И вот мы вступаем под своды основного зала !
Дам несколько общих видов, это собранные панорамы, иначе все не входит в один кадр.
Первые ощущения - огромное пространство, не темное, практически все своды витражные плюс солнечный день, поэтому не мрачно.
Цветовая гамма -переход от темного , камуфляжного цвета пола и стен к огненно-красным тревожным цветам мозаик в приделах и дальше к небесному цвету мозаик.
Сразу притягивает к себе внимание главный придел с золотым "полыхающим" Христом на ярком темно-синем фоне и огромный купол.
В верхнем храме — 98% декора занимают мозаики и только 2‒3% — это живопись. Можно сказать, что храм полностью мозаичный. Это относится и к нижнему храму.
Главным художников храма был народный художник России Василий Игоревич Нестеренко. И я бы удивилась, если это был бы кто-то другой. Нестеренко -ведущий художник современной России, который приобрел известность полотнами на темы русской истории и христианской религиозности.
Он академик Российской академии художеств , Народный художник Российской Федерации , Лауреат премии ФСБ России (2010). Член Союза художников России с 1995 года. Принимал участие в росписи Храм Христа Спасителя. На меня большое впечатление произвела его выставка, проходившая несколько лет тому назад в Манеже. Он пишет в классической манере и логично , что именно он смог совместить интересы армии и церкви. Приступая к работам, Нестеренко всегда глубоко изучает историю , не исключение и храм ВС. Художник глубоко погрузился в ратную историю России, много изучал храмы Санкт-Петербурга, где немало произведений на эту тематику.
В.И.Нестеренко
Художник создал картины, эскизы мозаик, а большая команда мозаичистов под его руководством собирала мозаики. Кроме разработки эскизов непосредственно авторами, необходимо получить положительное заключение представительного художественного совета храма, непосредственно инициатора его строительства, министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Конечно, всё оформление разрабатывается в строгом соблюдении православных канонов. Но важно подчеркнуть, что есть немало элементов, которые можно назвать в этом отношении новаторскими. Фронт работ был очень велик. Таких сжатых сроков при возведении храмов в истории никогда ранее не было.
Из интервью с В.Нестеренко:
"...сколько всего здесь нового и интересного с точки зрения и Русской Православной Церкви, и русского человека вообще. Да даже и не православного, даже мусульманина, даже атеиста, и даже не русского, а из других стран. Тут дан такой взгляд на все столетия последней истории… Мы пересекались и с Наполеоном, и со шведами, и с поляками. Все это мы — с точки зрения духовной истории".
От панорам перехожу к более детальным изображениям. Снимать было непросто, тут нужна зеркальная техника, а не мыльница, пусть даже и хорошая. Так что не все вышло как бы хотелось.
Полы здесь чугунные. Иконы размещены в нижних частях колонн и есть отдельно стоящие . Сами колонны из металла, можно подойти и постучать.
Главные приделы храма расположены вдоль восточной стены, их 5. Главный с золотым Христом -посвящен Воскресению Христова, по бокам от него по два придела , они посвящены Св.Илие Пророку ( покровитель Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск), Св. Варваре -Мученице (покровительница Ракетных войск стратегического назначения), Св. Апостолу Андрею Первозванному ( покровитель Военно-морского флота) и Св. Александру Невскому ( покровитель Сухопутных войск).