Пьяцца дель Пополо всегда многолюдна. Из общей туристической массы "вырываем" древний фиат - культовый атрибут римских улиц:
Пожалуй, только в Италии эти старенькие машинки так гармонируют с фасадами вековых зданий.
Одна из "близняшек" на реставрации:
Наш путь ведет к набережным Тибра. Выбираем шумную виа Бабуино, где нельзя никак пропустить знаменитый одноименный фонтан. Изначально этот мифический персонаж именовался Сатиром. Тем самым вечно подвыпившим, толстым и волосатым, совершенно некрасивым спутником бога Диониса. Состарившийся Сатир получал имя Силен.
А Бабуино – это прозвище, которое присвоили этой небольшой статуе мифического божества остроумные римляне. Оно родилось по ассоциации с обликом обезьяны, густо заросшей шерстью. Удачное, на взгляд горожан, прозвище накрепко приклеилось к потёртой статуе уродливого старика Силена. А затем закрепилось за улицей и стало её официальным названием – виа дель Бабуино.
Мне было интересно найти более подробную информацию про этот фонтан. История довольно интересная:
"Фонтан появился в Риме в XVIв. и к этому непосредственно причастны как минимум четыре человека. Из них трое – Римские Папы и один богатый купец:
- Папа Пий IV. Его роль сводится к тому, что он ввёл правило, по которому гражданину разрешалось пользоваться водой в неограниченном количестве. Но при одном условии – нужно было построить фонтан на собственные средства для всеобщего пользования. Такие городские источники воды называли в Риме "полуобщественными".
- Папа Пий V дал разрешение на установку фонтана.
- Папа Григорий XIII повелел украсить чашу фонтана скульптурой.
- Патрицио Гранди – тот самый предприимчивый феррарский торговец, которому позволили возвести фонтан. Состоятельный купец соорудил его и получил право свободно брать воду в любом количестве для полива в своём хозяйстве.
Античной скульптуре к тому времени было около 1500 лет. Выбор пал на Силена из-за того, что этот падкий до вина языческий божок считался покровителем источников.
Последующая история этого нетривиального сооружения тоже полна интересных деталей.
Образ Силена вызвал странную реакцию кардинала Децца. В мифологическом божестве ему чудился католический святой. Поэтому, проходя мимо, он всегда почтительно кланялся этой скульптуре. Такое поведение подслеповатого священника породило пересуды и насмешки римлян. Горожане стали вешать на статую Бабуино "babuinate" – таблички с анонимными стишками порицающими папу и священство, и памфлетами, критикующими власть. Так фигура Силена-Бабуина стала одной из шести "говорящих статуй" римской "конгрегации остроумных".
Бабуино порицал местные власти несколько веков. Позднее вместо табличек неизвестные авторы использовали более современный способ – стену за статуей густо расписывали с помощью граффити. Но в 2007 году "разговорчивый" фонтан вынудили примолкнуть. Народную "стенгазету" запретили. Граффити удалили, стену очистили и покрасили антивандальной краской. Городская администрация решила, что таким надписям не подобает находиться на элитарной улице с дорогими магазинами и изысканными художественными галереями.
Приключения с фонтаном происходили и раньше. В 1738г. его задвинули в нишу из-за строительства нового большого дворца, чтобы он не мешал проезду. А в 1877г. вообще демонтировали и разлучили Бабуино с его бассейном – колоритную статую переместили во двор соседнего палаццо, а гранитную ванну установили в другой фонтан. Но это ещё не конец приключениям фонтана.
Бабуино не был забыт. В 1957г. требования римлян привели к тому, что бассейн вернули на прежнюю улицу. Фонтан с фигурой уродливого, но любимого существа установили около церкви Сант-Атанасио деи Гречи на Виа дель Бабуино. Разлука статуи и бассейна завершилась счастливым воссоединением."
С виа Бабуино плавно перепрыгнем на виа Маргутта - пожалуй, самую атмосферную улочку Вечного города. Среди ее симпатичных арт-мастерских, охряных палаццо выделяем фонтан Художников (второе название фонтан Искусств). Появился он на улице художников в 1927г. благодаря архитектору Пьетро Ломбарди. Фонтан изображает все атрибуты жизни художников - кисти, палитры, мольберты. Что интересно: водичка льется из двух масок - грустной и веселой, которые символизируют переменчивую фортуну жизни - то успех, то разочарование.