savl
наличие каналов, рек и мостов всегда в плюс городу
Много симпатичных особняков
"Город полуденной России" - Астрахань
Сообщений 71 страница 80 из 104
Поделиться712020-12-08 09:07:06
Поделиться722020-12-08 13:04:52
наличие каналов, рек и мостов всегда в плюс городу
Много симпатичных особняков
Согласен по обоим пунктам
Поделиться732020-12-08 13:10:02
* * * * * * * * * *
Выражение "астраханские казаки" является не столь привычным и расхожим, как кубанские или донские, но, тем не менее, казаки в астраханских землях не только имелись, но и играли заметную роль в здешней истории. Изначально их этнический и социальный состав был очень пёстрым: и новокрещённые татары и калмыки, и бывшие стрельцы, и беглые люди, искавшие "вольницы", и переселявшиеся сюда донские казаки, которым для повышения осёдлости надлежало вдоль Волги основывать посёлки, называвшиеся станицами, и селиться в них.
Вплоть до 18 столетия сил регулярных российских гарнизонов в этой окраинной части государства не хватало для охраны границ, защиты от набегов кочевников, обеспечения безопасности Московского тракта, волжского торгового пути, рыбных и солевых промыслов. Поэтому с 1730-х годов казаков начали включать в общую систему сторожевой службы на юго-востоке России: сначала в 1737 году была создана первая казачья команда из 100 русских и 200 крещёных калмыков (правда, непривычные к дисциплине и порядку калмыки быстро стали разбегаться), потом на её основе был учреждён Астраханский казачий полк, а 1817 году - Астраханское казачье войско из трёх полков.
Со временем все российские казаки, которые уже образовывали особое сословие, стали, как бы мы сейчас выразились, военнообязанными: согласно Уставу о воинской повинности 1814 года, срок службы казака составлял 20 лет, но это отнюдь не значило, что всё это время он находился "в казарме". Первые 3 года казаки пребывали в так называемом "приготовительном" разряде: за этот срок они должны были снарядиться (строгих правил на этот счёт не было, поэтому новобранец мог иметь любое оружие, вплоть до дедовского) и обучиться военному делу. Затем в течение 4 лет они служили в войске, после чего возвращались в родные станицы, где жили обычной жизнью, занимались хозяйством, но пребывали в состоянии постоянной готовности к призыву, причём всё это время должны были иметь "под рукой" строевого коня, снаряжение, обмундирование и холодное оружие, а иногда привлекались к лагерным сборам. Через 8 лет их переводили в "запасной" разряд, а ещё спустя 5 лет (вот они и 20) - в отставной: на этом обязательная служба заканчивалась. В этой системе были и исключения - М. Жебрак в программе "Пешком... Астрахань казачья" приводит интересный житейский факт: после пожара казака освобождали от службы на 2 года, а если в станице сгорала церковь, то всех станичников-казаков освобождали от службы на 3 года.
Помимо сторожевой службы, в мирное время в воинские обязанности казаков входила охрана почты и курьеров, а также обеспечение карантинного режима в случае эпидемий. Привлекались они и к несению конно-полицейской службы в городах и уездах, а также были участниками практически всех войн 19 - начала 20 веков: Отечественной 1812 года, русско-турецкой 1877-1878 годов, Первой мировой (а впоследствии - и Великой Отечественной). В память об их героическом прошлом в 2015 году в северной части Братского сада установлен Памятник астраханским казакам - защитникам Отечества, на котором казак изображён в виде рядового российской армии в форме времён Первой мировой войны на фоне Георгиевского креста:
Памятник стоит напротив здания, построенного в 1906-1907 годах астраханским архитектором Вальдовским-Варганеком, о котором я уже упоминал (бывшего также автором Новой биржи на Стрелке и "пышного" дома рядом с Мариинской гимназией), где до 1918 года находилось правление Астраханского казачьего войска. Сейчас в нём Музей боевой славы.
Попутно отмечу и такой любопытный факт: когда А. Дюма гостил в Астрахани во время своего путешествия по югу России, он несколько раз встречался и даже, можно сказать, сдружился с наказным (то есть назначаемым "сверху") атаманом Астраханского казачьего войска генерал-майором Николаем Петровичем Беклемишевым, который презентовавал писателю белую папаху. И не просто в качестве сувенира: как описал сам Дюма, "Папаха передавалась мне, чтобы в течение ночи я мог держать голову в тепле. Этот роскошный колпак на голове генерала привлекал мое внимание, и два-три раза мои глаза машинально поднимались. По направлению моих взглядов генерал догадался, что я хотел бы иметь такой же головной убор; и он его прислал. Не смотрите дважды на вещь, которая принадлежит русскому, иначе он вам ее отдаст, сколько бы она ни стоила. Благодаря вниманию генерала Беклемишева ... я мог реализовать одну из режимных заповедей людей Востока ― держать голову в тепле".
..........
Один из самых колоритных районов старой Астрахани, во многом сохранивший атмосферу и дух дореволюционного города, находится на Косе. Её главную и самую парадную Никольскую улицу я показал ранее, а сейчас мы немного пройдёмся по другим, более патриархальным, улочкам (Урицкого, Ульяновых, Фиолетова, Максима Горького), где практически в первозданном виде сохранилось много особняков и домов 19 века. Их можно просто "прочёсывать", идя в одну сторону по одной улице, потом переходить на другую и идти назад, потом опять "туда" по третьей и "обратно" по четвёртой...Мы так не сделали, и теперь, "гуляя" по ним в Яндексе и Гугле, я жалею об этом: мы увидели лишь малую толику того, что есть на этих старых астраханских улицах.
Такая структура усадьбы, как на последних снимках, типична для Астрахани: два стоящих рядом дома, выходящие на улицу фасады которых соединены оградой с аркой, зачастую декоративной, над воротами. Причём один дом побольше и побогаче - видимо, хозяйский. А другой - попроще и пониже, но тоже каменный и, как правило, двухэтажный - для хозяйственных нужд (возможно, у купцов там же были и склады, а у промышленников - какие-то производства) и "дворовых" людей: от прислуги до поваров и конюшенных. Эти два дома образуют между собой проход, являющийся продолжением входных ворот, а за ним, уже в глубине, расположен внутренний двор и, возможно, ещё какие-то вспомогательные постройки.
Ещё одна астраханская "фишка" с явно восточными корнями - чугунные навесы в стиле балдахина над входной дверью, опирающиеся на фигурные, тоже чугунные колонны-опоры (смотрятся они очень необычно, богато и красиво, особенно с теоретической поправкой на то, как они выглядели в прежние годы):
И очень часто в Астрахани можно увидеть очень низкую, чуть ли ни на уровне земли, "посадку" окон деревянных домов. Что именно является причиной этого явления, для меня остаётся загадкой. Дом так сильно осел? Или так и задумывалось, чтоб было проще что-то занести внутрь и потом вынести обратно? Но если там размещались складские помещения - зачем столько окон? В общем, если кто знает - поделитесь мыслями:)
В верхней части усадьбы В.С. Сторожева сохранилась дата её постройки: 1909 год:
Доходный дом (точнее, один из) купца и мецената Н.И. Плотникова, того самого, который построил на свои средства и подарил городу нынешнее здание Драматического театра:
Отредактировано savl (2020-12-11 19:26:48)
Поделиться742020-12-08 13:11:01
В бывшей городской усадьбе Валентины Ивановны Бойко конца 19 - начала 20 веков (известная также, как Дома Бойко) находится Астраханская клиническая больница имени Соловьева, недавно отметившая своё 95-летие. Два двухэтажных дома усадьбы были сооружены в разное время разными владельцами и имеют совершенно разный вид. Первый, в стиле эклектики, с фасадом на Волгу (теперь, после того как река отодвинулась - на улицу Анатолия Сергеева), построил в 1890-х годах купец первой гильдии А.М. Солин:
В 1914 году усадьбу приобрела В.И. Бойко, которая возвела новый, тоже двухэтажный, дом, выходящий на Старо-Кузнечную улицу (ныне Максима Горького). Он имеет ассиметричный фасад, разделённый на две части ризалитом (так в архитектуре называется часть здания, выступающая за линию фасада на всю его высоту) с округлым фризом, оформленным барельефной композицией на античный сюжет.
..........
Если пройти по любой из этих улиц до конца и свернуть в сторону, противоположную Волге, то, перейдя оживлённую Адмиралтейскую улицу, вы попадёте к южной кремлёвской стене, вдоль которой протянулась длинная площадь, до сих пор носящая имя Ленина. Самое интересное в этой площади - это её история, которую я просто не могу не рассказать хотя бы вкратце - столь она удивительная.
Вплоть до относительно недавних времён - середины 19 века - земли к югу от Кремля и Белого города в основном представляли собой болота с солончаками. Вообразить, как это выглядело, помогают слова одарённого немецкого медика (на девятнадцатом году жизни он уже получил докторскую степень и стал профессором ботаники и химии Тюбингенского университета) Самуила Готлиба Гмелина, который, будучи на русской службе в 1760-1770 годах, исследовал Нижнее Поволжье и Прикаспийские регионы и дважды побывал в Астрахани: "...между стеною и каналом идет соленое озеро, Солончак называемое, которое в зимнее время чрезмерным количеством поваренной и горькой соли наполнено бывает, и для того в самую сильную стужу едва замерзает; летом же соленая влажность выходит парами и после остается только один ил. При сем озере и поблизости оного во время сухой погоды показываются порядочные соленые хрустали; напротив того, когда воздух мокр бывает или когда и дождь идет, соль пропадает и цвет, которой, впрочем, обыкновенно в сей стороне бывает белый, при сем случае исчезает. Сие озеро занимает все место между каналом и стеною и в ширину имеет около пятидесяти сажен" ("Путешествие по России для исследования трех царств природы"). Одним словом, "печальное зрелище", как высказался, хоть и по другому поводу, любимый всеми персонаж известного мультфильма...
Лишь в 1870-х годах эту территорию стали осушать и благоустраивать; у стены Кремля высадили деревья, а рядом разбили большой парк с фонтаном и деревянной беседкой в центре, который назвали Подкремлёвским, а после посещения Астрахани Александром II - Александровским (а улица вдоль него, по которой император проехал из порта в центр города, ныне - проезжая часть площади Ленина, стала Александровским бульваром).
Но самое интересное событие в истории площади произошло в 1930-х годах, когда на месте сада построили ... стадион! Да-да, самый настоящий, на котором проходили футбольные матчи и парады физкультурников, а главная трибуна располагалась вдоль кремлёвской стены. Более того, рядом со стадионом находились беговые дорожки и площадки для игры в волейбол и баскетбол. Правда, в межсезонье всё это выглядело очень тоскливо (фото с сайта сайте etoretro.ru)...
Возможно, именно подобная "картинка" подтолкнула городские власти к новой реконструкции. В 1950-х годах стадион снесли, а на его месте сооружена большая, действительно красивая площадь с клумбами, фонтанами и декоративными фонарями. Работы были закончены в 1958 году - к 400-летнему юбилею Астрахани; именно тогда, а если точнее - накануне годовщины Октябрьской революции, площадь получила имя Ленина, а в её центре был установлен памятник "вождю", который можно видеть и сегодня. Думаю, если бы она осталась в таком виде, то сейчас была бы одним из самых красивых мест в городе:
Но ... есть такая порода людей: "улучшальщики". В наше время это больше всего проявляется в среде айтишников: любят они совершенствовать то, что и так хорошо работает, после чего всё работать перестаёт - наверное, все с таким сталкивались. Прошло полвека, и в преддверии новой памятной даты - уже 450-летия славной Астрахани - "случилось страшное": власти снова реконструировали Площадь Ленина, да так, что многие горожане, как пишут в блогах и на форумах, до сих пор прийти в себя не могут. Большую часть клумб убрали, а вместо них по всей длине площади появилось бетонное русло "канала", на протяжении которого установлены невесть по какому графику работающие фонтаны и скульптуры непонятной наружности:
Уж простите, "какающего мальчика" (не мои слова) я фотографировать не стал... Приезжайте - сами увидите
По концам площади размещены два самых крупных фонтана - "Нева" и "Волга", которых олицетворяют дамы странной наружности странной комплекции в странных позах. А почему Нева? Да потому, что авторами последней реконструкции были питерские архитекторы.
Интересно, что сказал бы Фрейд, увидя этих женщин, о "питерских" фантазиях...
Сегодня самое красивое здесь - кремлёвская стена, усаженная уже переросшими её голубыми елями:
А о бывшем здесь когда-то стадионе напоминает "спортивный" барельеф на торце выходящего на площадь здания:
Поделиться752020-12-08 14:35:04
В наше время это больше всего проявляется в среде айтишников: любят они совершенствовать то, что и так хорошо работает, после чего всё работать перестаёт - наверное, все с таким сталкивались.
Ой, еще как сталкивались. Каждый раз после таких апгрейдов хочется материться.
Поделиться762020-12-08 14:42:34
savl
Прошло полвека, и в преддверии новой памятной даты - уже 450-летия славной Астрахани - "случилось страшное": власти снова реконструировали Площадь Ленина, да так, что многие горожане, как пишут в блогах и на форумах, до сих пор прийти в себя не могут. Большую часть клумб убрали, а вместо них по всей длине площади появилось бетонное русло "канала", на протяжении которого установлены невесть по какому графику работающие фонтаны и скульптуры непонятной наружности
нет предела совершенству
Поделиться772020-12-08 15:34:04
Мы так не сделали, и теперь, "гуляя" по ним в Яндексе и Гугле, я жалею об этом: мы увидели лишь малую толику того, что есть на этих старых астраханских улицах.
поняла, надо вдоль и поперек все исходить!
Ещё одна астраханская "фишка" с явно восточными корнями - чугунные навесы в стиле балдахина над входной дверью, опирающиеся на фигурные, тоже чугунные колонны-опоры (смотрятся они очень необычно, богато и красиво, особенно с теоретической поправкой на то, как они выглядели в прежние годы):
напомнило Баку!
И очень часто в Астрахани можно увидеть очень низкую, чуть ли ни на уровне земли, "посадку" окон деревянных домов. Что именно является причиной этого явления, для меня остаётся загадкой. Дом так сильно осел? Или так и задумывалось, чтоб было проще что-то занести внутрь и потом вынести обратно? Но если там размещались складские помещения - зачем столько окон? В общем, если кто знает - поделитесь мыслями:)
у меня две мысли:
- как вариант, дань моде, а-ля коленопреклоненные окна как во Флоренции, много света, красиво
- наличие лавки в этом здании, в окна использовались как витрины
Поделиться782020-12-08 18:57:56
Каждый раз после таких апгрейдов хочется материться.
Дело в том, что (говорю это как бывший программист) сегодня у практически всех программистов пропала культура отладки продукта. Мы в своё время (не столь уж давнее: конец 80-х - начало 90-х) как делали: программа писалась несколько дней, а потом пару-тройку, а то и больше, недель отлаживалась всеми возможными способами, и специальными тест-задачами, и на куче случайных примеров. Находились ли потом ошибки? Конечно, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, преимущественно в ситуациях, когда входные данные образовывали так называемые "граничные условия", которые очень тяжело поддаются искусственной отладке. А сейчас (во-первых, это и так видно, а во-вторых, на примере айтишника в нашей же фирме) программа пишется, а тестируется уже "на кошках", то есть на реальных пользователях. Отсюда и косяки, и залипухи, и всякие "бета-версии", которые фактически представляют собой сырые продукции, это даже не скрывается...
у меня две мысли:
- как вариант, дань моде, а-ля коленопреклоненные окна как во Флоренции, много света, красиво
- наличие лавки в этом здании, в окна использовались как витрины
Спорить не буду, поскольку правильного ответа не знаю. Но для света, думаю, важен в основном размер окна, тем более что, если уж говорить о его положении, чем оно ниже, тем как раз больше времени прямой свет в него не будет попадать... А витрины... тогда б, думаю, сами окна были б немного другими: их было б меньше, но они были бы длиннее...
Отредактировано savl (2020-12-08 20:53:44)
Поделиться792020-12-08 19:16:54
А сейчас (во-первых, это и так видно, а во-вторых, на примере айтишника в нашей же фирме) программа пишется, а тестируется уже "на кошках", то есть на реальных пользователях. Отсюда и косяки, и залипухи, и всякие "бета-версии", которые фактически представляют собой сырые продукции, это даже не скрывается...
а сейчас импортозамещение, отсюда и очень низкий уровень персонала, порог вхождения низкий, налабают на коленке нечто и идут совать его в приличные места, типа фигня, что это не отлажено, зато мы отечественные, зачем вам Оракл, мол мы круче)))
Поделиться802020-12-09 16:59:49
* * * * * * * * * *
Сейчас нам предстоит последняя в этом рассказе дневная прогулка по Астрахани, но то, что я оставил её напоследок, вовсе не означает, что она будет неинтересной. Напротив, её маршрут пройдёт по очень интересным местам и живописным уголкам, среди которых - ещё одна мечеть, два очень своеобразных православных храма, набережные Волги и Варвациевского канала, очередные шедевры деревянного зодчества и напоминающие о былой роскоши каменные особняки, величественный памятник Петру I и аллея знаменитых людей, так или иначе связанных с городом... В общем, практически весь срез астраханских достопримечательностей, за исключением Кремля
Прогулку мы начинаем на Казанской улице бывшей Татарской слободы, где недалеко от нашего отеля стоит Ногайская мечеть, или Нугай-мечеть, известная также, как Зелёная - по цвету, в который традиционно красили её стены. Мечеть была построена в первой половине 19 века, а своё название получила оттого, что в неё приезжали молиться сельские ногайцы (тюркоязычный народ, проживавший на юге России).
Зелёная мечеть всегда была деревянной. Сейчас её стены обложены камнем, а вот многие детали интерьера по-прежнему выполнены из дерева:
Татарская слобода находилась на территории Земляного города (его назвали так из-за того, что новообразованные слободы обносились земляными валами с деревянными башнями - к сожалению, даже следов этих старинных укреплений не сохранилось), который в 17 веке начал формироваться за пределами Белого города по мере его роста. А когда в середине 18 столетия был прорыт канал, тогда ещё не носивший имя грека Варваци, но уже прозванный в народе Канавой, и местность в Заканалье более-менее осушилась, здесь одна за другой стали возникать "восточные" этнические слободы: Армянская, Персидская, Бухарская, Агрыжанская (агрыжанами, или агрыжанскими татарами называли детей от смешанных браков индийцев с татарками и их потомков). Сегодня улицы этих слобод во многом сохранили своё патриархальное обличье и составляют большую часть "деревянной Астрахани", в которой попадаются настоящие шедевры (по крайней мере, с точки зрения туриста):
А вот это ... даже не знаю, как прокомментировать... Грузовик не просто проржавел и врос в землю, через него уже и деревья проросли...