несущих тело вождя, изображены «в совершенно обнажённом виде»."
Особая комиссия Оргбюро ЦК постановила немедленно удалить скульптурную композицию «Смерть вождя» с выставки. Это решение было затем подтверждено на заседании Политбюро ЦК 5 января 1928 года. Горельеф вызывал серьёзные дискуссии среди историков и искусствоведов, один из которых считал иконографический образ покойного вождя в композиции традиционным для европейских средневековых и ренессансных надгробий, а другой, указывая на принадлежность скульптора к дореволюционному сообществу, практиковавшему эзотерические восточные учения, видел в композиции «намёк скульптора на причастность вождя мирового пролетариата к мистическому братству посвящённых», то есть к масонам. (И тут без них не обошлось , дело в том, что Сергей Меркуров в 1920-е годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство»).
В 1928 году скульптор одел персонажей группы, а 15 апреля обратился в Комиссию по увековечению памяти В. И. Ленина с просьбой дать оценку новому варианту. Этот вариант удобрили.
Искусствоведы отмечали композицию «Смерть вождя» как одну из лучших в советской скульптурной лениниане. Они видели в ней влияние эпохи Возрождения, творчества французских скульпторов рубежа XIX и XX веков Огюста Родена и Константина Менье, северного модерна и творчества немецких ваятелей рубежа веков, реализма и романтизма.
Композицию поместили в Институт Ленина, позже скульптурная группа попала в музей— «Траурный поезд В. И. Ленина».
К проблеме воплощения композиции в граните Меркуров вернулся только в 1946 году. В это время он получил значительный гонорар в 190 тысяч рублей, 54 тысячи из них он истратил на приобретение гранита и его доставку. Работу он рассчитывал завершить к 30-летию Октябрьской революции и планировал дать ей название «Рабочие несут тело Владимира Ильича». Но заказчик сорвал доставку гранита. Меркуров тяжело переживал сложившуюся ситуацию, заболел и в 1947 году вынужден был обратиться с письмом лично к члену Политбюро ЦК и первому заместителю Председателя Совета Министров СССР Лазарю Кагановичу, в котором просил о помощи.
Каганович помог и гранитная глыба весом 60, вырубленная в карьерах Запорожья, прибыла в Москву и была размещена вблизи мастерской Меркурова в Измайлово в феврале 1948 года. Вокруг этой глыбы была возведена ещё одна, временная, деревянная мастерская специально для работы над композицией «Смерть вождя». Работа по воплощению скульптурной композиции в камне была окончательно завершена в 1949 году.
Законченную в граните многофигурную скульптуру Меркуров направил в подарок Сталину к юбилею в 1949 году и неосторожно прикрепил к ней ценник. Вскоре скульптор получил ответ в письменной форме: «Такой дорогой подарок принять не могу». После этого Меркурова сняли с должности директора ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Композиция продолжала находиться в мастерской Меркурова ещё целых пять лет после смерти автора.
Почему уже законченная в граните композиция так долго была востребована и продолжает находиться в Измайлово ?! Здесь снова кое-что не понравилось властям. Дело в том, что фигура мёртвого Ленина изображена обнажённой, она только прикрыта тканью, но о её наготе легко догадаться по открытым кистям и груди.
Только в 1955 году Центральный музей В. И. Ленина выступил с заявлением к ЦК КПСС с просьбой разрешить приобрести эту скульптурную композицию для установления в Доме-музее В. И. Ленина в Ленинских Горках. Необходимость мотивировалась желанием увековечив память о покойном к тому времени С. Д. Меркурове. Скульптурная группа была установлена рядом с усадебным домом в Горках только в 1958 году.
Еще немного про Сергея Меркурова. Он стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых больших из них:
Памятник И. В. Сталину в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом;
в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы;
и на ВСХВ в Москве.
В 1962 году скульптура Сталина в Ереване была снята с постамента.
Памятник в Дубне — второй в мире по величине памятник В. И. Ленину — высота 37 м (высота фигуры — 22 м), вес — 450 т. Он находится в Дубне в районе железнодорожной станции Большая Волга. Памятник был установлен в 1937 году на берегу Волги около начала канала имени Москвы. Одновременно на противоположном берегу был установлен памятник Сталину. После смерти Сталина и разоблачения «культа личности» памятник был взорван, однако постамент остался.
В 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину.
В 1944—1950 годах Меркуров был директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Под его руководством проводилось восстановление здания музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к открытию экспозиции.
Умер 8 июня 1952 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Согласно его завещанию, на его могиле поставлена его скульптура "Мысль"
Судьба этого произведения Меркурова, удивительно схожа с судьбой роденовского «Мыслителя».
Сравним.
1906 год. В Париже перед Пантеоном торжественно открывают скульптуру «Мыслитель» работы великого Огюста Родена. Среди других участников церемонии молодой русский скульптор Сергей Меркуров.
1918 год . В Москве в рамках «монументальной пропаганды» на Цветном бульваре устанавливают скульптуру «Мысль» созданную Меркуровым в 1914 году.
1922 год. В Париже под предлогом того что «Мыслитель» мешает проведению церемоний в Пантеоне скульптуру переносят в парк Музея Родена.
1934 год. В Москве в связи с реконструкцией Бульварного кольца «Мысль» переносят в сквер дома 52 по улице Воровского.
В завещании Родена сказано «Я бы хотел одного: чтобы на моей могиле был установлен «Мыслитель». В Пригороде Парижа Медоне на могиле скульптора установили «Мыслителя».
Из завещания Меркурова: «На могилу мою поставьте «Мысль».
В 1956 году воля скульптора была выполнена. «Мысль» стала его надгробным памятником на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лена, спасибо за интересный рассказ про Меркурова! Вообще, очень много узнаю из твоих рассказов!
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Горки Ленинские