Вымпел следующей лож позволяет нам поговорить об истории масонства в России, потому что эта ложа называется "Пушкин". Здесь все понятно в плане символов, единственно что надо пояснить - это две даты 1999г и 5999г. Это даты создания ложи в нашем исчислении и по еврейскому календарю.
Но нам интересней название -Пушкин. Александр Сергеевич тут вовсе не для красоты, а как вы наверняка догадались, он тоже был масоном.
Поэтому вернусь к тому моменту, когда в прорубленное Петром I "окном в Европу" пролезли масоны. Документов подтверждающих это нет, но косвенно многократно говорится, что близкие подвижника Петра: Яков Брюс ( тот самый из Сухаревой башни) , Франц Лефорт и Патрик Гордон были масонами. Были разговоры даже о том, что и сам Пётр I был масоном ( есть даже косвенные данные о том, кто и когда посвящал их в какую ложу ), но кто же знает истину ....
Фактом остается то, что в этот исторический момент и в России происходит секуляризация общества и системы мышления ( как бы расцерковливание. Небольшой, но поворот в сторону светской и научной мысли).
Первое достоверное известие о проведении масонских собраний в России относится к 1731 году, когда гроссмейстер Великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе или купцами, но вскоре стало расти и число масонов, русских по рождению.
И уже в это время в обществе формируется негативное отношение к масонам. Почему?
В это время рушится привычный уклад, издаются новые законы и правила. Даже одежда и обычаи меняются - и все это стремительно. Кому же легко, когда весь уклад жизни Петр рушит? Страну лихорадит. А кто виноват? Царь от Бога, церковь от Бога, а вот эти непонятные, как раз в это время появившиеся, масоны вполне годятся на роль виноватых. Негатив к масонам усилится во время правления Анны Иоанновны. Правление инородное, безрадостное и тяжелое для страны. У власти немцы, австрийцы да курляндцы ( русских нет ), а среди них и масонов много. Ненавидят люди двор - ненавидят огульно и немцев, и масонов.
Далее - правление Елизаветы, и это опять уклон в антинемецкую ( а следовательно и антимасонскую ) сторону. При Елизавете появляется и первый в России труд о масонах. По ее приказу Шуваловым был допрошен Головин о масонстве в подробностях. А позднее Олсуфьев по ее приказу проводит целое расследование о масонах и даже присутствует на собраниях лож. Это, кстати, первый труд по изучению масонов России.
А вот при Екатерине II, представители иностранных держав снова набирают силу и масонское движение выходит в России на новый уровень. Важным событием масонского движения в России является создание масонских лож.
В 1772 году провинциальным великим мастером стал И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему.
Иван Перфильевич Елагин (1725—1794) — русский государственный деятель, историк, поэт, философ. Обер-гофмейстер Екатерины II.. Директор Императорских театров .
Под управлением Елагинской великой ложи в первой половине 1770-х годов работало 14 лож. Общая численность членов елагинских лож составляла приблизительно 400 человек. Альтернативой елагинской масонской системе стала так называемая шведская или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Брауншвейгского двора бароном П.-Б. Рейхелем (1729—1791). В 1772—1776 годах Рейхель основал ещё несколько лож. В 1776 году после переговоров «елагинские» и «рейхелевские» ложи объединились в единую систему.
Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Николая Ивановича Новикова, который стал масоном в 1775 году в одной из «елагинских» лож.
Н.И.Новиков
Вместе с Иваном Георгиевичем Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. В Москве можно совершить большое путешествие по следам деятельности этих масонов, можно выискивать на зданиях масонские символы, но это слишком уже только в рамках отдельной большой темы.
Среди организаторов и участников первых масонских лож столь знаменитые фамилии как Панин, Радищев, Строганов, Трубецкой, Татищев, Баженов ... Масон- даже наследник престола Павел I. И тут самое время Екатерине II заволноваться. Законный наследник, да ещё и член тайного общества - мало ли что произойдёт. И в 1782 г Екатерина запрещает в России ВСЕ тайные общества. Кстати, Екатерина сама написала комедии, направленные на масонов «Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский». Екатерина - не из тех, кто ограничится комедиями. Она нанесла и более серьёзный удар по масонам. Организовала борьбу против типографии Новикова, а его самого заточила на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.
Далее к власти приходит Павел I. Говорят, он под влиянием Панина даже планировал восстановить в России ложи, однако то, что хорошо для наследника престола- опасно для императора и в 1799 году и он издаёт запрет на масонские организации.
Последующее правление Александра I - это интересный период для масонов, когда их представители открыто встречались с императором, и даже указывают, что и император был масоном, но имея информацию о том, что среди членов общества Вольных каменщиков готовится восстание, он в 1822 году издаёт запрет на существование масонских обществ в России. Были ли у него на это причины? Вот уж где ответ не вызывает сомнения.
Можно ли поставить знак равенства между масонами и декабристами? Обратимся к воспоминаниям Оболенского о Рылееве: «Трудно было устоять против обаяния Союза благоденствия, цель которого была нравственное усовершенствование каждого из членов, обоюдная помощь для достижения цели, умственное образование как орудие для разумного понимания всего, что являет общество в гражданском устройстве и нравственном направлении и так далее». Чем не масонская этика?!
Приравнять декабристов и масонов пытались многие люди. Но это не совсем тождественные понятия. Масонство — организация по преимуществу не политическая; оно занимается исключительно богопознанием, усовершенствованием человеческой души, слиянием с абсолютом — вещами, от политики очень далекими. А у декабристских обществ, как явных, так и тайных, цели были только откровенно политические. Здесь следует отметить, что в именно нашей стране организация вольных каменщиков была очень политизирована. И знаменитый Союз Спасения, а позднее и Союз Благоденствия - использовали в своей организации принципы масонства. И причина здесь банальна. В России не было опыта создания политических клубов и тайных обществ - поэтому все скопировали с готовой системы. Кроме того, почти все декабристы были масонами.
Дело в том, что в тот период не быть масоном было не престижно, не модно. "Кто же нынче не масон?!» — говорит один из героев сочинения Карамзина с некоторым осуждением. Ведь если тебя не приняли в масоны, значит ты в чем-то непорядочный человек. Непорядочный или в личной жизни. или в финансовых делах, или у тебя дурная репутация в других вопросах.
В романе Л.Н.Толстого "Война и мир " в первом томе подробно описан ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова.
Карамзин кстати, был масоном и противники масонства разносят в пух и прах его "Историю государства российского". И в знаменитое европейское путешествие Карамзин отправился для встречи с тамошними масонами, так сказать, налаживать связи.
Н.Карамзин
Не мог пройти мимо масонства и Пушкин.
Юный Саша жил в масонской атмосфере. Его отец Сергей Львович и его дядя Василий Львович состояли в знаменитых ложах и были в больших масонских чинах. Весь круг чтения будущего поэта (а дом Пушкиных был очень читающим) — все были масонские книги, среди которых — новиковские альманахи, журналы, «Сионский вестник» Лабзина. Была там и литература розенкрейцеров, и переводные сочинения немецких, французских масонов… Масоны как люди не представляли для нашего героя никакой тайны — это были его родственники. И он, естественно, не разделял никаких дурных предрассудков, которые в ходу до сих пор. Пушкин прекрасно знал, что масоны — хорошие люди, ничего дурного в братстве он не видел. Кроме того, строй его мыслей, фундамент мировоззрения закладывался под влиянием масонских сочинений. Для него это был абсолютно естественный выбор.
Где-то в 19 лет Пушкин подал прошение о приеме в петербургскую ложу «Трех добродетелей». Ему отказали. Несомненно, с юных лет Александр Сергеевич признавался поэтическим дарованием, но ведь тогда никто не знал, что он будет «нашим всем» — в то время это был просто молодой повеса и гуляка. Кстати, нрава наш герой был весьма буйного и поведения очень неблагонравного.
Да, в масонскую ложу Пушкина рекомендовали люди из лицея. Дело в том, что лицей, который оканчивал Александр Сергеевич, — это было гнездо масонского влияния, рассадник, в самом лучшем смысле этого слова, масонских идей. Его затевал масон Сперанский вместе с масоном Энгельгардтом, лучшие преподаватели были масонами, выпускники лицея: Пущин, Кюхельбекер, Горчаков — все были масонами. Причем в этом смысле они пошли гораздо дальше Пушкина, потому что были людьми дисциплинированными, умевшими подчиняться. А Александр Сергеевич, при великих своих дарованиях, никогда этого не умел и не научился. А масонство без этого немыслимо. Видимо, это осознавалось, поэтому особенного хода нашему герою не давали. Потом, уже на юге, он вступил-таки в ложу «Овидий» в Кишиневе. Но и там далеко не пошел. Пушкин не был человеком системы.
Для Пушкина Кишинев была почетная ссылка, которая заменила ему ссылку на север, в Соловки, а то и на восток, в Сибирь. Кто же заступался за него? Заступались масонские братья. Петр Яковлевич Чаадаев в неурочный час пробился к Карамзину, который к тому времени в масонах уже не состоял, но был придворным историографом, и Карамзин, верный масонской присяге, употребил все свое влияние, чтобы грозу от Пушкина отвести.
Про венчание Пушкина с Натальей Гончаровой. Пушкин хотел венчаться в домовой церкви князя Голицына, но митрополит Филарет его отговорил. Пушкин ведь что придумал: чтобы не делать свадьбу пышной, денег же не было, он решил церемонию сделать как можно скромнее — венчаться в домовом храме. Но Филарет сказал: «Нет». Почему? Митрополит прекрасно понимал, что это событие будет всероссийское, а потом и мировое. Он отказал поэту, сказав, что венчаться нужно по-настоящему, причем в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот (кстати, одной из масонских церквей). Там они и венчались.
Были очень дурные предзнаменования: во время самой церемонии погасла венчальная свеча, у Пушкина с руки упало кольцо, он побледнел, с Натальей Николаевной сделалось дурно… Но тем не менее обряд довели до конца. Кстати, на ее колокольне масонский знак — лучезарная дельта, это каждый может увидеть.
По поводу смерти Пушкина.
Интересно, как часто дуэли случались между масонами? Как это укладывалось в масонскую идеологию?
Дантес масоном не был. Это никогда никем не подтверждалось. Конечно, дуэли между «братьями» бывали, особенно во Франции, где народ горячий и за вопросы чести готов жизни не жалеть. Но это была достаточно редкая вещь, масоны пытались все конфликты уладить.
Возможно, если бы Пушкин рассказал «братьям» о своей ссоре с Дантесом, ее удалось бы предотвратить. Но он сделал все, чтобы о ней никто не узнал, поскольку это позорило имя его жены, его собственное имя. Его приняли в так называемый «орден рогоносцев», писали ему отвратительные, подметные письма, и он не был заинтересован в огласке.
Довольно известный эпизод (он описан во многих статьях, монографиях и так далее), как Вяземский, прощаясь, положил Пушкину в гроб свою белую масонскую перчатку. Это такой ритуал. Так «брат» прощается с «братом». Это не оставляло никаких сомнений в масонстве Александра Сергеевича и, кстати, символизировало, что «братья» его простили: и за определенное беспутство, и за нерегулярное посещение, и за несоответствие строгим масонским правилам. Но в смерти они с ним примирились.
Что касается перчатки, то это — один из масонских знаков, один из элементов их облачения. Две пары мужских перчаток, как правило, получал «брат», когда становился из ученика подмастерьем, а потом мастером. Для масонов белые перчатки были символом того, что надо пройти по жизни, рук не замарав. Но не в смысле быть белоручкой, нет, а не замарать рук чем-то непотребным.
Но вернемся к истории российского масонства.
При всех последующих императорах масонство было запрещено, хотя ложи и существовали. Большого влияния они уже не имели. Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году, начинают появляться только в 1905 году. Эти ложи открывают Великий восток Франции и Великая ложа Франции. Первые ложи учреждаются в Санкт-Петербурге и Москве. Ложи были немногочисленны, так во всех ложах ВВФ насчитывалось около 94 масонов. Ложа «Феникс» Великой ложи Франции вероятно проработала до октябрьской революции 1917 года.
После революции запрет продолжался, хотя приписывание финансирования революции именно масонам происходит постоянно.
Во времена правления Сталина масоны оставались в тени. И есть такой исторический слух, что вольные каменщики приходили к Отцу народов с предложением стать членом их международной организации. На что Вождь ответил: сначала покажите списки всех, кто там есть, а потом уж я поучаствую. Зная, как он умел участвовать и сокращать списки, масоны ретировались.
Официальное возрождение масонства в России относится к 1994-2000 гг