Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва. Музей русского импрессионизма.


Москва. Музей русского импрессионизма.

Сообщений 231 страница 240 из 257

231

Константин Вещилов. "На Капри" 1912г. Самарский художественный музей

https://i.postimg.cc/3wkRY83s/054-IMG-20240716-112451.jpg

С работами Константина Вещилова познакомилась относительно недавно, года 3-4.
Дело в том, что он был эмигрантом, невозвращенцем, а о таких в СССР старались умалчивать, работы держали в запасниках музеев и не экспонировали. И лишь в 2000-е годы, когда работы Вещилова начали успешно продаваться на аукционах, творчество мастера начало возвращаться на родину: открываются запасники музеев, устраиваются выставки, появляются публикации.
Самой дорогой из проданных на аукционах работ Вещилова является "Послеполуденное солнце. Крым". Именно после того, как эта картина была в 2011 году продана в Лондоне на аукционе Sotheby's за 122830 долларов творчество Константина Александровича обратило на себя внимание многих коллекционеров и любителей искусства.
Константин Александрович Вещилов (1878 —1945) происходил из купеческой семьи. О его детских годах и о том, как у него появился интерес к рисованию, информации мало. Известно лишь, что в 1911 году Вещилов писал в автобиографии: "Первые уроки живописи я брал в Валаамском монастыре под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора".
В период с 1894 по 1907 годы в Императорской Академии художеств преподавал Илья Ефимович Репин, и многие студенты, как выше я писала про Анну Остроумову,  стремились попасть в его мастерскую. Среди тех, кто учился у Репина, были Филипп Малявин, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Николай Фешин, Игорь Грабарь и многие другие. Стать учеником Репина было непросто, желающих было много. А Вещилов учился у Репина ещё до поступления в Академию. Дело в том,  что княгиня Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Петербурге студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию. Студия существовала с 1894 по 1904 годы, и там преподавал Репин, который стал наставником Константина Вещилова. Поэтому, поступив в Академию художеств, Константин стал студентом мастерской Ильи Ефимовича. Репин среди своих талантливых учеников выделял Вещилова не только как любимого, но и как "личного ученика".
Репин ценил юного коллегу и оказывал ему разнообразную поддержку, в том числе и материальную. Вещилов жил в служебной квартире Ильи Ефимовича, а летом часто бывал на профессорской даче, где совершенствовался в пленэрной живописи. Константин был близким другом сына Репина, Юрия.
Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял на путь исторического живописца-монументалиста. И в начале своего творческого пути Вещилов работал именно как исторический живописец.
Экспонировать свои работы на столичных выставках Константин начал в 1902 году, ещё будучи студентом. За свою дипломную работу "Иоанн Грозный после казанских побед" выпускник получил золотую медаль Академии художеств и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Для усовершенствования своих познаний в истории Вещилов в 1908 году окончил Санкт-Петербургский археологический институт. Карьера живописца складывалась успешно. Вещилов писал картины на темы античной и русской истории, создавал декорации и эскизы костюмов для театральных постановок, после гибели Василия Верещагина выполнял отдельные заказы Морского министерства, иллюстрировал журналы. В 1911 году был назначен на должность художника Морского министерства, которая долгое время после смерти Алексея Петровича Боголюбова оставалась вакантной. Написал ряд полотен, посвященных морским сражениям русско-японской войны.
В 1914 году Константин Александрович находился на Капри, где его застала Первая мировая война. Из-за развернувшихся на Средиземноморье военных действий в течение полугода оставался в Италии в вынужденном заточении. В результате написал серию пейзажей и на Весенней выставке 1915 года представил около 20 из этих работ.
Вещилов также выставлял свои работы на выставках Товарищества передвижников, был участником Обшества Куинджи. Благодаря поездкам на юг и созерцанию яркого контрастного южного освещения Вещилов раскрылся как колорист и в 1905 году был удостоен премии Куинджи.
Вещилов стал признанным мастером, одним из ведущих российских художников. В 1916 году А. В. Маковский и Р. А. Берггольц (впоследствии к ним присоединился А. Н. Бенуа) в 1916 году предложили кандидатуру Вещилова к избранию академиком Академии художеств. Увы, академиком Константин Александрович не стал: при голосовании за избрание было подано 14 голосов, а против — 20.
Хоть он и не стал академиком, но художник он был выдающийся. Его картины хорошо продавались. В частности, картину "Неожиданный приезд" приобрела Великая княгиня Мария Павловна, три картины («Бретань», «Прилив» и «Тюльери») в 1914 году купила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Некоторые картины Вещилова были приобретены Академией художеств.
Октябрьскую революцию Вещилов поначалу принял. По крайней мере, оставался в России. Но из голодного Петрограда уехал в деревню Кочелоево Пензенской губернию к своему другу Федоту Сычкову, с которым вместе учился в Академии художеств. В Кочелаево познакомился с племянницей жены Федота Васильевича – Марьей Васильевной, которая тоже приехала в деревню из Петрограда на время голода. Молодые люди поженились. Позже Вещилов с женой перебрался в уездный город Наровчат.
В 1920 году Константин Вещилов был вызван в Москву академиком живописи Исааком Бродским, тоже бывшим учеником И.Е. Репина, чтобы делать зарисовки Второго конгресса Коминтерна. Вещилов начал делать зарисовки, но потом у него что-то не заладилось в отношениях с Бродским, и в 1922 году он вместе с женой покинул Россию. Около четырёх лет Константин Вещилов жил и работал на Капри, потом обосновался в Париже, где жил до 1935 года. Около четырёх лет Константин Вещилов жил и работал на Капри, потом обосновался в Париже, где жил до 1935 года.
В 1935 году чета Вещиловых перебралась за океан, в США. Они поселились в Нью-Йорке, где Константин Александрович продолжал интенсивно работать. Он состоял членом Общества русских художников имени И.Е.Репина и почетным членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке. В 1937 году его картины выставлялись в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
В апреле 1945 года Константин Александрович скоропостижно скончался. Похоронен в Нью-Йорке.

Константин Коровин "Севастопольский базар"  1915г. Томский областной художественный музей

https://i.postimg.cc/NFcf6RRt/056-IMG-20240716-112500.jpg

Исаак Бродский "Ледоход во Пскове"  1913г. Государственный Владимирско-Суздальский заповедник

https://i.postimg.cc/Y0z2bjxW/058-IMG-20240716-112517.jpg

Константин Горбатов  "Старый Псков"  1915г. Частное собрание. Москва

https://i.postimg.cc/W3r1q5FS/060-IMG-20240716-112527.jpg

Николай Беккер  "В Крыму"  1917г. . Государственный Владимирско-Суздальский заповедник

https://i.postimg.cc/8CxCC25j/062-IMG-20240716-112539.jpg

0

232

Лена ГМ
Замечательно  показываете выставку и рассказываете  о ней. Это хорошее дополнение к выставленным картинам.
Отдельное спасибо за А. Остроумову-Лебедеву, некоторые факты уже стираются из памяти.

Отредактировано Неслучайные гости (2024-07-22 00:31:23)

0

233

Раздел "Туризм" ожидаемо понравился больше портретов. ;)  Про Вещилова интересно, его Капри понравился, хороший свет.

0

234

Следующий раздел называется Усадьба в прошлом.

Одной из несомненных ценностей для авторов журнала была уходящая в прошлое прежняя жизнь дворянства. Будучи чрезвычайно модным у публики журнал, тем не менее, за модой не гнался. Нередко обложки журналов украшались репродукциями картин прошлых веков, Брюллова или даже Пуссена. Искренняя страсть к прошлому сквозила в каждом номере журнала. Произведения на сюжеты из народно-крестьянской жизни не должны были покоробить тонкий вкус столичного зрителя и читателя. Они были призваны радовать глаз яркой декоративностью и внушать чувство гордости за национальные традиции.

Федот Сычков. "Подружки. Дети." 1916г. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств.

https://i.postimg.cc/VsWp642B/065-IMG-20240716-112949.jpg

Картины Федота Сычкова часто встречаются на выставках и всегда узнаваемы. Веселые румяные деревенские девушки - его главные модели.
Федот Васильевич Сычков ( 1870 - 1958) — российский, советский художник, Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР , Народный художник Мордовской АССР .  Учился Федот Сычков в Петербурге, куда приехал в 1892 году. Там он  поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал Иван Андреевич Арапов. В 1895 году Федот Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.Окончив училище в 1900 году, Ф. В. Сычков продолжал жить в Петербурге, где много и успешно работал. Своим главным учителем Ф. В. Сычков считал И. Е. Репина. Его творческая манера, сформировавшаяся на образцах искусства передвижников, испытала также влияние французской пленэрной живописи. Основный жанр его творчества — пейзажно-бытовой, но он также успешно работал в жанре портрета.

А вот картина другого автора с очень похожей фамилией.
Вячеслав Бычков. "У каруселей" 1916г. Собрание галереи "Умная коллекция". Москва

https://i.postimg.cc/DyCNQ0vS/067-IMG-20240716-113000.jpg

Иван Куликов "В русском наряде" 1916 г. Муромский историко-художественный музей.

https://i.postimg.cc/7ZdQcRTD/069-IMG-20240716-113053.jpg

Иван Горюшкин-Сорокопудов "Девушка в вологодском костюме"  1910-е гг. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

https://i.postimg.cc/rFybtxk6/071-IMG-20240716-113107.jpg

Нарядно одевались девушки-староверки (судя по лестовке и подручнику) в Вологде,

https://i.postimg.cc/sgvNTzxw/073-IMG-20240716-113112.jpg

Александр Маковский "Купчихи. Чаепитие." 1916г. Частное собрание. Москва

https://i.postimg.cc/g0hBPKvh/074-IMG-20240716-113148.jpg

«Купчихи» Александра Маковского были опубликованы в журнале как иллюстрация к статье о выставке передвижников 1917 года. Во многом интерес редакции к сюжету картины был обусловлен мастерски выписанными одеждами героинь. Конечно, в ХХ веке такие костюмы уже не носились, однако они приобретали коллекционную ценность, и передавались из поколения в поколение. Салонное шитье стоило очень дорого и ценилось высоко. Нам неизвестны имена моделей, но интересно, что головные уборы обеих дам исследователям удалось атрибутировать наиболее точно: это расшитые золотом косынки-головки, распространённые в нижегородской губернии. Купчихи на картине пьют чай из фарфоровых чашек, вторящих обильной позолотой блеску вышивок на платках. В верхней части картины через открытую дверь видны ножки ампирного кресла. Медный чайник перед самоваром свидетельствует о достатке и высоком социальном положении купчих. Вероятнее всего, на картине изображены дамы не купеческого, а дворянского сословия, либо зажиточные мещанки, специально нарядившиеся по моде в русский стиль.

https://i.postimg.cc/bJHCZNVN/076-IMG-20240716-113152.jpg

https://i.postimg.cc/LXMQ4ZTb/077-IMG-20240716-113213.jpg

0

235

Николай Петров. Визит. 1912. Русский музей Николай Петров. Визит. 1912. Государственный русский музей.
Юной барышне определенно дико скучно с этими дамами. Ей бы сейчас в сад, который отражается в зеркале на стене!

https://i.postimg.cc/mkVFz0GH/078-IMG-20240716-113227.jpg

Софья Соллогуб. Интерьер в Павлине (дача Виельгорского). 1840-е.. ГМИИ им Пушкина

https://i.postimg.cc/NGxXzrrj/080-IMG-20240716-113243.jpg

Софья Виельгорская происходила из знатной графской семьи, владевшей усадьбой Павлино. Ее дед, граф Юрий Михайлович Виельгорский стал последним польским посланником при дворе Екатерины Второй. На завершающем этапе раздела Речи Посполитой перешел на русскую службу, став при Павле Первом гофмаршалом, а при Александре Первом -действительным тайным советником и сенато¬ром. Ее отец Михаил Юрьевич  прославился в качестве композитора и мецената. Михаила Виельгорского ценили не только за музыкальный талант, но и за человеческие качества. Будучи придворным, Виельгорский был далек от интриг и сплетен. Возможно, именно по этой причине, ему благоволила царская семья: Николай Первый и императрица Александра Федоровна охотно принимали его в семейном кругу. Монаршее благословление к Михаилу Виельгорскому неоднократно выражалось в почетных назначениях. Император даже согласился быть посаженным отцом на свадьбе дочери Виельгорского, Софьи,  с писателем Владимиром Соллогубом.
Еще большей известностью в богемных кругах обладал Матвей Юрьевич, брат Михаила. Матвей вошел  в историю как известный виолончелист своего времени и автор музыкальных пьес. Признанный виолончелистом-виртуозом своего времени, Виельгорский выступал со многими выдающимися музыкантами: среди его партнеров Клара Шуман, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Николай Рубинштейн.
Раскрылся Матвей Юрьевич и в качестве мецената – качество, столь присущее роду Виельгорских. Долгие годы Виельгорский состоял вице-председателем Общества поощрения художников. В 1859 году был единогласно избран председателем совета дирек¬торов Русского музыкального общества и оставался на этом посту до конца своей жизни.
В петербургском  литературно-музыкальном салоне Виельгорских побывал весь цвет петербургской культуры того времени: Пушкин и Жуковский, Гоголь и Глинка, Лермонтов и Брюллов.  Не случайно с легкой руки Г. Берлиоза дом Виельгорских получил второе название  — «маленькое министерство изящных искусств».
Среди посетителей дачи в Павлино были не только родственники и друзья Виельгорских, но члены императорского дома, например, великая княгиня Мария Николаевна, гоф¬маршалом которой был Матвей Юрьевич. А в 1848 г. на именины графини Софьи Михайловны Соллогуб (урожденной Виельгорской) сюда приезжал Н. В. Гоголь, питавший слабость к  одной из дочерей Виельгорского-старшего, Анне Михайловне.

https://i.postimg.cc/kXXS3XxF/082-IMG-20240716-113305.jpg

https://i.postimg.cc/T12K6CWY/083-IMG-20240716-113256.jpg

Александр Брюллов "Портрет княжны Анны Давыдовны Абамелек -Лазаревой, в замужестве Баратынской". Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург

https://i.postimg.cc/mrxhDbFn/084-IMG-20240716-113321.jpg

Анна Абамелек-Лазарева была женой брата поэта Баратынского. До замужестсва была фрейлиной великой княжны Елены Павловны. Блистала в свете, но и не только: владея несколькими иностранными языками переводила стихи русских поэтов на французский, английский, а с немецкого на русский – Гёте. Язвочка Долли Фикельмон считала, что «её красота была прелестна только в ориентальском одеянии, а европейская одежда лишь подчёркивала отсутствие в ней какой-либо грации и осанки. Это была всего лишь банальная красота и притом неестественная».  А может быть и верно , этой восточной красавице европейский наряд не слишком идет .
Ну и про Александра Брюллова. Это старший брат Карла Брюллова. Александр-  архитектор, рисовальщик и живописец-акварелист, академик, заслуженный профессор 1-й степени по архитектуре Императорской Академии художеств. Тайный советник . Один из основоположников «помпейского стиля» в русской архитектуре периода историзма. Всем хорошо известен акварельный портрет Натальи Николаевны Пушкиной. Сохранился особняк Александра Брюллова в Петербурге, в котором нам с Галей (GALI) довелось побывать.

     Три акварельных портрета Петра Соколова.   Пётр Фёдорович  Соколов  (1791 -1848) — русский живописец-акварелист, известный портретами светских персоналий первой половины XIX века.

Петр Соколов "Портрет Елены Федоровны Рюминой" 1846г. ГМИИ им Пушкина
https://i.postimg.cc/4NqxLJw3/087-IMG-20240716-113345.jpg

Елена Фёдоровна Рюмина, урождённая Кандалинцева (1800–1874 гг.), жена тайного советника Н. Г. Рюмина (1793–1870 гг.), сына рязанского миллионера. В Рязани супруги оставили по себе добрую память. Город «был полон Рюминскими дарами». В домах, пожертвованных городу, помещался дворянский пансион, мужская и женская гимназии, а сад в их владении стал любимым местом отдыха жителей. С 1834 года Рюмины жили в Москве на Воздвиженке, продолжая широкую благотворительность и в старой столице они сделали многочисленные и крупные церковные вклады.

Петр Соколов "Портрет Прасковьи Николаевны Рюминой" 1846г. ГМИИ им Пушкина

https://i.postimg.cc/kgSXLkhv/089-IMG-20240716-113355.jpg

Прасковья Николаевна Рюмина, в замужестве Вельяшева , дочь тайного советника, камергера Высочайшего двора Н.Г.Рюмина. Портрет заказан к свадьбе.
В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»

https://i.postimg.cc/5N6tSHBG/091-IMG-20240716-113401.jpg

Петр Соколов "Портрет баронессы Елизаветы Ивановны фон Менгден, урожденной Бибиковой" 1848г. Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург

https://i.postimg.cc/59P0z5CL/092-IMG-20240716-113414.jpg

Баронесса Елизавета Ивановна фон Менгден, в первом браке княгиня Оболенская, урожд Бибикова (1821 – 1902), дочь полковника, действительного статского советника Ивана Петровича Бибикова. В первом браке была замужем за поручиком князем Дмитрием Николаевичем Оболенским (1820 – 1844), убитым через год после свадьбы крепостным.Дмитрий Оболенский был  племянник декабриста князя Е.П.Оболенского. Потом Елизавета Ивановна  вышла замуж за барона Владимира Михайловичем фон Менгденом (1825(6) – 1910), директора Санкт-Петербургского воспитательного дома, секретаря Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской, действительного тайного советника, члена Государственного Совета. Известная красавица, переводчица, автор воспоминаний, напечатанных в «Русской Старине» в 1913. Елизавета Ивановна очень нравилась Л. Н. Толстому, который отзывался о ней как о замечательной женщине, в течение всей своей жизни она была близка с семьей писателя.

0

236

Прекрасная экспозиция, всё очень нравится.

0

237

Картина, которую видели на других выставках.
Василий Максимов. " Всё в прошлом". Конец XIX – начало ХХ века.  Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

https://i.postimg.cc/kGs13XVz/094-IMG-20240716-113435.jpg

Обложку одного из номеров журнала украсила картина Василия Максимова «Всё в прошлом». Это полотно, приобретённое Павлом Третьяковым с выставки передвижников, имело такой успех, что в последствии художник выполнил более 40 повторов и вариантов этой работы. Для журнала это произведение имело особенное значение, оно как нельзя лучше иллюстрировало тезис редакции о том, что недавнее русской усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое.
Замысел картины художник вынашивал более 20 лет. Осуществить задуманную работу Максимов смог, когда ему с женой перешла по наследству усадьба Любша, неподалёку от Старой Ладоги. Именно сад и усадебные постройки в Любше стали натурой для картины. Главные героини полотна, барыня и служанка, явно по-разному вспоминают прожитые дни. Одна с ностальгической улыбкой, другая с мыслями о нелёгкой, полной труда судьбе. Остатки былой роскоши, предметы золочёного сервиза и кружевной чепец барыни контрастируют с упавшим деревом и заколоченным барским домом с колоннами на заднем плане.

https://i.postimg.cc/rFhnfs2t/096-IMG-20240716-113442.jpg https://i.postimg.cc/28j9dvMD/097-IMG-20240716-113446.jpg

Александр Рубцов. "В гостиной". Начало ХХ века.  Галерея Ильи Глазунова.

https://i.postimg.cc/dQjSTnW6/098-IMG-20240716-113506.jpg

Картину «В гостиной» Александр Рубцов выполнил как дипломной работу. Художник изобразил девушек в платьях по моде эпохи наполеоновских войн, в руке у одной из них лист бумаги, другая — в слезах. Богатые интерьеры комнаты Рубцов написал в имении Марьино князя Павла Голицына. Академический совет оценил работу, присудив Рубцову звание художника и отправив в заграничную поездку на четыре года. Совершив путешествие по европейским городам, в 1914 году Рубцов оказался в Тунисе, где впоследствии принял решение остаться. Молодой живописец обосновался в пригороде столицы Туниса и много путешествовал по Северной Африке. А картина попала на обложку 9-го номера журнала «Столица и усадьба».
Вспомнила, что когда-то довелось попасть на выставку Александра Рубцова, заодно побывать в очень закрытом клубном особняке, а теперь этого клуба уже нет. что Выставка картин Александра Рубцова  в закрытом клубе Baltzer Club

https://i.postimg.cc/3xdLVh3f/100-IMG-20240716-113534.jpg

Анастасия Уханова. "Хозяюшка". 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

https://i.postimg.cc/W1C9Py3N/101-IMG-20240716-113559.jpg

Хорошо у этой хозяюшки в доме.  Чистота и столько симпатичных деталей ! И детские игрушки, и кролик, и туесок с грибами, и овощи

https://i.postimg.cc/k5STMy6x/103-IMG-20240716-113605.jpg https://i.postimg.cc/nzt0XQBN/104-IMG-20240716-113611.jpg

0

238

Следующий раздел называется "Художественные выставки".

Обзоры культурных событий в газетах и журналах были в начале ХХ века чрезвычайно популярны. Рецензии на выставки публиковались даже в общественно-политических изданиях. Разумеется, и Владимир Крымов не мог оставить свой журнал «Столица и усадьба» без художественного раздела.
Писать отзывы об экспозициях был специально приглашён критик Сергей Кондаков. Его личный вкус оказался довольно консервативен. Так о выставке футуристов Кондаков писал: «Время от времени дома сумасшедших устраивают выставки изделий своих питомцев. Иногда здесь бывают интереснейшие произведения больной души. Футуристы не сумасшедшие и не больные таланты, это просто развязные молодые люди, вроде тех, что торгуют из-под полы на бульварах Парижа или под аркадой Неаполя. Удивительно одно, каким образом императорское общество поощрения художеств прикасается к этому делу… Эта выставка треугольников, молотков, коробок от пудры, ложек, спичек, старых жестяных труб. А по трагическому утверждению одной из посетительниц даже отрубленного хвостика милого Тоби никакого касательства к художеству не имеет. А расчёт господ футуристов прост – всегда найдутся умники, которые будут ходить вокруг хвостика Тоби и глубокомысленно рассуждать – почему он закручен вправо, а не влево».

Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

https://i.postimg.cc/cHMTw4cC/106-IMG-20240716-113653.jpg

Впервые встречается этот художник, работавший в жанре"ню".
Виталий Тихов родился в 1876 года в Киевской губернии. Получил общее образование в Моршанском реальном училище. С 1901 по 1904 год учился в частной художественной студии А. В. Маковского. В 1904 году В. Г. Тихов поступает вольнослушателем в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился у руководителя жанровой мастерской училища, профессора В. Е. Маковского, отца А. В. Маковского. Считался одним из наиболее талантливых учеников В. Е. Маковского. ( куда ни кинь -всюду  Маковские в последнее время !  :rolleyes: )
В 1912 году выпускается из училища. За выставленную на Конкурсной выставке Императорской Академии художеств за 1912 год картину «Купальщицы», В. Г. Тихову присвоено звание художника с правом пенсионерской поездки за границу.

https://i.postimg.cc/CL67j2bG/108-IMG-20240716-113659.jpg

https://i.postimg.cc/g0y3BtLB/110-IMG-20240716-113720.jpg

Одним из любимых мотивов живописи В. Тихова было изображение обнаженной натуры. Он не думал аллегориями, его работы – это, скорее, этюды натурщиц (одна из них – главная и постоянная – жена художника), где автор стремится подчеркнуть красоту и бледность нежной кожи, эффектнее оттенить ее цветными драпировками. Импрессионистическая свежесть и декоративность письма станут главными особенностями его работ. Выполненные в нарядной, звучной красочной гамме, произведения Тихова органично вписывались в качестве декоративного элемента в интерьеры того времени.

https://i.postimg.cc/G3Kqpt2S/109-IMG-20240716-113703.jpg

C 1916 года  Тихов участвует в выставках передвижников.
В 1930-е годы живопись художника претерпела изменения, В. Г. Тихов пишет картины посвящённые строительству нового общества, индустриализации, Рабоче-крестьянской Красной армии и флоту.

Елизавета Уводская. "Натюрморт"  1917г. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова. Уфа

https://i.postimg.cc/x8f5RDsR/111-IMG-20240716-113735.jpg

Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (на фоне стены). 1916. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

https://i.postimg.cc/6qM0bjgN/113-IMG-20240716-113758.jpg

Про «стену» в названии упомянули не случайно. Узоры на обоях проработаны более детально, чем сама героиня, и это создает эффект обратной перспективы. Надежда Сапожникова была одной из первых учениц Фешина. Происходила из известной казанской купеческой семьи и имела возможность финансово помогать другим, приобретая работы преподавателей и учеников школы по высоким ценам, вносила плату за обучение малообеспеченных студентов. В первую очередь она помогала Фешину, заказывая ему портреты.

0

239

Савелий Сорин. "Портрет князя Сергея Михайловича Волконского"  1914г. Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля.

https://i.postimg.cc/285TLYLj/115-IMG-20240716-114041.jpg

Используемая Сориным техника позволяла отражать мельчайшие детали, создавать тонкие психологические портреты. У него почти отсутствует фон, иногда его нет вовсе, зачастую и одежда лишь схематична. Зато лицо, особенно глаза – зеркало души – выписаны с невероятной точностью.
Князь Сергей Михайлович Волконский ( 1860 - 1937 ) — русский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор; камергер, статский советник.  Происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, убитого в Золотой Орде в 1246 году. Прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф, был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» — шефом жандармов, особо доверенным лицом императора Николая I.
Окончил  Историко-филологический факультет Петербургского университета. Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. С февраля 1926 года постоянно жил в Париже. В эмиграции — постоянный сотрудник газеты «Последние новости», театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии — её директор, педагог многих школ балета и танца.
В 1936 г. обвенчался с Мэри Ферн Фрэнч ,  дочерью американского дипломата, но насладиться семейной жизнь не удалось. Уже в 1937г. князь скончался городке Хот-Спрингс, это горный курорт в штате  Виргиния.

Константин Сомов. "Две дамы на террасе". 1896г. Русский музей

https://i.postimg.cc/vZJvK6qD/117-IMG-20240716-114051.jpg

https://i.postimg.cc/zGbjpkk9/119-IMG-20240716-114101.jpg

Екатерина Гольдингер. Солнечный луч. 1911. Государственный художественный музей Алтайского края.
Об этой картине Гольдингер критик Кондаков писал следующее: «Робкий весенний солнечный луч Гольдингера», - увы, критик не разобрался, что автор женщина, - «золотит серую стену. Несмотря на скромность сюжета, картина эта производит впечатление виртуозного изучения натуры». Екатерина Гольдингер профессионального художественного образования не имела, она брала частные уроки у преподавателей московского училища живописи Константина Савицкого и Леонида Пастернака. Затем училась в Париже в мастерской Кормона. Мотив солнечных бликов в интерьере был у художницы одним из любимых.

https://i.postimg.cc/JhjQC4vx/120-IMG-20240716-114107.jpg

Виктор Штембер. Сидящая обнажённая. 1910-е (?).Собрание С. Степанова, Москва.

https://i.postimg.cc/66Z4HmsV/122-IMG-20240716-114127.jpg

Следующие две картины уже выставлялись здесь в музее русского импрессионизма на выставке «Охотники за искусством» .
Первая  -это картина Николая Калмакова " Фимиам". 1915. Собрание Н KGallery, Санкт-Петербург

https://i.postimg.cc/kXd6Lv90/124-IMG-20240716-114208.jpg

Имя Николая Калмакова — живописца, скульптора, иллюстратора и художника театра — долгое время оставалось в тени, а история жизни окутана загадками и легендами. Калмаков предпочитал в творчестве обращаться к мифическим и нереальным сюжетам и персонажам. Любопытно, что таким было не только творчество, но и сама жизнь художника. Он никогда не покупал красок, готовил их из трав и растений, а жил в уединении.
Картина «Фимиам» сочетает в себе характерные для Калмакова ориентальные и экзотические мотивы, романтизм и мистицизм — довольно необычный набор для художника XX века. Работа долгое время находилась в собрании Николая Тимофеева, главного военного психиатра СССР. Такое экзотическое искусство интересовало его не только как коллекционера, но и как психиатра-практика: Тимофеев активно использовал арт-терапию в своей врачебной деятельности, что было большой редкостью для XX века.

И вторая картина - это Борис Григорьев "В Парижском кафе" 1913г. Частное собрание. Москва

https://i.postimg.cc/x1fk1jXg/127-IMG-20240716-114229.jpg

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Григорьева, царскосельского мещанина, по образованию - бухгалтера, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка. В возрасте четырёх лет был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца. Позднее в воспоминаниях художник напишет, что его детство в Рыбинске из-за его полурусского-полушведского происхождения и из-за незаконнорожденнности не было счастливым.
Борис Григорьев эмигрировал из России в 1919 году. За рубежом он стал одним из самых известных русских художников, но при этом на родине его забыли на долгие десятилетия, и первые его выставки в СССР состоялись только в конце 1980-х. Зато сегодня это один из самых востребованных и высоко оцененных авторов на рынке русского искусства, его работы, как живописные, так и графические, продаются за сотни тысяч и миллионы долларов.

https://i.postimg.cc/nLMCqdYD/129-IMG-20240716-114217.jpg

0

240

https://i.postimg.cc/fb8bd2rF/130-IMG-20240716-114300.jpg

Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

https://i.postimg.cc/sX1p80Gd/131-IMG-20240716-114346.jpg

Сергей Судейкин, отчисленный из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за демонстрацию работ «непристойного содержания», стал впоследствии участником выставок «Алой розы» и «Голубой розы», а Абрам Эфрос назвал его наряду с Сапуновым и братьями Милиоти «мистификатором», противопоставив «мистикам» – Кузнецову, Сарьяну и Уткину. В поездке по Кавказу и Италии Судейкин написал много работ, сочетая, по собственному признанию, «импрессионизм и реализм в пейзаже», а в Париже был «очарован гениальным художником Гогеном».

Мотив неба и воды, декоративный символизм, сочетание пантеизма с реализмом определяют пластику «Морской идиллии» Судейкина: здесь берег населен русалками и сатирами, море – тритонами и парусниками, а небо – античными божествами воды и воздуха. Орнаментализм красочной поверхности, наследует достижениям постимпрессионизма. Судейкин здесь оперирует широким, плотным и ярким мазком, превращая станковую картину в подобие театрального задника.

Константин Богаевский. Воспоминание о Мантенье. Эскиз. 1910г. Вятский художественный музей им. Васнецовых.

https://i.postimg.cc/GmJJsDnN/133-IMG-20240716-114330.jpg

Константин Федорович Богаевский — русский художник-пейзажист Серебряного века, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма — Киммерии. Богаевский учился в Петербургской Академии художеств в мастерской А. И. Куинджи, участвовал в выставках общества «Мира искусства». Почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Начиная с 1910 года, после путешествия в Европу, Богаевский, под впечатлением от немецких и итальянских мастеров эпохи Возрождения, пишет классические пейзажи. В его работах этого периода прослеживается несомненное влияние Клода Лоррена, у которого художник позаимствовал идею освещения. Однако творческий путь Богаевского всегда был обособлен и самостоятелен. Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, он добивался декоративности и монументальности образов. Гармоничные и изысканные тона его картин напоминают старинные гобелены. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом».
Художник всегда отделял работу с натуры, этюды, от создания самой картины. Во время работы на пленэре зрел лишь замысел полотна. До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей «внутренней» страны — «Богаевии», которым свойственна запечатленная тишина, внутренняя сосредоточенность. По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир». В своей работе «Воспоминание о Мантенье» художник показал своеобразную суровую красоту скалистого пейзажа, где каменные уступы напоминают изображения гористой местности в Италии, и написал их в манере, характерной для итальянского художника эпохи Ренессанса Андреа Мантеньи.

Георгий Якулов "Фантазия". 1910-е гг. Самарский областной художественный музей.

https://i.postimg.cc/MT4y8b1c/135-IMG-20240716-114406.jpg

Следующий раздел выставки "Петроград во время войны".
С началом Первой мировой войны журнал почти не изменил своей повестки. В этой рубрике только сообщалось, что большинство дам нашего общества занято работой в Красном кресте, в разных общинах и лазаретах, шитьём на раненых дома - мы будем печатать серию портретов работающих. В соответствии с этим обещанием на страницах журнала публиковались фотографии представительниц столичной элиты. На выставках же отражение войны все-таки иногда появлялось, но не часто.

https://i.postimg.cc/cJFRFNHB/138-IMG-20240716-114550.jpg

Николай Харитонов "Мать и дитя"  1916г. Частное собрание. Москва
В годы Первой мировой Харитонова мобилизовали по заказу Трофейной комиссии для выполнения портретов и карандашных зарисовок генералов русской армии — но в 1916 году он нарисовал картину, на которой изобразил героев мирной жизни, мать и ребенка.

https://i.postimg.cc/y8PcNzFC/139-IMG-20240716-114536.jpg

Максим Мартынов. Портрет великой княгини Виктории Фёдоровны. 1915-1916.. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

https://i.postimg.cc/1zdggRX2/141-IMG-20240716-114610.jpg

Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская , во втором браке — Виктория Фёдоровна (1876 - 1936) — дочь Альфреда, герцога Саксен-Кобург-Готского и Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны; по отцу — внучка королевы Виктории, по матери — императора Александра II.
Детские годы Виктории Мелиты прошли в Великобритании и на острове Мальта, где её отец служил в королевском военно-морском флоте. В 1889 принцесса вместе с семьёй переехала в Кобург, и в 1893 году её отец стал правящим герцогом Саксен-Кобург-Готы. В юности Виктория Мелита влюбилась в кузена со стороны матери великого князя Кирилла Владимировича, однако брак между ними был невозможен, поскольку православие не одобряло близкородственные связи. Под давлением родственников, в частности бабушки — королевы Виктории, в 1894 году принцесса вышла замуж за гессенского кузена герцога Эрнста Людвига. Брак, в котором родилось двое детей, один из которых родился мёртвым или умер в младенчестве, не был счастливым. Герцог помимо всего прочего оказался еще и гомосексуалистом.
Виктория Мелита жаждала развода, однако королева Виктория, обожавшая дочь принцессы Елизавету, не позволяла супругам развестись. Когда в 1901 году королева умерла, Виктория Мелита смогла добиться расторжения брака. Через два года после этого умерла от тифа её единственная дочь.
После развода Виктория Мелита поселилась в Кобурге в доме овдовевшей матери. В 1905 году принцесса вышла замуж за великого князя Кирилла Владимировича. Брак был заключён в нарушение как английских, так и российских законов: не было получено формальное разрешение короля Эдуарда VII  и был проигнорирован запрет императора Николая II на этот брак. По приказу императора Кирилл Владимирович был лишён всех постов и привилегий члена императорской семьи, кроме того супругам было запрещено проживать в России. Переехать на родину Кирилла Владимировича Виктории Мелите удалось только в 1909 году, когда у них уже родились двое дочерей, Мария и Кира, и они проживали в Париже. За три дня до рождения старшей дочери Виктория Мелита приняла православие под именем «Виктория Фёдоровна». Вскоре после рождения Марии император Николай II признал брак её родителей, позволил Виктории Фёдоровне принять титул «великой княгини» и вернул Кириллу Владимировичу все привилегии. С 1910 года супруги проживали в России.
Во время Первой мировой войны Виктория Фёдоровна, как и другие представительницы императорской фамилии, активно занималась благотворительной деятельностью. После Февральской революции летом 1917 года Виктория Фёдоровна вместе с мужем и дочерьми уехала в Финляндию, где родился её последний ребёнок — сын Владимир. В 1920-х годах супруги много путешествовали по Европе, где встречались с другими изгнанными членами семьи. В 1924 году на правах старшего представителя династии Кирилл Владимирович принял титул императора, а Виктория Фёдоровна — императрицы, хотя эти действия оспариваются другими представителями династии. В 1936 году Виктория Фёдоровна отправилась в Аморбах, чтобы навестить старшую дочь. Здесь она перенесла инсульт и умерла от воспаления лёгких 2 марта. Виктория Фёдоровна была похоронена 10 марта 1936 года в семейной усыпальнице герцогов Саксен-Кобург-Готских в Кобурге; 7 марта 1995 года прах великой княгини был перезахоронен в Великокняжеской усыпальнице в Санкт-Петербурге.

Владимир Маковский "Разгромленная квартира". 1915г. Государственный музей политической истории России. Санкт-Петербург. ( солдат пытается что-то сыграть на пианино,  а офицер в дверях на это смотрит )

https://i.postimg.cc/rF2rCpjL/143-IMG-20240716-114621.jpg

Александр Маковский "Портрет академика Якова Дмитриевича Андреева ". 1915г. Частное собрание. Москва

https://i.postimg.cc/MTcQtMgz/145-IMG-20240716-114631.jpg

Яков Дмитриевич Андреев (1871 – 1930) – художник-гравер, учитель рисования, статский советник, академик Императорской Академии художеств. Вольнослушатель Академии художеств с 1887 по 1893 в классе батальной живописи. Получил медали: в 1891 – 2 серебряную; в 1892 – 1 серебряную. 26 ноября 1893 – звание неклассного художника. В 1898-1899 в качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, где занимался гравюрой под руководством В. В. Матэ.  С 1902 помощник инспектора классов Высшего художественного училища; с 1906 инспектор классов; в 1911 дано звание академика. Работал как портретист. В 1911 его произведения экспонировались на Всемирной выставке в Риме.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Москва. Музей русского импрессионизма.