Ирина, спасибо, что так заинтересовано читаете и комментируете.
Сколько ученых, историков занималось этой темой, сколько разных теорий на этот счет - где было поле, как все происходило... Сейчас установить все это точно невозможно.
Главное, что вспомнили такое событие российской истории.
Сегодня в день народного единства можно вспомнить, что на той же волне патриотизма, охватившей Россию после победы над Наполеоном, решили увековечить и подвиг народного ополчения Минина и Пожарского и тогда появился памятник работы упомянутого тут Мартоса на Красной площади.
От памятника -колонны прямая аллея ведет к храму Сергия Радонежского. История его появления здесь такова.
Начало XX века знаменовало следующий этап в создании мемориала на Красном холме. В 1901 году на праздновании Дня поминовения воинов, павших в Куликовской битве, местные помещики граф А. В. Олсуфьев и князь М. В. Голицын обратились к епископу Тульскому и Белевскому Питириму с инициативой о создании здесь храма-памятника в честь Преподобного Сергия Радонежского. Эта инициатива была поддержана на заседании Синода.
К сожалению, при нас храм ремонтировали снаружи, поэтому увидели мы его в лесах.
В конце 1903 года А. В. Олсуфьев возглавил строительный комитет по сооружению храма-памятника. После его смерти в 1907 году строительный комитет возглавил его сын граф Ю. А. Олсуфьев, который пожертвовал для строительства на Красном холме 36 десятин земли. Архитектором храма стал талантливый молодой архитектор Алексей Викторович Щусев, лидер неорусского стиля, национальной версии модерна.
Церковь была задумана им как храм-памятник, который составлял органичный архитектурный ансамбль с обелиском Дмитрию Донскому. Мемориальность храма подчеркивалась и намерением создать внутри него музейную экспозицию, рассказывающую о битве. Торжественная закладка храма состоялась 16 июня 1913 года. Его строительство продолжалось вплоть до октября 1917 года. Храм был освящен только в 1918 году, но работы по его отделке, убранству интерьера и оформлению иконостаса закончены не были.
Главный фасад нам "достался" в таком виде.
Особенностью храма стало соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества. Здание состоит из трех объемов: двух боковых башен и собственно церкви. Башни соединены между собой звонницей новгородско-псковского типа. Трехмастная композиция храма как бы перекликалась с сюжетом картины известного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри». По некоторым данным, А. В. Щусев планировал, что храм на Красном холме должен был расписывать именно этот художник.
Так в идеале выглядит главный фасад церкви (фото из инета)
Архитектор в окончательном варианте проекта храма задал боковым башням различную друг от друга архитектуру. Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола — шлем... Оставить обе башни одинаковыми — это ложно, классически, робко...»
Наступали тяжелые годы в жизни России. В пору страшных войн и невиданных революций стало не до «преданий старины глубокой». В стране поначалу воцарилось нигилистическое, враждебное и пренебрежительное отношение к прошлому, к князьям-феодалам. Развернулось гонение на церковь, началась борьба с «религиозным дурманом». Все это не могло не сказаться на судьбе Куликова поля. Туман забвения заклубился над Доном и Непрядвой. О Поле стали чаще вспоминать лишь тогда, когда на горизонте ясно обозначилась неизбежность большой войны и ратные традиции предков снова оказались востребованными. В 1940 году в стране широко отмечалось 560-летие Куликовской битвы. В храме Сергия Радонежского тогда развернули выставку, одновременно закрыв его для богослужений.
А вскоре в судьбу памятника вновь вмешалась война. В 1941 году, во время битвы под Москвой, заснеженное Куликово поле было «ничейной» землей, разделявшей противников. На нем действовали и наши, и гитлеровские разведотряды. Непосредственно от военных действий мемориальные сооружения не пострадали. Но долгое запустение, людское небрежение и равнодушие к собственной истории сказались на них пагубно.
Осенью 1941 года немцы пытались оборудовать на Красном холме огневой опорный пункт. В церкви были выломаны решетки и двери. Быстрое контрнаступление Красной армии сорвало планы оккупантов.
К середине 1950-х годов храм был практически разрушен, с крыш исчезла кровля, были разобраны полы, стали разрушаться стены.