...
Известный государственный деятель первой половины 18 века, историк, дипломат и артиллерист Василий Никитич Татищев 4 года был астраханским губернатором (сегодня в его честь названа одна из улиц Астрахани):
Династия купцов Сапожниковых, основанная выходцем из Саратовского края старообрядцем Петром Семёновичем - легенда Астрахани 19 столетия. Читая про их деяния, создаётся впечатление, что его потомки заочно соревновались, кто больше сделает хорошего для родного города. Но даже если и так (в чём я сомневаюсь), астраханцы от этого только выигрывали:) Сапожниковы построили в Астрахани 7 церквей, улицу, которая потом получила их имя, больницы и благотворительные заведения, содержали сотни осиротелых семей, раздавали нуждающимся продукты, жертвовали деньги на похороны, свадьбы и крестины, щедро прощали долги... Пётр Семёнович на пару с греком Варваци построил мост через реку Кутум, причём - на уровне курьёза - "лавры" они тоже поделили: мост стал называться Сапожниковским, а Варваци, который доложил "наверх" о строительстве, получил орден:)
Честно говоря, любой из купцов Сапожниковых был бы достоин оказаться на Аллее Славы. Не знаю уж, по каким критериям, но честь представлять потомкам свой род выпала внуку Петра Семёновича Александру Александровичу, внесшему большой вклад в спасение города от затопления при наводнениях 1856 и 1867 годов. Он, кстати, был одним из тех, кто радушно принимал А. Дюма в Астрахани: французский писатель много раз упоминает его в своей книге: к примеру, "В Москве же богатый астраханский негоциант месье Сапожников заранее написал управляющему, чтобы тот предоставил в мое распоряжение его дом, самый лучший в городе". А уже в Астрахани "месье Сапожников распорядился, чтобы мы пользовались самым широким гостеприимством" (по приезду Дюма останавливался в его особняке); "Спускаясь с крыльца, я увидел в нескольких шагах от последней ступени весьма элегантную коляску, запряженную парой добрых коней; поинтересовался, чья она. Управляющий ответил, что - Сапожникова и, следовательно, моя".
Кстати, с именем Сапожниковых связана история картины "Мадонна с цветком" самого Леонардо да Винчи. До 19 века она считалась утерянной, пока не "всплыла" в коллекции, которую начал собирать ещё Пётр Семёнович. По семейным преданиям, картина была куплена у бродячих итальянских балаганщиков, когда те проезжали через Астрахань, но в 1974 году были обнародованы документальные данные, что Сапожниковы приобрели "Мадонну" у российского генерала сенатора А. И. Корсакова, ценителя и коллекционера предметов искусства. Картина переходила по наследству из поколения в поколение, пока в 1914 году дочка Александра Александровича Мария Александровна, бывшая замужем за известным архитектором Л. Н. Бенуа, не продала "Мадонну" Эрмитажу (пишут, что некий лондонский антиквар предлагал за неё намного большую сумму, но Мария Александровна пожелала, чтобы картина Леонардо осталась в России). Главная же несправедливость этой в целом красивой истории в том, что картину прозвали "Мадонной Бенуа" (который, при всём уважении, имел к ней очень опосредованное отношение), а не "Мадонной Сапожниковых"...
А вот Александр Васильевич Суворов попал на Аллею местной славы не потому, что в 1762 году, на заре своей воинской карьеры, командовал Астраханским пехотным полком (сам полк, несмотря на название, никогда не квартировал в Астрахани), а благодаря событиям, случившимся намного позже, о которых я расскажу максимально кратко. В 1735 году позиции России на Кавказе и Каспии сильно ослабли после того, как она была вынуждена вернуть Персии Дербент и Баку с окружающими их территориями, завоёванные Петром I во время Персидского похода. Однако интерес к столь ценному во всех отношениях региону оставался, и в 1779 году императрица Екатерина II через Г. Потёмкина направила в Астрахань с секретной миссией Суворова, в задачу которого входило обеспечение условий для создания на южном берегу Каспия укреплённой торговой фактории и приобретения прибрежных персидских областей. Для непосредственного решения этой задачи в Казани строилась флотилия, но возглавить её должен был не Суворов, а сербский капитан на российской службе Марко Войнович. Суворову же предписывалось всего лишь "собирать информацию", изучать ситуацию, а по прибытии флотилии - проверить её оснащённость (некоторые считают, что всё это вообще было лишь благовидным предлогом отправить будущего генералиссимуса "с глаз подальше" из столицы).
В Астрахани Суворов вместе со своей супругой поселился в основанном бывшим астраханским губернатором Бекетовым селе Черепаха, расположенном в 12 верстах от Астрахани (в холодное время они жили в самом городе, в Спасском монастыре). Здесь он провёл около двух лет, и они явно стали не лучшими в его жизни: поставленные задачи не соответствовали деятельной и активной натуре полководца, нацеленного на быстрые и эффективные действия, и он откровенно скучал и оттого впадал в хандру. К тому же Суворов так и не смог стать своим в среде местного "бомонда", "всем надоевшим и опротивевшем" ему, по выражению из книги А.Н. Штылько, а "протокольные" визиты к губернатору и прочим "власть имущим" он рассматривал как обузу и унижение. Они, в свою очередь, отвечали ему тем же: как писал А.Ф. Петрушевскиий, считающийся автором наиболее подробной биографии Суворова, "появились на Суворова пасквили и доносы, конечно вздорные, похожие скорее на простую сплетню. Они имеют однако свою особенность: по людям заурядным, но искусившимся, скользят почти бесследно, а человека из ряда вон, но не обстрелянного, жалят чувствительно. Суворов принадлежал к последним; булавочные уколы его раздражали, развивали мелкие инстинкты, и болото засасывало". Не складывались у него отношения и с женой - слишком разными людьми они были, причём абсолютно во всём, и, скорее тяготили друг друга, чем поддерживали и утешали. Полководец несколько раз просил у Потёмкина дозволения вернуться, но только в декабре 1781 года, наконец, получил назначение в Казань. А Каспийский поход, ради которого он пребывал в Астрахани, так и не состоялся - ситуация в регионе изменилась, торговлю с Индией практически монополизировали англичане, и надежды на торговый путь от Индии до Петербурга через Каспий и Волгу так и остались в мечтах... Иногда цитируют высказывание Суворова, что он, дескать, 10 лет не проводил время так весело, как в Астрахани, но на этот счёт тот же Петрушевскиий разумно замечает, что "таково уже розовое свойство воспоминаний, а находясь в Астрахани, он ощущал только томление и тоску".
Немецкий аптекарь Карл Иванович Оссе, приехавший в Астрахань в 1829 году, был известен не только как владелец аптеки, но и как благотворитель: он частенько отпускал медикаменты для городских больниц с 50-процентной скидкой или даже бесплатно. А в 1835 году за деятельность по прекращению эпидемии холеры в Астраханской губернии Оссе был награждён золотыми часами с цепочкой.
Кроме них, на Аллее Славы можно увидеть бюсты поэта и филолога В.К. Тредиаковского, путешественника и географа Петера Симона Палласа, "кавказского" генерала А.П. Ермолова, географа и историка К.М. Бэра, атамана Астраханского казачьего войска и губернатора Астрахани в 1917-1918 годах И.А. Бирюкова, купца и мецената И.И. Губина, учёного-теолога А.А. Дмитриевского и архитектора С.И. Карягина.
Аллея Славы заканчивается Триумфальной аркой - подобием (но не копией!) той, что была построена на бывшей 17-й пристани в 1871 году в честь прибытия в Астрахань императора Александра II. Правда, тогда она была деревянной, а потому простояла лишь чуть более столетия: в конце 1980-х годов её снесли. Новая же построена "на века": из гранита и мрамора.
Если рассматривать арку детально, то на ней можно увидеть ... ну, конечно, не всю историю Астраханского края, но многие олицетворяющие её образы. К примеру, барельефы с изображениями Петра I и Ивана Грозного, герб астраханского казачества, сцены из жизни рыбаков и даже ... верблюдов:
Сразу за аркой находится фонтан, сделанный в виде круглого циферблата, где вместо цифр изображены гербы районов Астраханской области. Кстати, то, что это фонтан, я узнал только сейчас, поскольку в неработающем виде (а он не работал) он смотрелся как обычный "напольный" декор: все трубы установлены так, что не выступают наружу.
А как выглядит фонтан в работающем состоянии, можно посмотреть на камерах Гугла: https://www.google.com/maps/@46.3448966 … 6656?hl=ru .