Неслучайные гости написал(а):Вы в нем были?
Конечно !
Обходим храм, он посвящен Богоматери и официально называется коллегиальной церковью Нотр-Дам. Коллегиальными называются церкви, которые управляются коллегиальным капитулом — советом, состоящим из каноников (в отличие от настоящего собора, это простой коллегиальный совет, а не кафедральный; епископской кафедры тут нет).
Церковь, в которой соединились романский и готический стили, выглядит внушительно, как собор, и является одной из самых старых в Нормандии. На фото апсидальная часть с капеллой Богоматери. Над средокрестием находится оставшаяся недостроенной башня XIII века, имеющая меньшую высоту, чем центральный неф, из-за чего эта 21-метровая башня в англо-нормандском стиле хорошо видна только с северо-восточной стороны.
Гаргульи-водостоки
История церкви началась в 1047-1048 гг., когда в ходе осады Вернона была разрушена часовня, располагавшаяся у крепостных стен. Тогда местный дворянин Вильгельм I из рода де Вернон решил отстроить ее заново и расширить. Уже в 1092 году храм был освящен епископом Эврё Жильбером Фиц-Осберном как церковь Богоматери. В 1160 году Вильгельм II из нормандского дворянского рода де Вернон основал коллегию из 7 каноников и декана, которым было поручено управлять приходскими делами. С тех пор церковь стала называться коллегиальной. Коллегия получила от сеньора де Вернона некоторые владения и земли, которые принадлежали ей вплоть до Французской революции. Количество каноников к XIII веку увеличилось до двенадцати.
От той эпохи сохранилась алтарная часть (хор) в романском стиле. В XII веке также появился готический деамбулаторий (обходная галерея), но он был разрушен в XVIII веке. В начале XIII в. (около 1220 года) была воздвигнута только что упомянутая двухэтажная башня над средокрестием.
До начала Столетней войны в Верноне был период процветания, а в 1346 году город был захвачен и сожжен войсками английского короля Эдуарда III. Церковь во время войны не особенно пострадала: известно, что в 1355 году тут скрывались епископ Эврё и весь его капитул, поскольку собор в Эврё был частично разрушен. Одной из важных исторических личностей, связанных с историей церкви в Верноне, является принцесса Бланка д’Эврё (1333–1398), жена французского короля Филиппа VI, дочь короля Наварры Филиппа III д’Эврё и сестра Карла II Злого (Вернон и графство Эврё в XIV веке принадлежали наваррским королям, и Бланка получила Вернон вскоре после замужества). Бланке очень нравилось бывать в Верноне, и она часто сюда приезжала. Именно она стала инициатором крупных работ, которые полностью изменили вид древней церкви и придали ей нынешний архитектурный облик.
При Бланке была построена капелла Богоматери с восточной стороны церкви, а также начались работы по строительству большого нефа и фасада. После смерти благодетельницы Вернона в 1398 году ее сердце было погребено перед алтарем. Несмотря на войну, работы не прекращались, неф продолжал расти, затем появились западный фасад и северный портал, а за счет пожертвований донаторов были построены боковые капеллы. В ходе масштабных работ 1360–1610 гг. было создано это величественное готическое сооружение.
В XV веке появился северный портал и был закончен главный фасад, украшенный затейливой розеткой в стиле пламенеющей готики, он перед нами.
В последующие века с церкви продолжали производиться работы. В XVII веке были переделаны своды алтарной части. В 1658 годы плиточное покрытие пола было приподнято на 50 см, чтобы защитить церковь от осенних наводнений и паводков на Сене. Снаружи церкви на одной из колонн, а также на одном из контрфорсов сохранились, напоминающие о сильном наводнении, которое произошло как раз зимой 1658 года. Страшные наводнения тогда прошли по всему северу Франции, включая Париж. Во время Французской революции пострадало множество религиозных сооружений Вернона, некоторые монастыри и церкви исчезли с лица земли, были проданы или разрушены. Не пощадили революционеры и главную церковь города: здесь был устроен храм Разума и Философии, где собиралось патриотическое общество, являвшееся филиалом парижского клуба якобинцев.
Многие повреждения того времени до сих пор заметны. Наиболее яркий пример — обезглавленные или отсутствующие статуи главного западного, а также северного портала церкви. Старинные витражи были практически полностью уничтожены, украшавшие неф статуи 12 апостолов, многочисленные памятники и надгробия разграблены и разрушены.
Богатая коллекция серебряных и золотых литургических предметов, которая считалась лучшей, чем в соборе Эврё, была конфискована и отправлена революционным правительством на переплавку.
В 1871 году церковь Вернона, наряду со многими другими храмами Нормандии, была отреставрирована Феликсом Леклерком де Пуллиньи . В середине XIX века, в эпоху торжества неоготики, коллегиальная церковь вновь обрела былой блеск: здесь появился новый алтарь (привезенный из монастыря соседнего города Гайон); интерьер и экстерьер храма украсило множество новых скульптур; церковь наполнили новые картины, витражи и т.д.
Увы, это убранство просуществовало недолго. Вторая мировая война не пощадила Вернон. Во время бомбардировок 1940 года церковь была частично разрушена и лишилась всех витражей, за исключением одного, который убрали на реставрацию как раз перед самой войной в 1939 году. Бомбардировки союзников в 1944 году только усугубили ситуацию.
Церковь построена из вернонского известняка и имеет в плане форму латинского креста с мало выраженным трансептом.
Главный западный фасад церкви датируется XIV-XV вв. и является прекрасным примером поздней (пламенеющей) готики. Но это была пламенеющая готика, как ее понимали в регионе Иль-де-Франс, а не в Нормандии, то есть готика в целом довольно сдержанная, без чрезмерного буйства декора, характерного, скажем, для церкви Сен-Маклу в Руане.
Нижняя часть фасада с двумя готическими окнами по обеим сторонам портала относится к началу XV века, тогда как центральная и верхняя части возникли несколько позднее и выполнены уже в стиле чистой пламенеющей готики.
Фасад венчает заостренный фронтон с круглым окном, расположенным над часами, которые датируются 1858 годом. Каждый уровень фасада подчеркнут небольшой горизонтальной галереей, соединяющей две восьмиугольных 70-метровых башенки, которые вырастают с обеих сторон центральной части. Эти башенки, оживляемые небольшими арками и увенчанные пинаклями, ранее служили в качестве колоколен. Сегодня используются колокола более крупного размера, которые находятся в башне над средокрестием . Колокола в башенках главного фасада не используются, но по-прежнему там находятся; особую ценность представляет старинный колокол 1401 года.
Главным украшением фасада является великолепное готическое окно-роза, которое располагается между двумя балюстрадами. Окно датируется концом XV – началом XVI века и отличается довольно необычной структурой. Вместо обычной розетки, сосредоточенной вокруг единого главного центра, мы видим квадрат, в который вписан большой круг.
Витражное окно вернонской церкви является образцом конечного этапа эволюции готических розеток: принятая на протяжении трех веков традиционная композиция с центральной узловой точкой-доминантой, от которой, как лучи, исходили, прочие «лепестки» окна, теперь ушла в прошлое. Перед нами четыре самостоятельных круга, которые воспринимаются независимо друг от друга, и ничто более не притягивает внимание зрителя к центру. Главное, что привлекает в розетках такого позднеготического типа, — ажурный каменный орнамент внутри каждого отдельного круга.
Согласно традиционной интерпретации, квадрат может рассматриваться как символ Земли (материального мира), круг — как символ Неба (духовного мира), а четыре лепестка розы — как четыре Реки рая (их изгибы напоминают волнение воды), четыре стороны света или четыре евангелиста, распространяющих Слово Божие по всей вселенной.
В верхней части фасада по обеим сторонам церкви можно заметить мощные арки аркбутанов, опирающихся на контрфорсы. Эти арки принимают нагрузку от сводов и передают ее на внешние опорные столбы, в результате чего своды больше не давят на стены, так что последние можно облегчить, прорезав их большими ажурными окнами.
Главный западный портал храма посвящен Богоматери, что неудивительно, поскольку перед нами церковь Нотр-Дам. Под стрельчатыми архивольтами портала располагаются две входных двери, разделенные центральным столбом со статуей Мадонны с младенцем под балдахином. Эта скульптура была выполнена в XIX веке.
Архивольты украшены фигурами различных библейских персонажей, а на откосах портала помещаются ниши, в которых ранее находились статуи четырех евангелистов. Между порталом и нижней галереей фасада, под окном-розой, можно увидеть ряд арок с сильно поврежденными статуями.
Над дверьми размещается скульптурная перемычка, созданная в 1866 году. Ее украшают барельефы, заменившие утраченные во время революции. Они представляют собой сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов, Сретение Господне. Скульптурный декор тимпана был уничтожен во время революции и не восстановлен.