Наша следующая цель - церковь Санта Мария ин Домника, находящаяся на пьяцца делла Навичелла. Однако в очередной раз приходится "целовать" ее закрытые двери. У меня начинает складываться ощущение, что церковь работает исключительно по праздникам. Ну тогда хоть еще раз посмотрим на одноименный с площадью фонтан. Он возник здесь не случайно. В ходе строительных работ в XVIв. рядом с церковью были найдены фрагменты небольшой каменной лодки. Папа Лев X обеспокоился сохранностью остатков античной галеры и поручил римскому архитектору Андреа Сансовино, который в этот период занимался проектом реконструкции церкви, создать копию лодки.
Торжественное открытие белоснежной галеры, выполненной из мрамора, состоялось в 1519г. Главной жемчужиной композиции галеры стал ее нос, который украшало изображение кабана. На постаменте архитектор разместил герб семьи Медичи, символику папы римского, а также памятную надпись.
Ну раз уж Санта Мария ин Домника не пожелала открыть нам свои двери, навестим ее "соседку" - церковь Санто Стефано Ротондо.
Уже из самого названия церкви можно понять, что форма у нее цилиндрическая. Принято считать, что освящение первой церкви произошло при папе Святом Симплицие в середине второй половины Vв., и она была предназначена для хранения мощей Святого Стефана Первомученика. На протяжении столетий церковь неоднократно разрушалась. То, что мы сейчас видим, результат восстановительных работ XVв., начатых при папе Николае V, хотя входная лоджия появилась в XIIв.
Внутри храма видно кольцо из 22 ионических колонн из серого гранита, окружающих главный алтарь и поддерживающих барабан. Центральный алтарь был установлен в 1455г. флорентийским художником Бернардо Росселлино, ответственным за реставрацию:
На изображениях, выполненных до ХХв., показан алтарь с фантастической высокой деревянной скинией, установленной в 1613г.. Ее вырезал прусский пекарь по имени Ян Гентнер в исполнение обета, данного им в церкви. В ХХв. скинию перенесли в вестибюль, а после реставрации поместили на цоколе в правой части амбулатории. Она выполнена в форме церкви с четырьмя этажами и похожа на свадебный торт, увенчанный куполом, напоминающий купол собора Святого Петра.
Внешняя стена содержит в себе изначальную аркаду из преимущественно ионических колонн. Всего колонн 36, включая одну, заключенную во входную опору, две отдельно стоящие у входа в часовню Прима и Фелициана (коринфские) и одну свободно стоящую у входа в Венгерскую часовню. Вся внешняя стена по своему кругу украшена циклом фресок на 34-х больших панелях, созданных в 1572-1585г.г. по заказу папы Григория XIII и изображающих пытки и мучения, которые претерпевали первые христиане.
Авторство работ приписывается Никколо Помаранчо, Антонио Темпеста, Антонио Чирчиньяни:
Есть мнения, что с пейзажным фоном помогли Маттео да Сиена и Маттис Бриль:
Находящаяся слева от входа часовня святых Прима и Фелициана была заказана папой Теодором I. Святые изображены на мозаике в раковине апсиды, заказанной папой. Здесь же расположены настенные фрески с их мученичеством и погребением, выполненные Антонио Темпестой в 1586г.
Справа расположено интересное изображение Богоматери Скорби, на котором показаны семь мечей, пронзающих ее сердце. Каждый меч имеет маленькое тондо со сценой своей скорби.
Во время раскопок в подземельях церкви был обнаружен неплохо сохранившийся храм бога Митры. Надеюсь, и к нему когда-то откроется проход.