Мы выходим к набережной Варвациевского канала, где стоит безымянный, но интересный кирпичный дом 1917-го года постройки:
И сейчас я, наконец, уже упомянув его несколько раз, вкратце расскажу о самом канале и человеке, имя которого он носит. Земли к югу от Белого города издавна были низменными, солончаковыми, часто заливались водой и заболачивались, в результате чего становились источниками болезней. Идея прорыть канал, который, во-первых, способствовал бы осушению болот, во-вторых, обеспечивал население свежей водой и в-третьих, содействовал развитию судоходства в городской черте и был бы условием "цветущего состояния коммерции", принадлежала Петру I, посетившему Астрахань в 1722 году. Работы были начаты в 1744 году, но по причине недостатка средств шли очень медленно и часто прерывались - ну, вы понимаете, как это бывает... В итоге к началу 19 века уже сама вырытая часть канала представляла собой зловонное болото и неизвестно, сколько ещё это продолжалось бы и чем закончилось, если б на выручку не пришёл "добрый волшебник" - грек Иоанис Варвакис, известный в Астрахани под русским именем Иван Андреевич Варваци. Он вложил в строительство канала 600 тысяч рублей, и спустя несколько лет, в 1817 году, канал был сооружён, обустроен и стал называться Варвациевским (хотя в городе за ним закрепилось и другое прозвище - "Канава"). Более того, Варваци "устроил с обеих сторон канала отличные деревянные набережные, возвёл шесть мостов и, вообще, облагообразил всё" (А.Н. Штылько, "Иллюстрированная Астрахань").
Правда, и в дальнейшем хлопот с каналом хватало. В 1839 году, когда деревянные сооружения вдоль него обветшали, городские власти провели ремонт и реконструкцию набережных, посадив на них липы, купленные в Саратове. Вскоре канал вновь засорился и к концу 19 столетия принял, по выражению А.Н. Штылько, "невозможный вид" (ещё в 1857 году поэт Тарас Шевченко, останавливавшийся в Астрахани, возвращаясь из Оренбургской ссылки, написал, что "канал сам по себе дрянь"). Наконец в 1894 году купец и рыбопромышленник Степан Мартынович Лианозов (интересный факт его биографии: за гуманное отношение к рабочим-персам он был удостоен высшей награды Персидского правительства - ордена "Льва и солнца") пожертвовал 300 тысяч рублей - что тогда было огромными деньгами - на благоустройство городских водоёмов: Варвациевского канала, реки Кутум и Адмиралтейского затона (для чего, в частности, за границей была куплена специальная землечерпалка за 80 тысяч рублей). А последний раз канал облагородили совсем недавно - к 450-летию Астрахани.
В начале 20 века, когда по России уже вовсю бродил "призрак коммунизма", местные пролетарии провели первомайскую манифестацию посреди канала на лодках, чтобы их не разогнала полиция. В память об этом в советское время канал был переименован в честь Первого мая, о чём ныне напоминает название набережной вдоль него (сейчас каналу возвращено прежнее имя).
Кстати, канал его имени - не единственный подарок "русского грека" Астрахани: в начале 20 века он выделил деньги на "вторую" Пречистенскую колокольню в Кремле (ту, что строил швейцарский итальянец Луиджи Руска). А вообще личность Варваци столь незаурядна, что он заслуживает хотя бы тезисного описания основных событий его жизни: он родился в Греции, стал пиратом, за голову которого сам турецкий султан обещал награду, был участником русско-турецкой войны в составе эскадры Первой Архипелагской экспедиции, а позже - Персидской экспедиции, в мирное время занимался коммерцией и благотворительностью (кроме уже сказанного, он построил Греческий Иерусалимский монастырь в Таганроге), а закончил свою жизнь опять в родной Греции, где вместе с повстанцами сражался против османских завоевателей. На его могиле в Афинах благодарные потомки поставили величественный и торжественный мраморный монумент.
Отредактировано savl (2020-12-08 08:41:37)