..........
Аллея Славы Земли Астраханской прямиком выходит к набережной Варвациевского канала: до него от Триумфальной арки каких-то полсотни метров, не более:
Неопознанный издали плавающий в канале объект оказался макетом фрегата "Орёл", который считается "первым русским парусным кораблём западноевропейского типа". Он был построен (сам фрегат, а не макет) в селе Дединово близ нынешних Луховиц в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича и предназначался для охраны русских торговых судов в Каспийском море (его вооружение составляли 22 пушки-пищали и 40 мушкетов). Правда, послужить по назначению ему не удалось: фрегат прибыл в Астрахань в августе 1669 года, где и простоял почти 10 месяцев (пишут, что осенью он несколько раз спускался к Каспию, но из-за ненадёжности парусов в открытое море так и не вышел). На следующий год Астрахань оказалась в руках Степана Разина, после чего следы "Орла" потерялись. Долгое время считалось, что казаки-бунтовщики сожгли его, однако есть и версия, что его отогнали в Кутум, где он через несколько лет банально сгнил (впрочем, основана она лишь на словах астраханского воеводы, что некий "присланный с верху в Астрахань корабль стоит в Кутумове реке", но доказательств того, что речь шла именно об "Орле", нет).
Некоторые источники называют макет, который сегодня "плавает" на понтоне в Варвациевском канале, точной копией, но это не так. Его буквально "на глаз" изготовили 10 плотников из числа заключённых Астраханской исправительной колонии, не имея исторических чертежей и планов и ориентируясь исключительно на фотографию из интернета. Сначала (в 2018 году) корабль поместили на Лебединое озеро (на этот счёт был даже проведён городской опрос), но через год перенесли его в западную часть Канала имени Варвация между мостом Дружбы России и Азербайджана и Адмиралтейским мостом.
Вот как раз фрегат на фоне нового моста имени российско-азербайджанской дружбы (дай бог, чтобы она оставалась нерушимой!), ведущего от Триумфальной арки к скверу Гейдара Алиева:
Сам мост не только красивый: он, если верить картам Яндекса ( https://yandex.ru/maps/37/astrahan/?l=stv,sta&ll=48.025061,46.344018&mode=whatshere&panorama[direction]=125.760848,-5.927253&panorama[full]=true&panorama[point]=48.020366,46.344327&panorama[span]=120.000000,60.618307&pt=48.03333,46.33333&whatshere[point]=48.033337,46.344994&whatshere[zoom]=18&z=17 ), "умеет" работать в режиме фонтана.
А это исторический Таможенный мост, сооружённый в 1860 году, но реконструированный спустя ровно столетие:
Мы же ни через один из мостов пока не переходим и идём вдоль северной стороны Варвациевского канала (его набережная сохранила имя 1 Мая, как и сам канал назывался в советские времена):
Почти сразу же после изгиба канала находится внешне ничем не примечательный дом (под номером 3), который известен тем, что в нём "на чердаке" (то есть на мезонине) в течение почти трёх недель жил возвращавшийся в Петербург из ссылки Тарас Григорьевич Шевченко.
Вообще останавливаться надолго в Астрахани он не планировал и, приехав сюда на рыбачьей лодке из Новопетровского, собирался "по-быстрому" пересесть на пароход до Нижнего Новгорода, но оказалось, что все суда были заняты на обслуживании Макарьевской ярмарки, и в ближайшее время никаких рейсов вверх по Волге не предвиделось. Помог ему тот самый Алексей Александрович Сапожников, бюст которого мы только что видели на Аллее Славы: он пригласил поэта на зафрактованный им пароход "Князь Пожарский", шедший до Нижнего, выделив ему отдельную каюту. А на время пребывания Шевченко в Астрахани взял над ним "шефство", в частности, помог материально и устроил в его честь катанье по Волге на своём пароходе.