Читаю, наслаждаюсь
Рим глазами не римлянина, на неделю пытавшегося стать римлянином. 2017
Сообщений 121 страница 130 из 180
Поделиться1222021-08-16 10:25:15
Хотелось бы просто туда ездить, не задаваясь целью его исследовать, а просто хорошо бы там побывать и насладиться тем, что увидишь. Мне уже достаточно в нем открытий, а вот церквей так много, что смотреть - не пересмотреть.
Ирина, вы далеко не едины в таких порывах.
Читаю, наслаждаюсь
Ну тогда я продолжу.
Среди невероятного количества достопримечательностей Рима особенно выделяются огромные термы Каракаллы. В свое время их считали восьмым чудом света и самым впечатляющим строением Рима. Для наглядности я приведу фото из интернета, сделанное дроном.
Термы в Древнем Риме возникли по греческому образцу и со временем стали одним из главных центров общественной жизни. Термы играли более важную роль, чем просто место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь — здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы.
В архитектурном плане термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, — завоевание популярности у населения.
Для терм создавались величественные строения с неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.
К началу IIIв. н.э. большинство свободных римлян из-за непрекращающихся завоевательных походов и огромных трат на армию стало ощущать некую стесненность в средствах и уже не могло позволить себе строительство собственного дома с огромным бассейном. Работать жители Великого Рима не желали, а потому скука распространялась по всему городу, грозя быстро перерасти в массовые беспорядки.
И именно по этой причине в столице все чаще на улицах раздавали бесплатный хлеб и радовали боями гладиаторов или возведением новых зданий, спасая их от скуки. Таким спасением и стали на долгий период времени термы Каракаллы.
Конечно, строительство обычной бани, пусть и гигантской по своим размерам, не впечатлило бы избалованных римлян — на тот период времени в столице огромной империи работало более 800 средних бань и 5 императорских. Поэтому новые термы, уступающие по своим размерам только термам Диоклетиана, стали целым комплексом.
Кроме самих бань, они включали в себя гимнасии, сцены для театральных постановок, библиотеки, залы для общения и парковые зоны.
Отредактировано Germon (2021-08-16 10:48:43)
Поделиться1232021-08-16 10:33:15
Строительство терм было начато в 206г. н.э. и продолжалось 11 лет. К 217г. строители освоили 11 гектар римской земли между холмами Целий и Авентин. Термы Каракаллы получили циклопические размеры (двор 400х400 метров, главный банный комплекс 150х200 метров) и были рассчитаны на 1500 посетителей. Бани были расположены в самом престижном районе Рима, хотя основная их клиентура проживала в соседних районах, имеющих средний достаток.
План всего комплекса, состоявший из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Система входов строилась с учётом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. Для сохранения тепла внутри главного здания, все коридоры и переходы были спроектированы в виде изогнутых линий.
Все стены терм были облицованы прекрасным мрамором, а за ним скрывалась кирпичная кладка, которая еще и заливалась толстым слоем бетона. Здание было очень прочным, чем-то сродни крепости. Благодаря такому подходу строителей руины терм Каракаллы сохранились в хорошем состоянии до наших дней.
Поделиться1242021-08-16 10:47:42
Здания бань было богато украшено мозаикой, изображающей подвиги различных атлетов и спортсменов. Фрагменты мозаичного пола были обнаружены археологами в XIXв. и сейчас находятся в Латеранском музее. Знаменитые экспонаты музеев Ватикана и Неаполя, такие как статуя Аполлона Бельведерского, Фарнезский бык, скульптуры Древнего Рима, некогда украшали комнаты отдыха императоров в термах.
Ко входу в термы вела живописная аллея, благоухающая ароматами сотен живых цветов.
Действовали термы три столетия, пока готы не разрушили подступающий к ним водопровод.
Со временем постройки пришли в упадок, а свободная от зданий земля частично превратилась в городское кладбище. Некоторые участки задействовали для нужд сельского хозяйства.
Преданные забвению термы были вновь обнаружены в XVIв. Серьезные археологические работы по исследованию этого уголка Рима начали проводить уже в XIX столетии. В начале ХХв.а среди руин бань был обнаружен обширный митриум — место поклонения древнему божеству Митре. Две ванны, найденные во время археологических исследований, ныне представляют собой небольшие фонтаны, расположенные в Бельведере и на площади Фарнезе.
Естественно, до наших дней сохранились лишь руины терм. Однако благодаря правильным расчетам архитекторов и прочному материалу, остатки комплекса, построенного еще во IIв. н.э., можно считать одним из наиболее сохранившихся памятников архитектуры Древнего Рима.
Сегодня на территории терм можно встретить щипающих травку кроликов, да летающих высоко чаек.
Летом 1937г. мэр Рима Пьеро Колонна распорядился передать историко-археологический комплекс в распоряжение Римского оперного театра. Полторы тысячи метров площади бывшего тепидария были переоборудованы в зрительный зал на 8000 (после реконструкции – на 20000) зрителей.
Обширная сцена на открытом воздухе (является самой большой в мире — её длина 22 метра) и впечатляющие декорации, вдохнули вторую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон в банях прерывался лишь на время Второй мировой войны, а также в 90-х годах ХХв. С 2001г., после 10 лет реставрационных работ, комплекс снова встал на службу искусству.
Первый оперный сезон стартовал здесь в 1937г. оперой Доницетти, а в июле 1990г. в термах состоялся концерт трёх легендарных теноров: Доминго, Паваротти и Каррераса.
Поделиться1252021-08-17 16:26:11
я только начала читать про Рим и у меня сразу нарисовался список из 21 церковей, длина начала списка вперечатляет у вас, Germon, нашла треть из них...мне нужна вторая жизнь пожить в Риме
ваш Рим в лучах заката - полный улет!
Поделиться1262021-08-18 14:48:40
я только начала читать про Рим и у меня сразу нарисовался список из 21 церковей, длина начала списка вперечатляет ...
Уверяю вас, когда закончите читать, список увеличится как минимум в пять раз. На форуме много прекрасных рассказов про Вечный город.
мне нужна вторая жизнь пожить в Риме
Пора превращаться в кошку, тогда их будет намного больше.
ваш Рим в лучах заката - полный улет!
Грацие.
А наш путь лежит на Авентинский холм, точнее к тому достоприму, что находится между Авентинским и Палатинским холмами - Большому Цирку (Circus Maximus).
Долина между Палатинским и Авентинским холмами идеально подходила для спортивных состязаний. По легенде, впервые ее приспособил для этих целей сам основатель города Ромул, когда пригласил жителей окрестных деревень в недавно построенный Рим — якобы посмотреть на состязания, а на самом деле — чтобы похитить невест для своих граждан.
В свою лучшую пору Большой цирк был великолепен. Плиний Старший считал его одной из трех самых красивых построек Рима. Цирк был разбит на сектора, в каждом из которых имели право сидеть только люди определенного статуса – ближайшие к арене места предназначались для знати, а на внешних трибунах размещались различные лавки. При Юлии Цезаре вокруг арены выкопали защитный ров с водой и заменили пожароопасные деревянные трибуны на каменные.
Одно из значений слова Circus – место для конных соревнований. Изначально соревнования колесниц проходили по прямой линии. Во IIв. до н.э. правила изменились из-за строительства в Риме водопровода. Его проложили по дну долины, что привело (по разным источникам) то ли к проседанию почвы, то ли к появлению холма, который просто не стали разравнивать, и колесницы пришлось пустить по кругу. В дальнейшем это стало традицией. Так оправдалось второе значение латинского Circus – круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк.
Последние состязания в Большом цирк принял в 550г. при готском короле Тотиле. После этого началась эпоха разрушения. Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом.
Сегодня Большой цирк остается одной из самых живых древнеримских достопримечательностей — здесь лежат на траве, выгуливают собак, совершают пробежки, а иногда проводят концерты и демонстрации.
Мы уже совсем рядом у Тибра, возле Бычего форума. Название укоренилось непосредственно из-за назначения этого места; в период ранней республики здесь шла торговля скотом, а так же причаливало огромное количество судов — форум был перевалочным пунктом для всех товаров, которые доставлялись из Остии - главного порта Рима на Средиземном море.
Сегодня на форуме остались следы древних построек - круглое строение Храма Геркулеса, прямоугольной формы Храм Портуна - бога, отвечающего за сохранность портов и гаваней, романская церковь Санта Мария ин Космедин со знаменитыми Устами Истины, возведенная над руинами большого алтаря Геркулеса в IVв., арка Януса. Что-то я посещал в предыдущие поездки, что-то оставил на потом.
Ноги сами несут нас к Тиберине; островок прекрасен с любой точки:
Поделиться1272021-08-18 15:08:59
Пора уже перебраться в Трастевере. Да простит меня "занавонье", Трастевере - мой любимый район Рима. Его название пошло от латинского trans Tiberim, означающее "за Тибром" или "через Тибр".
В этом районе нет каких-то грандиозных достопримов, его сила и очарование - в другом. Узкие мощеные улочки, старинные средневековые церкви, увитые плющом и виноградом дома теплых терракотовых, охряных и персиковых расцветок, средневековые барельефы на фасадах строений, дружные ряды мотороллеров и крошечных, почти игрушечных фиатов, уютные столики уличных кафе...
Я помню, когда в один из первых приездов в Рим в начале столетия, Трастевере поразил своей первозданностью и практически полным отсутствием людских масс. Спустя 15 лет район стал более посещаем; даже днем чувствуется наплыв туристов.
Отредактировано Germon (2021-08-18 15:11:59)
Поделиться1282021-08-19 08:47:28
Трастевере заочно и мой любимый район
Поделиться1292021-08-19 23:04:45
Трастевере заочно и мой любимый район
Думаю, здесь на форуме много его почитателей.
В самом сердце Трастевере находится небольшая, размерами с часовню, церковь Санта Мария ин Капелла. Посетить это место - значит внезапно очутиться во времена раннего средневековья, т.к. первые упоминания о существовании этого храма задокументированы около тысячу лет назад.
Расположенная в двух шагах от монументальной базилики Санта Чечилия, церковь Санта Мария ин Капелла является одной из немногих уцелевших, т.к большинство храмов было утеряно из-за веками производимых работ по сдерживанию разливов Тибра.
Существует мнение, что второе название церкви происходит от латинского "Cupella", т.е. небольшая бочка. Эта версия подтверждается тем фактом, что в XVв. церковь поддерживалась Братством Барилари, изготавливающим бочки.
Во внутреннем убранстве церкви практически не сохранились оригинальные декоративные элементы. Все, что можно увидеть внутри, результат последней реконструкции XIXв.
Летом 2017г. (уже после нашей поездки) под главным алтарем были обнаружены два терракотовых сосуда, опечатанных свинцовыми пластинами с начертанными на них именами первых понтификов: Петра, Корнелиуса, Калликста и Феликса. Вскрытие сосудов выявило наличие фрагментов костей, которые были помещены в контейнер и переданы в Ватикан. Дальнейший анализ показал, что часть останков может принадлежать первому епископу Рима Св.Петру.
А вот и два красавца, постоянно "прописавшихся" в Трастевере. Разве что в кузове пикапа может меняться содержимое.
Поделиться1302021-08-27 21:08:06
Церковь Санта Мария ин Трастевере, пожалуй, считается главным храмом района. Она настолько хорошо знакома всем побывавшим в Вечном городе, что в этот раз я даже забыл сфотать ее фасад.
Зато в кадр попал одноименный фонтан на площади. Он считается старейшим в Риме, его история начинается с VIIIв. Его сегодняшнее воплощение — это работа Донато Браманте с последующими дополнениями от Джан Лоренцо Бернини и Карло Фонтана.
Что же касается самой церкви, то она является малой базиликой XIIв., посвященная Успению Пресвятой Девы Марии, основанная в античные времена и являющаяся также приходской и титульной церковью. Она всегда была центром местной религиозной и гражданской жизни. Считается, что базилика стала первой римской церковью, в которой открыто проходили мессы.
В наружном портике, перестроенном Карло Фонтана в 1702 г., находится средневековый саркофаг с рельефным геральдическим львом семьи Папарески, к которой принадлежал папа Иннокентий. Лев был символом Трастевере, и это, возможно, послужило источником вдохновения для мастера.
На стенах портика - плохо сохранившиеся фресковые росписи "Благовещение":
Центральный неф базилики имеет 12 секций и отделен от приделов 21 античными гранитными колоннами различной ширины и с различными ионическими и коринфскими капителями. Нечетное число колонн объясняется тем, что первая секция правой стороны занята колокольней.
На стенах нефа над колоннами находятся фрески святых. Эти 16 изображений были заказаны папой Пием IX и выполнены в 1865-1866г.г. разными художниками.
Мозаики в раковине апсиды и на стене, в которую она встроена, были выполнены вскоре после постройки церкви, возможно, в 1148г. Что интересно, их стиль больше классический, чем византийский, особенно в отношении главных центральных сидящих фигур Христа и Богоматери, а также Святого Петра справа от них.
Главная мозаика изображает Христа на троне с Богоматерью по правую руку, окруженных святыми и понтификами.
В теле апсиды с каждой стороны находится ряд мозаичных панелей работы Пьетро Каваллини 1290-1291г.г.
Фрески, расположенные по обе стороны мозаики, датируются концом XVIв. и принадлежат художнику Агостино Чампелли. На них изображены ангелы, несущие предметы, являющиеся символами Богоматери.
По обеим сторонам от центрального нефа находятся десять часовен. Вот, к примеру, часовня Альтемпс. Ее потолок украшен фресками со сценами из жизни Богоматери с ее Успением:
На стене - картина с изображением Тридентского Собора:
В алтаре часовни картина XVIв., изображающая Мученичество Святых Филиппа и Иакова.
Отредактировано Germon (2021-08-28 10:28:21)