Выйдя из базилики:
наш путь дальше пролегает мимо Колизея:
к еще одной знАчимой (а что, разве есть не знАчимые ) для Рима церкви Сан Пьетро ин Винколи (дословно Апостола Петра в веригах). Это базилика Vв. (естественно, с последующими изменениями) считается титулярной в районе Монти, была построена на средства императрицы Евдоксии, жены императора Валентиниана III. Церковь возвели специально для хранения "честных вериг" (цепей) апостола Петра, которые были переданы Евдоксии иерусалимским патриархом.
Согласно деяниям апостолов, этими цепями Петр был скован в темнице в Иерусалиме, куда его бросили по приказу царя Ирода. Петру в заточении явился ангел, который повел его за собой. Двери тюрьмы перед ними открылись сами по себе, а кандалы упали на землю.
Когда цепи из Иерусалима оказались в Риме, папа Лев I решил их сравнить с теми, что сковывали апостола Петра во время его заточения в Мамертинской тюрьме. Чудесным образом в руках Папы две цепи соединились в одну, которая с тех пор хранится в реликварии под главным алтарем церкви. Чудо слияния двух цепей отмечают 1 августа.
Фасад церкви отличается аскетичностью, как и интерьер, который тоже выделяется своей скромностью на фоне других римских церквей. Аркады нефа состоят из 20 античных колонн дорического ордера, довольно редкого для римских церковных аркад.
Кессонный потолок расписан фреской генуэзского живописца Джованни Баттиста Пароди "Чудо цепей:
Алтарную часть расписал Джакопо Коппи в 1577г.:
Цикл фресок имеет свои названия:
- Освобождение Святого Петра из тюрьмы;
- Епископ Ювенал дарит цепи императрице Евдокии;
- Евдокия дарит цепи Папе.
В дальнем конце левого прохода располагается надгробный памятник кардиналу Одоардо Веккьярелли с его изображением, поддерживаемым парой скелетов:
Над вторым алтарем в левом проходе расположена мозаика VIIв. в византийском стиле с изображением Св.Себастьяна работы неизвестного художника. Мы привыкли видеть этого святого полуобнаженным с N-ым количеством стрел, выпущенным в него; но здесь он одет в императорские одежды. Надпись внизу рассказывает о том, что мозаика была выполнена в благодарность за прекращение эпидемии.
Рядом с этим алтарем находится гробница кардинала Чинцио Альдобрандини — образец раннего барокко с очаровательным крылатым скелетом, держащим косу и накрытым вуалью:
У западной стены находится гробница Николаса де Куза, бывшего титулярным кардиналом церкви с 1449г. до своей смерти в 1464г. Рельефная резьба, покрытая золотом, показывает кардинала перед Святым Петром, возведенным на престол, и приписывается Андреа Бреньо.
В начале левого прохода располагается томба флорентийских художников Антонио и Пьеро Поллайюоло работы Луиджи Каппони:
Один из боковых алтарей:
Главную изюминку церкви я припас на десерт. Думаю, многие в эту церковь добираются именно из-за этого памятника; а все остальное в церкви для них вторично.
Речь идет об усыпальнице Папы Юлия II, которая в первоначальном варианте своими размерами и количеством скульптур должна была стать одной из величайших в христианском мире. Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело, которому была доверена реализация масштабного проекта, такая задача оказалась не под силу.
В 1506 г. Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. В 1513 г. Папа умер, но так как гробница не была завершена, то его останки поместили в соборе Св.Петра, где первоначально и планировалось построить гробницу (но из-за разногласий между Папой и Микеланджело и изменений размера гробницы в итоге ее перенесли в Сан Пьетро ин Винколи).
Работы по созданию усыпальницы для Папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться, и финальная реализация оказалась гораздо скромнее. Преемников Папы Юлия на троне Святого Петра тоже не очень интересовал могильный памятник предшественнику, поэтому Микеланджело мог работать над ним лишь время от времени. Ко времени смерти мастера в 1564г. были завершены только статуи Моисея, Лии, Рахили и двух умирающих рабов.
Скульптуру Моисея знаменитый скульптор создал в период 1513-15г.г. "Рожки" на голове пророка возникли из-за того, что Микеланджело читал Вульгату (перевод Библии на латынь), где слово "каран" (светится) прочитано как "керен" (рога), потому что в иврите нет гласных. на самом деле от головы пророка должны исходить лучи света, появившиеся после общения Моисея с Яхве:
По мнению историков, Микеланджело считал скульптуру Моисея одной из лучших своих работ, так как она получилась полной жизни и очень реалистичной. Согласно легенде, тонкая трещина на колене Моисея появилась после того, как сам Микеланжело ударил скульптуру, крича: "Почему ты не говоришь?"
Отредактировано Germon (2021-04-04 19:11:11)