Лена, все любопытно, да еще и так подробно. Представляю какая у масонов иерархия...
Профанский репортаж из Великой масонской ложи России
Сообщений 11 страница 20 из 85
Поделиться122021-04-02 10:59:36
Началось все при строительстве Первого Иерусалимского храм или Храм Соломона (950—586 год до н. э.)
Опять евреи первыми подсуетились.
Поделиться132021-04-02 13:34:12
Лена, какой отличный слог, так осмысленно и продумано тобой, что легко читается. А как ты пришла к этой теме? Что подтолкнуло?
Отредактировано Нарышкина (2021-04-02 13:35:23)
Поделиться142021-04-02 16:17:13
Опять евреи первыми подсуетились.
Так откуда есть пошел еврейский заговор?!
К масонству я отношусь скорее отрицательно, как к любой закрытой организации, по сути своей - секте.
Но история его, как и любая история, мне интересна.
Еще более интересна тема прослеживания масонских символов в архитектуре, тем более в нашей.
Многие не любят Д. Брауна. А мне его экзерциции вокруг религиозных символов симпатичны.
Конечно не отношусь к ним серьезно, просто детектив на реальных фактах, поэтому увлекательно.
Так что буду посматривать...
Сорри, про Павла я приврал...
масонство в России было полностью запрещено... Что бы это значило?
да еще учитывая что близкое по временам масонство зародилось в Британии...
Отредактировано vicont-m (2021-04-02 17:06:24)
Поделиться152021-04-02 16:39:54
Интересная тема. Были у меня попытки разобраться с масонством, но так и осталась полным профаном. Лена, ты, конечно, глубоко копаешь!
Кстати, тема масонства в архитектуре очень популярна - в Питере даже есть такие экскурсии, совершенно другой взгляд на город открывается.
А еще во Дворце Безбородко сохранился зал, в котором проводили заседания масонов. Именно этот зал описывает Л.Толстой в "Войне и мире". Попасть вполне просто: сейчас в этом Дворце музей связи.
Поделиться162021-04-02 19:43:34
Представляю какая у масонов иерархия...
Очень сложная
А как ты пришла к этой теме? Что подтолкнуло?
Летом собирались в Дубровицы и выплыла эта тема. Искали масонские символы там...Тогда уже углубилась в эту тему.
А когда появилась возможность побывать в масонской ложе, то конечно же, очень захотелось. Интересно ведь...
Так откуда есть пошел еврейский заговор?!
Не оттуда, но пошел. А вот когда и кто придумал этот миф, обязательно расскажу.
Что бы это значило?
И про масонство в России расскажу. Только наберитесь терпения, я ведь сказала, что быстро не получится.
Со временем пока напряг. Вот и сегодня только приволоклась, две выставки за день - не просто. Так что еще две темы начну.
в Питере даже есть такие экскурсии,
И в Москве есть. Только я никак на такую не выберусь.
Поделиться172021-04-03 09:48:09
Итак, мы заходим внутрь. Прямо расположена небольшая стойка ресепшн, а слева от нее на стене сделана скульптурная композиция, включающая основные символы масонства. И вот возле этой стены мы можем поговорить не только об этих символах, но и о ранней истории масонства. Сразу скажу, что я стараюсь рассказывать упрощенно, потому что в истории, тем более, истории разных стран, все намного сложней, на все есть несколько версий, несколько толкования символов и т.д. Сразу видно, что основные символы масонства связаны со строительными инструментами и камнями. Так что же такое "масоны" ?
Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), и в буквальном переводе это вольный каменщик. Что же это за каменщики и почему они "вольные" ?
Основной версией происхождения масонства (но не единственной) считается версия о происхождении от средневековых строительных гильдий каменщиков.
Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, её упоминают эдикты лангобардского короля Ротари.
А потом наступила эпоха готики и возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, это масштабнейшие и сложные постройки, требующие огромных средств, опыта и времени. При этом эти строения несут в себе не только материальную составляющую, но и сакральную. Именно вокруг таких долгих строек возникают объединения и поселения людей, работающих с камнем. Рабочие, скульпторы, художники, поселявшиеся близ построек (их инструменты хранились в особых бараках, англ. Lodge), постепенно вступали в тесное общение. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приёма новых товарищей, разрешения возникавших между споров и прочее. Вместе с тем был установлен известный церемониал на разные случаи товарищеской жизни. Вот это и есть «каменщики». А вольные они потому, что только каменщики из всего облагаемого податями ( налогами) населения, имели право переезжать с места на место.
То есть у нас образуются, для начала, в прямом смысле объединения «вольных каменщиков». Их называют «оперативные масоны» , потому что они действительно работают с камнем.
Какие же черты зарождаются уже в этом объединении ( ремесленных цехах):
— наличие какой-то общей казны
— необходимость держать в секрете тайны мастерства, а то расплодятся конкуренты и за твою работу заплатят меньше
— система иерархии: ученик, подмастерье, мастер
— места, где проживали первые вольные каменщики, то есть ложи.
Уточню про иерархию.
Каменщики-строители установили в своих ложах три категории ремесленников:
-ученик, отбывающий свой срок выучки,
- подмастерье - товарищ мастера, или полноправный член строительной корпорации
- мастер, это строитель, руководивший работой в ложах.
Так же как и современные масоны, члены корпорации каменщиков-строителей имели право рассчитывать на гостеприимство и помощь всех ее лож, разбросанных по всей стране.
Получилась такая замкнутая каста. Из-за того, что такие стройки - это дорого и долго, другой человек, не член цеха, не мог этим заняться. То есть вы можете дома учится шить сапоги или делать горшки, но вы не научитесь строить собор. Каменщики - это постоянное общение с языком символом, и привычка ими оперировать. И к тому же просто почётно быть последователями архитекторов и создателей чудо- соборов. Поэтому эти цеховые объединения каменщиков, начав свой путь из средневековья, так долго существовали.
Шли века и в конце концов эпоха готики закончилась. Менялась архитектура, совершенствовалась строительная техника и в 17 веке строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок .
К началу 18 века в эти объединения (ложи) начинают вступать люди, которые жаждут не просто научиться мастерству работы с камнем ( архитектуре и строительству), но и просто получить знания. Посмотрите на любой готический собор - познания физики и математики там точно нужны огромные.
Это еще и время географических и научных открытий, растёт авторитет знаний, а общество все ещё строго сословное плюс полный контроль церкви. Появляется новое «светское» мышление и тяга к знаниям.
При этом весь предыдущий XVI век подорвал веру в непогрешимость церкви реформациями и религиозными распрями, и потому возникла потребность и стремление образованных людей в НАДцерковном ( или же НЕцерковном) знании и объединении.
Раньше всех по этому пути пошла Англия, где уже с конца XVI века в строительные ложи стали получать доступ лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и учёные люди, внёсшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Другое название таких людей "спекулятивные масоны". Вот и еще одно слово, которое для нас совсем нелицеприятное значение, а на самом деле в переводе с латыни speculatio — наблюдение, разведывание. То есть "спекулятивные масоны" ничего не строили , а были лишь умозрительными каменщиками. Они не тесали камни, а совершенствовали душу и набирались знаний.
Спекулятивные масоны не были каменщиками по профессии, скорее, “почетными членами” разного рода организаций, принятыми в оперативных ложах. Самая ранняя запись о присутствии на заседании оперативной ложи не-каменщика относится к 8 июня 1600 г., когда Ложа Эдинбурга принимала в своих стенах Джона Босуэлла, помещика Очинлекского из Шотландии. Еще из документально подтвержденных фактов можно назвать вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о чем сохранилась запись в его дневнике. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства. Вероятно, именно тогда у просвещённых сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви.
Все больше людей, не связанных с мастерством каменщиков, вступает в цеховые сообщества с различными целями:
— получить знания
— возможность вырваться из своего сословного окружения
— обрести некую поддержку и уверенность
Эта тенденция развивается в странах, больше всего затронутых реформацией церкви: Германия, Ирландия, Шотландия, позднее и остальные страны ...
Первое время все эти сообщества не были связаны воедино, не имели четкого единого регламента и мест для встреч.
Например, одна ложа в Лондоне называлась «Гусь и противень». А причиной тому было, что собирались они в таверне с таким названием.
И только в 1717 года четыре масонские ложи объединились в одну и этот факт считается официальным началом истории масонов в его уже близком к современному пониманию.
Назывались эти четыре ложи «Яблоко «Корона», «Виноградная кисть» и уже упомянутый «Гусь и противень». Симпатичные названия.
Колониальная политика Англии и ее активные контакты с другими странами, способствовали быстрому распространению масонства
И началось ...многие яркие выдающиеся умы примкнули к этой организации. Почему ? Зачем?
А вот представьте: вы умный, образованный человек и постепенно путь познания отводит вас все дальше и дальше от церковных догматов ... А поговорить? А обсудить? А поспорить? Это сейчас у нас Интернет и полная свобода высказываться , вплоть до обливания грязью власти. (Хотя кому-то и такой свободы все мало, но это я отвлеклась ).
А в те времена - книги совсем иной направленности, диктат церкви, не на площади же единомышленников искать. Начни обсуждать с кем-то - так легко объявят опасным еретиком.
А тут в ложах есть возможность обсуждать, спорить, делиться, узнавать. Целое сообщество образованных людей. А добавьте сюда отсутствие сословных перегородок, взаимопомощь, деловые контакты, нередко и материальная поддержка. Прямой резон вступать.
И вступали в масоны очень достойные люди, вы многих их знаете. Приведу небольшой список.
Джордж Вашингтон (первый президент США), Вольтер , Дидро, Руссо, Моцарт, Фредерик Огюст Бартольди ( создатель знаменитой Статуи Свободы), Иоганн Вольфганг фон Гете, Джонатан Свифт, Вальтер Скотт, Артур Конан Дойль, доктор Жозеф Игнас Гильотен ( врач, депутат французского правительства, что он придумал вы, наверняка догадались) , Гюстав Эйфель, шотландский поэт Роберт Бернс, австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн, Джузеппе Гарибальди, Симон Боливар, Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк), основатель современной Турции, американский иллюзионист Гарри Гудини , известный зоолог, автор множества работ по биологии Альфред Брем, Наполеон Бонапарт и четверо его братьев ( в том числе Жозеф Бонапарт, Король Неаполитанский и Испанский) , французский скульптор Жан Антуан Гудон, Джозеф Редьярд Киплинг.
Список можно продолжать долго.
В XVIII веке в разной степени масоны уже были в большинстве европейских стран.
И тут Пётр I начинает «рубить окно в Европу». А коли уж прорубил, то и масоны тоже в него пролезли, но про российское масонство расскажу позже. Надо "отдохнуть " от истории и переключиться на символы.
Поделиться182021-04-03 22:37:04
Сначала два замечания на тему символов.
Первое. В труде масона Альберта Пайка написано: «Нашу символику за нас выдумывают профаны. А мы своей символикой отправляем этих профанов по ложному пути».
Так что не забываем, что тайное знание о символах мы не узнаем, поскольку распространение именно этих знаний под запретом.
Второе. Существует культурный дрейф символов. Проще говоря: мы берём уже существующий символ и наполняем его новым значением. Самый понятный и яркий пример - свастика третьего рейха. Этот знак не придуман национал-социалистами, он давно существовал, но ему придано новое значение.
Или пятиконечная звезда коммунистов. Помните магическую пентаграмму для защиты от нечистой силы? Это та же звезда, но в новом значении.
Сложность символов в том, что все зависит от толкования. Язык символов - это всегда то, что мы хотим услышать, а не то, что объективно существует.
Итак, на самом верху этой "стены символов" мы видим два предмета , циркуль и наугольник, это самые главные, самые узнаваемые символы масонства.
Смысл этих вроде бы понятных инструментов архитекторов очень глубокий и многоплановый.
Сразу вспомним, что циркуль - это одно из орудий убийства мастера Хирама.
Вместе, циркуль и наугольник, как инструменты архитекторов, используются в масонских ритуалах как эмблема обучения символическим урокам. Некоторые ложи объясняют эти символы как уроки поведения: например, что масоны должны с помощью наугольника ограничивать свои действия и циркулем учиться очерчивать и удерживать себя в пределах всего человечества. Поскольку масонство является не догматическим, то и не существует общей интерпретации этих символов (или любого масонского символа), которые используются масонством в целом.
Циркуль -это очерченный круг, внутри которого избранные, а снаружи - остальные. Плюс это и умеренность, самоограничение.
Наугольник - символ равенства ( выравнивания). А также прочности, стабильности и правоты.
А более глубинный смысл такой: циркуль и наугольник – это два способа познания мира, это человеческий ум и божественная премудрость. Всегда внизу угольник, и это наш человеческий ум, который многое может постичь и, в идеале для масонов, должен постигать как можно больше. В этом предназначение человека на земле. Но у нашего ума, что у обычного человека, что у гения , даже у них есть пределы: время, в котором они родились, язык, на котором они говорят, время их жизни, которое им отпущено, объем черепной коробки, – то есть человек может познать многое, но это ограничено. Вот это и есть деревянный угольник. Если пытаться угольник раздвинуть – он поломается: человек сходит с ума. Значит, познавай, как можно больше, но учти, что есть некие границы. Знай о них и отдавай себе в них отчет. Это наш человеческий разум, который снизу (мы же снизу смотрим на божество) пытается мир познать.
А циркуль? Циркуль – божественная премудрость. Циркуль может прочертить линию прямую, если раздвинуть ножки полностью, а может очертить круг, а круг и линия – две противоположные сущности и с геометрической, и с теологической точки зрения. Линия символизирует наше земное бытие, круг – божественное совершенство. Круг – символ совершенства во всех без исключения эзотерических доктринах, а раз совершенства, то и божества.
А линия? Линия - это Человек. Это тире между двумя датами, это путь из некоей точки в другую, куда мы идем всю жизнь от рождения до смерти.
То есть линия – это наше человеческое обозначение, а круг – божественное. И все это совмещается циркулем. Божественная премудрость может вместить в себя все, даже то, что человек понять, представить и осознать не может. И есть знаменитый масонский афоризм на эту тему: ум постигает – разум объемлет. В этом выражается масонское отношение к тому, что есть человек, с точки зрения его познавательной задачи: как он должен понимать свое предназначение по отношению к познанию мира и к познаваемости мира. Стремись обязательно, но знай, что вся истина явлена только Богу. И вот такой простой, простецкий набор инструментов как циркуль и угольник воплощает в себе идею относительной и абсолютной истины в философском смысле. Относительная – это та истина, которую может познать человек и даже все человечество. Это бесконечный путь познания. А абсолютная истина ведома только Богу. То есть полного знания мы никогда не достигнем.
Все знают здание Академия художеств на Васильевском острове, там, где сфинксы.
Вдоль всего здания по верхней части идет декор , где полно этих циркулей и угольников. Правда, есть одно отличие от того сочетания циркуль -угольник, что на фото из ложи. На питерском одна ножка циркуля заходит ЗА угольник. Это не вольность скульптора, об этом чуть ниже расскажу.
Так откуда на здание эти масонские символы ? Потому что там в свое время была масонская ложа под названием «Умирающий сфинкс». Сфинкс почему помирает? Когда человек разгадывает его загадку.
Ложа «Умирающий сфинкс» открылась в январе 1800 года, ее создателем был Александр Федорович Лабзин, конференц-секретарь Академии художеств. Возможно, именно поэтому в число ее участников входили многие художники .
Но уже после того, как ложа была закрыта и умер ее основатель Лабзин, в Академии художеств продолжались традиции этой ложи – познание всех секретов бытия.
А чтобы объяснить , почему одна ножка циркуля зашла ЗА угольник, надо обратиться к масонской иерархии. Она идет от тех самых "оперативных" масонов, от каменщиков, которые делились на учеников, подмастерьев и мастеров.
Сейчас в масонстве тоже три основные степени:
1. Ученик — степень посвящения, которая делает кандидата масоном;
2. Подмастерье — промежуточная степень, связанная с обучением;
3. Мастер масон — третья степень, необходимая для полноценного участия в масонской жизни.
Вот поэтому и сочетание циркуль и угольник имеет три интерпретации:
- обе ножки циркуля сзади угольника - ученик,
-одна ножка сзади, одна спереди- подмастерье,
- обе ножки циркуля -спереди - Мастер
Вот нашла картинку ученического варианта, обе ножки за угольником
Очень циркули и наугольники изображаются с буквой «G» в центре. Что обозначает эта буква ?
Привожу два наиболее распространенных варианта интерпретации этой буквы.
1. «G» обозначает Бога (англ. God). Масоны называют Бога Великий Архитектор Вселенной.
2. «G» обозначает геометрию (англ. Geometry), описывая её как «благороднейшую из наук», и как «основу, на которой возведена надстройка масонства». Отмечу, что в античности не знали «математику». Знали слово «арифметика», это была наука о том, как правильно считать. И знали геометрию. Геометрия включала в себя все математические дисциплины и считалась совершенной наукой.
Буква «G» между циркулем и угольником означает - Высшую Сущность , Великого Архитектора Вселенной, находящегося в центре этого мира.
И тут наверное у вас возникнет вопрос об отношении масонства и религии. Вот в следующем посте и расскажу об этом.
Поделиться192021-04-03 23:05:17
Да, лихо закручен сюжет. Чувствую, дальше только запутаннее будет.
Поделиться202021-04-04 12:11:49
Да... толкование символов - это чистой воды философия, причем современная... Ибо сами масоны о собственном толковании обязаны молчать. Я ж говорю - секта, сравнимая с религией...
А то, что познание мира одновременно ограничено и в то же время бесконечно, чуть ли не основной принцип философии...
А все начиналось ради денег... да и продолжается, я думаю... У современных масонов нет ну никакой связи с бывшей гильдией каменщиков...
В плане символов меня интересует - есть ли у масонов, как у преемников вольных каменщиков, другие необходимые символы - отвес, линейка, кельма, зубило, лопата в конце концов?
Похожие темы
НАВИГАТОР по рассказам о России | Рассказы: Россия | 2024-11-19 |